Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:37, реферат
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
Введение 3
Аудиторские стандарты и их назначение 4
Анализ стандартизации аудиторской деятельности 5
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Федеральное агентство путей сообщения
железнодорожного транспорта
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский
Государственный Университет
Факультет
«Экономика и управление»
Кафедра
бухгалтерского учета и налогообложения
Реферат
По дисциплине
«Международные стандарты аудита»
Тема: Ретроспективный
анализ стандартизации аудиторской деятельности
в РФ
Выполнили:
студенты группы Б-07-1,
Давыдова Майя,
Маштакова Елизавета,
Свешникова Ирина
Преподаватель:
Ларюнина
Е. В.
Иркутск, 2010
Содержание
В
настоящее время аудит является
отдельной сферой предпринимательской
деятельности профессиональных аудиторов
по осуществлению независимых
В
РФ законодательная база аудиторской
деятельности стала формироваться
в 1993 г. с утверждением Временных
правил аудиторской деятельности в
РФ. В настоящее время в России
действует ФЗ «Об аудиторской
деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил
(стандартов) аудиторской деятельности
к нему (ПСАД), которые разрабатывались
с 1996 по 2000 года.
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
обеспечивают
связь отдельных элементов
Аудиторская деятельность, в современном понимании этого термина, является сравнительно молодым видом деятельности в нашей стране - ее официальная история насчитывает чуть больше 20 лет. Поэтому не удивительно, что в отличие от бухгалтерского учета (имеющего в России давние традиции, развитые крупными научными школами, и существенно отличного от теории и практики учета других национальных школ и Международных стандартов финансовой отчетности) стандартизация аудиторской деятельности с самого ее зарождения ориентировалась на Международные стандарты аудита (МСА), разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров.
В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.
Работа
над современным вариантом
В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.
Первым этапом в развитии стандартизации профессиональной деятельности можно считать период 1993-2001 гг., когда на основании Временных правил развития аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). Введенные в этот период ПСАД разрабатывались на основе МСА и практически не имели существенных содержательных отличий от последних.
Пожалуй, наиболее важным отличием отечественных стандартов от МСА, сохраняющимся до настоящего времени, является отличие не содержательное, а чисто формальное — в то время как текст МСА оформлен шрифтом разной жирности (жирным и обычным), текст всех отечественных стандартов напечатан обычным шрифтом. Этот, казалось бы, чисто технический вопрос имеет весьма серьезное значение — собственно требованиями МСА являются положения, приведенные жирным шрифтом. Обычный текст представляет собой разъяснения, комментарии по применению требований. Поскольку весь текст отечественных стандартов приведен одинаковым шрифтом, отличить, что именно является требованием, а что - разъяснением, иногда бывает достаточно затруднительно, тем более что в содержательном отношении большинство их положений не представляет собой требований.
С принятием в 2001 г. Федерального закона № 119-ФЗ обязательность применения стандартов при оказании аудиторских услуг была определена на законодательном уровне. Введенные на основании этого закона в период 2002-2008 гг. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696 (далее - Постановление № 696) с изменениями и дополнениями, введенными последующими постановлениями Правительства РФ, определяют второй этап стандартизации профессиональной деятельности аудиторов в Российской Федерации.
Несмотря на то, что и в этот период разработка ФПСАД осуществлялась на основе МСА, различия между ФПСАД и МСА увеличились. МСА изменялись и совершенствовались, при этом наиболее значительные изменения состояли в отмене с 15 декабря 2004 г. МСА 310 «Понимание бизнеса», введении так называемых «рисковых» стандартов — МСА 315 и 330 — и соответствующем изменении терминологии по тексту МСА.
Отечественные же ФПСАД, введенные Постановлением № 696, а также последующими постановлениями от 04.07.03 № 405, от 07.10.04 № 532, от 16.04.05 № 228, от 25.08.06 № 523, от 22.07.08 № 557, от 19.11.08 № 863, были в основном ориентированы на предыдущую версию МСА. Вследствие естественного отставания разработки национальных стандартов от МСА и громоздкости механизма введения ФПСАД постановлениями Правительства РФ к настоящему времени введены в действие лишь некоторые ФПСАД, ориентированные на действующие МСА, среди которых, прежде всего, ФПСАД № 8 [5], практически являющийся аналогом МСА 315.
Принятие
и вступление в силу с 2009 г. Закона
№ 307-ФЗ положило начало новому этапу стандартизации
аудиторской деятельности в Российской
Федерации. Отличительными чертами этого
этапа являются:
■ требование разработки отечественных
федеральных стандартов аудиторской деятельности
(ФСАД) в соответствии с МСА;
■ изменение механизма разработки и принятия
ФСАД, а именно: утверждение
ФСАД уполномоченным федеральным органом
регулирования аудиторской деятельности
(в настоящее время — Министерство финансов
Российской Федерации) после рассмотрения
Советом по аудиторской деятельности
при данном органе.
К этому моменту ситуация со стандартизацией аудиторской деятельности в Российской Федерации оказалась следующей.
Во-первых,
среди действующих стандартов оказались
стандарты, принятые в разное время и ориентированные
на разные версии МСА, в т.ч.:
■ введенные в 1990-е гг. на основании Временных
правил аудиторской деятельности и одобренные
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте РФ такие стандарты, как
«Особенности аудита малых экономических
субъектов», «Налоговый аудит и другие
сопутствующие услуги по налоговым вопросам.
Общение с налоговыми органами», «Заключение
аудиторской организации по специальным
аудиторским заданиям» и др.;
■ введенные в 2002-2007 гг. ФПСАД № 1-6 и др.,
ориентированные на МСА, действовавшие
до 15 декабря 2004 г.;
■ ФПСАД № 8 и № 34; ориентированные на
действующую версию МСА.
Во-вторых, в результате разработки новых ФПСАД, на основе действующей с 15 декабря 2004 г. версии МСА, подготовлен, но не введен в действие ряд стандартов, опубликованных на сайте Минфина России. При этом аналоги наиболее тесно взаимосвязанных стандартов — МСА 315 и МСА 330 оказались на разных этапах разработки, вследствие чего аналог МСА 315 — новый ФПСАД № 8 - принят, а аналог МСА 330 - ФПСАД № 35 - подготовлен, но не принят. В результате действующие ФПСАД, введенные в разное время с ориентацией на разные версии МСА, используют разную терминологию и не имеют четкой увязки между собой.
В-третьих, с 15 декабря 2009 г. введен полный комплект обновленных МСА, что сразу обрекает вновь разработанные, но непринятые ФПСАД на устаревание, а положение ст. 7 Закона № 307-ФЗ о соответствии ФПСАД МСА — на неисполнение.
Введенные
с 15 декабря 2009 г. обновленные МСА разрабатывались
в течение нескольких последних лет в
соответствии с т.н. проектом «Ясность»
(Clarity project; далее - Концепция ясности). Цели
проекта, в частности, состояли в том, чтобы
повысить четкость положений стандартов
и обеспечить единообразное понимание
их требований в разных юрисдикциях. В
результате кардинально изменились структура
и характер изложения содержания стандартов
— требования были отделены от комментариев
и разъяснений, вынесенных в приложения.
В ходе работы над обновленной версией
МСА некоторые стандарты подверглись
лишь технической переработке — изменению
структуры и редактированию текста (например,
МСА 315 и МСА 330); некоторые претерпели более
содержательные изменения (например, МСА
560); ряд стандартов изменились достаточно
существенно (например, МСА 540, объединенный
с ранее действовавшим МСА 545, МСА 700); некоторые
стандарты прекращают свое действие (МСА
545, МСА 701); вводятся новые стандарты (МСА
265, МСА 450, МСА 705, МСА 706 и др.).
Информация о работе Ретроспективный анализ стандартизации аудиторской деятельности в РФ