Ретроспективный анализ стандартизации аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:37, реферат

Описание

В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.

Содержание

Введение 3
Аудиторские стандарты и их назначение 4
Анализ стандартизации аудиторской деятельности 5
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Доклад Катя.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство путей сообщения 

железнодорожного  транспорта

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

Иркутский Государственный Университет Путей  Сообщения 
 

      Факультет «Экономика и управление» 
 

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения 
 

Реферат

По дисциплине «Международные стандарты аудита» 
 

Тема: Ретроспективный анализ стандартизации аудиторской деятельности в РФ 
 

Выполнили:

студенты группы Б-07-1,

Давыдова  Майя,

Маштакова Елизавета,

Свешникова  Ирина

Преподаватель:

Ларюнина Е. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2010

 

    Содержание 
     
     

 

Введение

     В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской  деятельности профессиональных аудиторов  по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут  оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.

     В РФ законодательная база аудиторской  деятельности стала формироваться  в 1993 г. с утверждением Временных  правил аудиторской деятельности в  РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской  деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 года. 

Аудиторские стандарты и их назначение

     Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

     Различают четыре группы стандартов:

  • международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
  • национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных
  • внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

     Стандарты устанавливают общий подход к  проведению аудита, масштаб аудиторской  проверки, виды отчетов аудиторов, методологию  аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

     Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

     обеспечивают  связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Анализ  стандартизации аудиторской  деятельности

      Аудиторская деятельность, в современном понимании этого термина, является сравнительно молодым видом деятельности в нашей стране - ее официальная история насчитывает чуть больше 20 лет. Поэтому не удивительно, что в отличие от бухгалтерского учета (имеющего в России давние традиции, развитые крупными научными школами, и существенно отличного от теории и практики учета других национальных школ и Международных стандартов финансовой отчетности) стандартизация аудиторской деятельности с самого ее зарождения ориентировалась на Международные стандарты аудита (МСА), разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров.

      В России, где в настоящее время  происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

     Работа  над современным вариантом системы  общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С  самого начала эта система создавалась  как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.

     В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»  № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

     Федеральные правила (стандарты) базируются на международных  стандартах аудита.

      Развитие  стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.

      Первым  этапом в развитии стандартизации профессиональной деятельности можно считать период 1993-2001 гг., когда на основании Временных правил развития аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). Введенные в этот период ПСАД разрабатывались на основе МСА и практически не имели существенных содержательных отличий от последних.

      Пожалуй, наиболее важным отличием отечественных  стандартов от МСА, сохраняющимся до настоящего времени, является отличие не содержательное, а чисто формальное — в то время как текст МСА оформлен шрифтом разной жирности (жирным и обычным), текст всех отечественных стандартов напечатан обычным шрифтом. Этот, казалось бы, чисто технический вопрос имеет весьма серьезное значение — собственно требованиями МСА являются положения, приведенные жирным шрифтом. Обычный текст представляет собой разъяснения, комментарии по применению требований. Поскольку весь текст отечественных стандартов приведен одинаковым шрифтом, отличить, что именно является требованием, а что - разъяснением, иногда бывает достаточно затруднительно, тем более что в содержательном отношении большинство их положений не представляет собой требований.

      С принятием в 2001 г. Федерального закона № 119-ФЗ обязательность применения стандартов при оказании аудиторских услуг была определена на законодательном уровне. Введенные на основании этого закона в период 2002-2008 гг. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696 (далее - Постановление № 696) с изменениями и дополнениями, введенными последующими постановлениями Правительства РФ, определяют второй этап стандартизации профессиональной деятельности аудиторов в Российской Федерации.

      Несмотря  на то, что и в этот период разработка ФПСАД осуществлялась на основе МСА, различия между ФПСАД и МСА увеличились. МСА изменялись и совершенствовались, при этом наиболее значительные изменения состояли в отмене с 15 декабря 2004 г. МСА 310 «Понимание бизнеса», введении так называемых «рисковых» стандартов — МСА 315 и 330 — и соответствующем изменении терминологии по тексту МСА.

