Различия
между МСФО и российской
системой бухгалтерского
учета
Определение
бухгалтерской (финансовой)
отчетности
МСФО
1, МСФО 34 и ПБУ 4/99
В РСБУ бухгалтерская отчетность
- это единая система данных
об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе
данных бухгалтерского учета по установленным
формам (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996
N129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.
4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации").
Согласно МСФО финансовая отчетность
представляет собой структурированное
представление финансового положения
и операций, осуществленных компанией
(п. 7 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой
отчетности" (Presentation of Financial Statements); далее
- МСФО 1).
Как следует из сравнения определений,
которые дают РСБУ и МСФО понятию
"финансовая (бухгалтерская) отчетность",
международные стандарты не содержат
условия о жесткой привязке показателей
отчетности к данным бухгалтерского учета,
выводя порядок отражения конкретных
фактов хозяйственной деятельности за
рамки регулирования стандартами составления
отчетности.
Кроме того, МСФО, в отличие от
определения отчетности РСБУ, неуказывают
на наличие установленных форм отчетности.
Цель
бухгалтерской (финансовой)
отчетности
Согласно документам российской
системы нормативного регулирования
бухгалтерская отчетность должна давать
достоверное и полное представление о
финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).
В МСФО целью финансовой отчетности
общего назначения является представление
информации о финансовом положении, финансовых
результатах деятельности и движении
денежных средств компании, полезной для
широкого круга пользователей при принятии
экономических решений. Финансовая отчетность
также показывает результаты управления
ресурсами, доверенными руководству компании
(п. 7 МСФО 1).
При формулировании цели составления
финансовой отчетности МСФО делают
акцент на удовлетворении информационных
потребностей широкого круга пользователей
для принятия экономических решений. При
этом согласно МСФО к пользователям отчетности
относятся реальные и потенциальные инвесторы,
работники, кредиторы (займодавцы), поставщики
и иные торговые кредиторы, покупатели,
правительства и их органы, общественность.
Однако информационные потребности
всех пользователей не могут
быть удовлетворены в равной мере, поэтому
необходимо выделить те информационные
потребности, которые будут являться общими
для всех пользователей финансовой отчетности.
При этом, поскольку согласно Принципам
подготовки и составления финансовой
отчетности (далее -Принципы) МСФО инвесторы
являются поставщиками капитала для компании,
предоставление информации, удовлетворяющей
их потребности, также будет удовлетворять
большинство потребностей других пользователей
финансовой отчетности.
Таким образом, МСФО устанавливают
приоритет потребностей инвесторов
перед другими группами пользователей
финансовой отчетности и одновременно
исходят из предположения о том, что информация
о финансовом положении организации, результатах
ее деятельности и изменениях в финансовом
положении необходима широкому кругу
пользователей и способ на удовлетворить
их потребности должным образом.
Цель бухгалтерской отчетности,
сформулированная в РСБУ, в целом
совпадает с формулировкой цели в МСФО.
Однако российская практика сложилась
таким образом, что в большинстве случаев
отчетность составляется не в целях удовлетворения
интересов широкого круга пользователей
в информации, необходимой им для принятия
экономических решений, а для формального
исполнения требований законодательства
в части порядка составления и представления
отчетности. И несколько "обезличенное"
определение финансовой (бухгалтерской)
отчетности, данных нормативных документах,
полностью оправдывает такую практику.
Еще одно отличие в целях
составления отчетности в МСФО
и РСБУ прямоне следует из приведенных
определений, но существование его подтверждается
результатами анализа большинства МСФО.
Если для российских пользователей
отчетности наибольший интерес представляет
информация о финансовых результатах
деятельности компании, то конкретное
содержание международных стандартов,
с нашей точки зрения, в большей степени
направлено на формирование достоверной
информации о финансовом положении компании,
чем о ее финансовых результатах. Свидетельством
тому являются и жесткие требования, предъявляемые
к процедурам признания активов, и введение
требований по их оценке на основании
справедливой стоимости.
Отчетный
период и отчетная
дата
В РСБУ бухгалтерская отчетность
составляется за отчетный год.
Отчетным годом считается период с 1 января
по 31 декабря календарного года включительно.
