Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Содержание

Введение

1. Значение аудита в условиях рыночной экономики

2. Роль аудита в развитии функции контроля в Российской Федерации. Система финансового контроля и аудита в России

3. Взаимодействие внешнего и внутреннего контроля (аудита)

4. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля в единую систему в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине АУДИТ.docx

— 45.34 Кб (Скачать документ)

 

Негосударственное  образовательное  учреждение

Высшего  профессионального  образования

«ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

 

 

 

   Курсовая работа

        

На тему: «Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики»

 

 

 

 

Студент: Польшина М.Н.                                               Рег. № 15422/сл

 

 

                                 ИМЭИ, г. Москва – 2011 год

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 

 

1. Значение аудита в условиях рыночной экономики

 

2. Роль аудита в развитии  функции контроля в Российской  Федерации. Система финансового контроля и аудита в России

 

3. Взаимодействие внешнего  и внутреннего контроля (аудита)

 

4. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля в единую систему в Российской Федерации

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

Понятие аудита значительно  шире таких понятий, как ревизия  и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее  важно, разработку предложений по оптимизации  хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Как правильно отмечено, аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

 

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения  учета, налогообложения, обучение и  др.

 

Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.

 

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

 

Целью данной работы является рассмотрение роли аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.

 

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие  задачи:

 

Во-первых, рассмотрено значение аудита в условиях рыночной экономики, во-вторых, охарактеризовано состояние  аудита и финансового контроля в  России, наконец, в-третьих, проанализировано отличие внешнего и внутреннего  аудита.

 

 

 

1. Значение аудита в  условиях рыночной экономики

 

 

На макроэкономическом уровне аудит бухгалтерской отчетности выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами.

 

Во-первых, бухгалтерская  отчетность используется для принятия решений заинтересованными ее пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и  общественностью в целом.

 

Во-вторых, бухгалтерская  отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и  возможности неоднозначной интерпретации  фактов хоз.жизни;

 

В- третьих, степень достоверности  бухгалтерской отчетности не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемой в бухгалтерской отчетности эк. субъектов. Аудит не подменяет  государственного контроля, осуществляемого  уполномоченными органами государственной  власти.      

            

2. Роль аудита в развитии  функции контроля в Российской  Федерации. Система финансового  контроля и аудита в России 

 

 

Современная отечественная  экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.

Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок, можно классифицировать следующим

образом:

1) государственный (осуществляется  государственными органами контроля  и управления, а также органами законодательной власти);

2)ведомственный (проводится  министерствами, комитетами и другими  органами государственного управления за деятельностью подведомственных

им предприятий);

3)вневедомственный (осуществляется  Департаментом государственного  финансового контроля МФ

РФ в отношении различных  предприятий в виде ревизий);

4) внутрихозяйственный контроль  за деятельностью

филиалов, цехов, отделов  и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями);

5) аудиторский контроль  за деятельностью организаций  (проводится аудиторскими фирмами,  имеющими лицензию на право заниматься аудито рской деятельностью).

Аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, Его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее

важно, в разработке предложений  по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а  также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации

негосударственного сектора  экономики.

А так как в условиях рыночной экономики удельный вес государственного сектора значительно меньше частного, то роль аудита становится понятна.

Именно частные предприятия в будущем должны составить тот необходимый фундамент, на котором будет базироваться вся система рыночных отношений. Контроль за деятельностью частного сектора,

направление деятельности организаций  этого сектора экономики в  благоприятном для всей хозяйственной  системы в целом направлении (или  пресечение их деятельности) – вот задача многих контрольных

структур государства, в  том числе и аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов.

Аудит представляет своего рода форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем. Круг пользователей результатами деятельности аудиторских фирм и индивидуальных

аудиторов очень широк, в  том числе и различные государственные  органы. Роль и значение аудита по мере развития рыночных отношений постоянно возрастают и его место во всей системе контроля становится все

заметнее. Задача государства  заключается в создании благоприятных  условий для функционирования и совершенствования аудиторской деятельности.

                                                                 

  Система финансового контроля в Российской Федерации в основном отвечает требованиям таких систем, действующих в демократических странах с рыночной экономикой.  Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

 

Государственный финансовый контроль состоит из общегосударственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

 

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

 

Система общегосударственного финансового контроля выполняет  соответствующие задачи и функции. К  основным    задачам   финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных  средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и  использования средств юридических  и физических лиц кредитными учреждениями.

 

Основные функции включают: проверку правильности образования  государственных средств, их сохранности  и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования  кредитных ресурсов; обеспечение  обоснованности и правомерности  действий кредитных учреждений в  части использования средств  организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и  внешнего долга.

 

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная  ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

 

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное  управление Президента РФ, федеральные  органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

 

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.

 

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

 

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Центральный  банк РФ.

 

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на МФ РФ), таможенный контроль реализуют Государственный  таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

 

Использование государственных (преимущественно — бюджетных) средств  на различных уровнях государственного управления (и, соответственно, бюджетной  системы РФ) контролирует Казначейство РФ и его подразделения, специальные  службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и  представительной власти (парламентский  контроль).

 

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры КРУ МФ РФ и его подразделений.

 

Общественный контроль реализуется  на основе общественных институтов и  законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

 

В организации общественного  контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового  контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность — важнейший  принцип деятельности.

Информация о работе Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики