Рабочий план счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:20, доклад

Описание

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходимы четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета - их систематизированный перечен

Работа состоит из  1 файл

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ.docx

— 30.28 Кб (Скачать документ)

Бюджетно-распределительный  счет (счета 63, 84, 96, 97, 98) предназначен для  разделения затрат между отдельными отчетными периодами. Эти счета  помогают устранить колебания себестоимости  выпускаемой продукции (работ, услуг) по отчетным периодам.

Калькуляционные счета бухгалтерского учета (счета 20, 23, 29, 44) предназначены для исчисления себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых  услуг в отчетном периоде. По дебету калькуляционных счетов отражаются затраты на производство продукции, по кредиту отражается списание фактической  себестоимости выпущенной продукции.

Сопоставляющий  счет бухгалтерского учета предназначен для исчисления финансового результата отдельных хозяйственных операций и деятельности организации в  целом. На этих счетах один и тот  же объект учета отражается в двух разных оценках, в одной – по дебету, в другой – по кредиту. Существуют операционно-результативные и финансово-результативные сопоставляющие счета.

На операционно-результативном сопоставляющем счете (счета 28, 90, 91) учитываются  расходы и доходы по операциям  реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, выбытия основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов.

На финансово-результативном счете (счет 99) отражаются по кредиту  – прибыль от реализации объектов имущества и прочих операций, по дебету отражаются убытки и прочие внереализационные расходы.

План  счетов содержит забалансовые счета, на которых учитываются ценности, временно находящихся у организации, но не принадлежащие ей. Сущность бухгалтерского учета на забалансовых счетах заключается в том, что в них отражаются события и операции, не влияющие в данный момент на состояние баланса организации и на результат его финансово-хозяйственной деятельности. Записи на забалансовых счетах ведутся либо по дебету, либо по кредиту, то есть отсутствует корреспонденция забалансовых счетов между собой и другими счетами бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций ведется в валюте Российской Федерации. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной  денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации  других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Документирование  имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение  регистров бухгалтерского учета  и отчетности осуществляется на русском  языке. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» русский язык является государственным  языком Российской Федерации на всей ее территории. Положение о государственном языке Российской Федерации закреплено и в статье 68 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в соответствии с которой русский язык является государственным языком Российской Федерации.

 

 

5.2. Двойная запись, бухгалтерские  проводки, синтетические и аналитические  счета, журнал хозяйственных операций.

 

Метод двойной записи заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды — в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.

Процедура определения счетов, затрагиваемых  данной хозяйственной операцией, и последующего отражения на этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка составляется только на основании  документов.

Для составления  бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:

• определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных  средствах предприятия;

• по «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.

Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.

В результате обработки документов бухгалтер  устанавливает корреспонденцию  счетов или проводку (сумма операций как бы проводится от счета к счету), указывая дебетуемый и кредитуемый  счета. Проводка (корреспонденция) может  быть простой, если на основании документа по операции указываются два счета, и сложной — при участии трех и более счетов.

Пример.

1. Выдана из кассы заработная  плата работникам организации  50 000 руб. Составляем простую бухгалтерскую проводку:

Д-т «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 50 000 руб,

К-т «Касса» — 50 000 руб.

2. Выдана из кассы заработная  плата работникам организации  50 000 руб. и деньги подотчет на командировку 6000 руб.

Сложная проводка:

Д-т «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 50 000 руб.

Д-т «Расчеты с подотчетными лицами» — 6000 руб.

К-т «Касса» — 56 000 руб.

Сложную проводку можно выразить двумя простыми проводками:

Д-т «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 50 000 руб.

Д-т «Касса» — 50 000 руб.

Д-т «Расчеты с подотчетными лицами» — 6000 руб.

К-т «Касса» — 6000 руб.

Активные и пассивные  счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов в обобщенном виде.

Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Их данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Отражение хозяйственных средств и процессов  в обобщенном виде на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

К счетам синтетического учета, имеющим несколько  групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет является промежуточным звеном между синтетическим счетом и открытыми к нему аналитическими счетами.

Например, на синтетическом счете 10 «Материалы»  предусмотрено 11 субсчетов:

    1. «Сырье и материалы».
    2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
    3. «Топливо».
    4. «Тара и тарные материалы».
    5. «Запасные части».
    6. «Прочие материалы».
    7. «Материалы, переданные в переработку на сторону».
    8. «Строительные материалы».
    9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
    10. «Спецоснастка и спецодежда на складе».
    11. «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации».

На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.

Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми («Касса», «Расчетный счет» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными («Материалы», «Вложения во внеоборотные активы», «Товары» и др.).

Аналитические счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.

Между синтетическим  счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:

• сальдо начальное и конечное данного синтетического счета равно  сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых к данному счету;

• суммы оборотов по дебету и кредиту  одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических  счетов, относящихся к нему.

ЖУРНАЛ  УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ - инвентарная  книга, которая заполняется только от руки, или набор однотипных бланков, которые заполняются от руки, машинописью, с помощью ЭВМ. В журнале отражаются последовательно все производственно-хозяйственные  операции предприятия по начислению, получению, перечислению, оприходованию, оплате, списанию имущества, средств, обязательств. На основе данных журнала составляется оборотно-сальдовый баланс.

Каждый  факт хозяйственной жизни отражается соответствующим документом. А потому, процесс заполнения журнала учета  хозяйственных операций сводится к  переносу данных из этого документа  в журнал. Назовем этот процесс  отработкой документа в журнале  учета. Поскольку, как мы увидим ниже, отработка документа в журнале  учета хозяйственных операций автоматически  приводит к отражению его данных на счетах бухгалтерского учета и  в бухгалтерской отчетности, в  рамках Системы понятия "отработка  в журнале учета хозяйственных  операций" и "отработка в бухгалтерском  учете" фактически совпадают.

Если  документ был сформирован или  зарегистрирован в каком-либо разделе  Системы, его отработка в значительной мере автоматизирована. На основании  такого документа по предварительно заданному правилу формируется  запись в журнале учета хозяйственных  операций.

Если  документ не был зарегистрирован  в Системa и хранится только на бумаге, хозяйственная операция формируется вручную. Система предлагает различные способы для облегчения этого процесса. Так, например, можно воспользоваться специально подготовленным образцом или выбрать в качестве образца ранее зарегистрированную подобную хозяйственную операцию.

ЖУРНАЛ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ — учетный  регистр, в котором фиксируются  все хозяйственные операции предприятия, компании.


Информация о работе Рабочий план счетов