      Отечественные же ФПСАД, введенные Постановлением № 696, а также последующими постановлениями от 04.07.03 № 405, от 07.10.04 № 532, от 16.04.05 № 228, от 25.08.06 № 523, от 22.07.08 № 557, от 19.11.08 № 863, были в основном ориентированы на предыдущую версию МСА. Вследствие естественного отставания разработки национальных стандартов от МСА и громоздкости механизма введения ФПСАД постановлениями Правительства РФ к настоящему времени введены в действие лишь некоторые ФПСАД, ориентированные на действующие МСА, среди которых, прежде всего, ФПСАД № 8 [5], практически являющийся аналогом МСА 315.

      Принятие  и вступление в силу с 2009 г. Закона № 307-ФЗ положило начало новому этапу стандартизации аудиторской деятельности в Российской Федерации. Отличительными чертами этого этапа являются: 
■ требование разработки отечественных федеральных стандартов аудиторской деятельности   (ФСАД)   в   соответствии с МСА; 
■ изменение    механизма    разработки и принятия ФСАД, а именно: утверждение 
ФСАД уполномоченным федеральным органом регулирования аудиторской деятельности (в настоящее время — Министерство финансов Российской Федерации) после рассмотрения Советом по аудиторской деятельности при данном органе.

      К этому моменту ситуация со стандартизацией аудиторской деятельности в Российской Федерации оказалась следующей.

      Во-первых, среди действующих стандартов оказались стандарты, принятые в разное время и ориентированные на разные версии МСА, в т.ч.: 
■ введенные в 1990-е гг. на основании Временных правил аудиторской деятельности и одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ такие стандарты, как «Особенности аудита малых экономических субъектов», «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» и др.; 
■ введенные в 2002-2007 гг. ФПСАД № 1-6 и др., ориентированные на МСА, действовавшие до 15 декабря 2004 г.; 
■ ФПСАД № 8 и № 34; ориентированные на действующую версию МСА.

      Во-вторых, в результате разработки новых ФПСАД, на основе действующей с 15 декабря 2004 г. версии МСА, подготовлен, но не введен в действие ряд стандартов, опубликованных на сайте Минфина России. При этом аналоги наиболее тесно взаимосвязанных стандартов — МСА 315 и МСА 330 оказались на разных этапах разработки, вследствие чего аналог МСА 315 — новый ФПСАД № 8 - принят, а аналог МСА 330 - ФПСАД № 35 - подготовлен, но не принят. В результате действующие ФПСАД, введенные в разное время с ориентацией на разные версии МСА, используют разную терминологию и не имеют четкой увязки между собой.

      В-третьих, с 15 декабря 2009 г. введен полный комплект обновленных МСА, что сразу обрекает вновь разработанные, но непринятые ФПСАД на устаревание, а положение ст. 7 Закона № 307-ФЗ о соответствии ФПСАД МСА — на неисполнение.

      Введенные с 15 декабря 2009 г. обновленные МСА разрабатывались в течение нескольких последних лет в соответствии с т.н. проектом «Ясность» (Clarity project; далее - Концепция ясности). Цели проекта, в частности, состояли в том, чтобы повысить четкость положений стандартов и обеспечить единообразное понимание их требований в разных юрисдикциях. В результате кардинально изменились структура и характер изложения содержания стандартов — требования были отделены от комментариев и разъяснений, вынесенных в приложения. 
В ходе работы над обновленной версией МСА некоторые стандарты подверглись лишь технической переработке — изменению структуры и редактированию текста (например, МСА 315 и МСА 330); некоторые претерпели более содержательные изменения (например, МСА 560); ряд стандартов изменились достаточно существенно (например, МСА 540, объединенный с ранее действовавшим МСА 545, МСА 700); некоторые стандарты прекращают свое действие (МСА 545, МСА 701); вводятся новые стандарты (МСА 265, МСА 450, МСА 705, МСА 706 и др.).
 

Информация о работе Ретроспективный анализ стандартизации аудиторской деятельности в РФ