Иной отчетный период установлен для вновь
созданных организаций (п. 2 ст. 14 Закона
"О бухгалтерском учете", п. 36 Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РоссийскойФедерации, утверждено
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н,
далее- Положение).
Отчетной датой считается последний
календарный день отчетногопериода
(п. 37 Положения, п. 12 ПБУ 4/99).
По правилам МСФО финансовая
отчетность должна представляться
как минимум ежегодно. Когда в исключительных
обстоятельствах отчетная дата компании
изменяется и годовая финансовая отчетность
представляется за период продолжительнее
или короче, чем один год, компания в дополнение
к периоду, охваченному финансовой отчетностью,
должна раскрыть:
а) причину выбора периода,
отличающегося от одного года,
и
б) факт того, что сравнительные
суммы для отчетов о прибылях
и убытках, об изменениях капитала, о движении
денежных средств и соответствующих примечаний
не в полной мере сопоставимы (п. 49 МСФО
1).
Определения понятия "отчетная
дата" МСФО не содержат, отчетная
дата не зафиксирована. Наряду с иными
компонентами финансовой отчетности должна
быть обозначена "отчетная дата или
период, охватываемый финансовой отчетностью,
в зависимости от того, что больше подходит
для соответствующего компонента финансовой
отчетности" (подп. "c" п. 46 МСФО1).
Таким образом, в отличие от
российских стандартов, МСФО не
фиксируют отчетную дату, а также предусматривают
возможность выбора организацией отчетного
периода, в том числе для промежуточной
отчетности.
Российские нормативные документы
четко определяют периодичность
составления как промежуточной, так и
годовой бухгалтерской (финансовой)отчетности,
делая исключения лишь для вновь созданных
организаций.
Промежуточная
отчетность
РСБУ установлено, что месячная
и квартальная отчетность является
промежуточной и составляется нарастающим
итогом с начала отчетного года (п. 3 ст.
14 Закона "О бухгалтерском учете").
Организация должна сформировать промежуточную
бухгалтерскую отчетность не позднее
30 дней по окончании отчетного периода
(п. 51 ПБУ 4/99).
В состав промежуточной бухгалтерской
отчетности включаются бухгалтерский
баланс и отчет о прибылях и убытках, если
иное не установлено, в частности, учредителями
(участниками) (п. 49 ПБУ 4/99).
В МСФО промежуточный период -
отчетный период, продолжительность
которого меньше, чем полный финансовый
год. Промежуточная финансовая отчетность
- это финансовая отчетность, содержащая
полный пакет или набор сокращенных финансовых
отчетных форм (компонентов) за промежуточный
период.
МСФО 34 (МСФО (IAS) 34 "Промежуточная
финансовая отчетность"(Interim Financial
Reporting)) устанавливает минимальный состав
промежуточной финансовой отчетности
(краткий бухгалтерский баланс; краткий
отчет о прибылях и убытках; краткий отчет
о движении денежных средств; краткий
отчет об изменениях капитала; примечания
к финансовой отчетности). Однако компания
может публиковать полный пакет отчетных
форм в своей промежуточной финансовой
отчетности, а не сокращенную отчетность
и некоторые примечания к финансовой отчетности.
Таким образом, требования МСФО
в отношении порядка представления
и состава промежуточной отчетности существенно
менее формализованы, чем требования РСБУ.
Так, непосредственно в тексте
МСФО 34 сделана оговорка о том,
что"настоящий Стандарт не содержит
указаний на то, какие именно компании
должны публиковать промежуточную финансовую
отчетность, с какой периодичностью или
в какой срок после окончания промежуточного
периода".Эти вопросы относятся к компетенции
национальных правительств, организаций,
регулирующих обращение ценных бумаг,
фондовых бирж и органов, устанавливающих
правила бухгалтерского учета.
Что касается состава отчетности,
то МСФО 34 определяют минимально
необходимый состав отчетности, делая
при этом оговорку о том, что организация
по своему усмотрению может представлять
полный пакет отчетности.
РСБУ четко определяют периодичность
составления промежуточной отчетности,
не акцентируя внимание на том, какие организации
обязаны составлять и представлять такую
отчетность. Таким образом, такая отчетность
должна составляться всеми организациями.
РСБУ регламентируют и состав
промежуточной отчетности, включая
в нее бухгалтерский баланс и отчет
о прибылях и убытках.