Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание

Развитие международных экономических связей, возникновение трансконтинентальных корпораций, инвестирование капиталов в зарубежные государства обусловило необходимость унификации применяемых в мире форм и методов учета на основе достижений национального счетоводства и национальных традиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 История развития международных стандартов учета и финансовой отчетности…………………………………………………………………….5
1.2 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета…………………………….10
1.3 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и его деятельность…………………………………………………………………...11
1.4 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………15
2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, НОРМАТИВОВ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУХГАЛТЕРОВ
2.1 Стандарты, определяющие учетную политику……………………….17
2.2 Представление финансовой отчетности и ее состав…………………..23
3 ПЕРЕХОД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1 Нормативно-правовое регулирование перехода казахстанской системы учета на МСФО……………………………………………………………….28
3.2 Сходства и различия в Казахстанской и международной финансовой отчетности……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

С момента своего создания КМСФО занимается программой по разработке стандартов учета, получившей широкое признание во всем мире. В 2001 году действовали 34 международных стандарта финансовой отчетности, выпущенных КМСФО. После реорганизации КМСФО в 2001 году новое Правление переименовало стандарты из «Международных стандартов учета» (International Accounting Standards) в «Международные стандарты финансовой отчетности» (International Financial Reporting Standards). Данный факт свидетельствует, в том числе, о расширении поля деятельности КМСФО, который начинает уделять большее внимание вопросам представления в отчетности компаний не только бухгалтерской, но и финансовой информации. В частности, на повестке дня Правления КМСФО стоит проект по так называемому «Докладу менеджмента» (Management Analysis) как части финансовой отчетности, не связанной непосредственно с содержанием бухгалтерской отчетности.

В мае 2000 г. был принят новый Устав, согласно которому Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был учрежден как независимое юридическое лицо, управляемое 19 Доверенными лицами. В соответствии с данным Уставом, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:

а) разработка, в интересах общественности, единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

б) распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов; и

в) обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО (цель (б)) и их конвергенцию с национальными системами учета.

Цель максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными в настоящий момент является одной из наиболее важных для Правления КМСФО. При этом, члены Правления неоднократно подчеркивали, что максимальное сближение национальных и международных стандартов не является самоцелью и не может быть достигнуто путем выпуска некоего набора примитивных правил. Так, в Информационном бюллетене Правления КМСФО (IASB Insight) за март 2001 года в статье Председателя Правления Дэвида Твиди «Цель – максимальное сближение» говорится о том, что без активного участия органов, устанавливающих национальные стандарты, невозможно говорить о высококачественных стандартах на международном уровне. Таким образом, только путем кооперации усилий различных стран достижение поставленной цели становится возможным. Очевидно, однако, что национальные организации, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, могут иметь различные, а иногда и противоположные, позиции по рассматриваемым вопросам, согласовать которые весьма нелегко.[7, с. 151]

Следует отметить также, что цель на максимальное сближение (конвергенцию) МСФО с национальными системами учета отличается от провозглашенной ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию МСФО в качестве национальной системы учета. Конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях. Именно поэтому значительное внимание в реализации цели конвергенции Правление КМСФО намерено уделять процессу совместных обсуждений проектов документов КМСФО с организациями, устанавливающими национальные стандарты в различных странах, а также на заседаниях Консультативного совета по стандартам. Этот орган был создан летом 2001 года специально для того, чтобы обеспечить максимальное участие заинтересованных лиц, представляющих различные страны и организации, в процессе подготовки Международных стандартов финансовой отчетности.

Разработка Международного стандарта финансовой отчетности ведется в рамках открытого процесса, предусматривающего обсуждение спорных технических вопросов и оценку поступающей информации посредством целого ряда механизмов. В зависимости от характера проекта у заинтересованных сторон имеются следующие возможности для участия в разработке Международных стандартов финансовой отчетности:

а)               участие в формировании позиции в качестве Члена Консультативного совета по стандартам;

б)               участие в работе Подготовительного комитета;

в)               участие в работе других специализированных консультативных групп;

г)               представление комментариев по Проекту основных принципов или другому документу с аналогичным содержанием;

д)               представление комментариев по Предварительному варианту стандарта;

е)               участие в открытых слушаниях; и

ж)               участие в апробации стандартов на практике.

Правление КМСФО публикует годовой отчет о работе, проделанной за предыдущий год, и приоритетных направлениях деятельности на будущий год. Благодаря данному отчету у заинтересованных сторон появляется возможность высказать свои комментарии.Пользователям финансовой информации (например, банкирам и инвесторам) трудно принимать рациональные решения, когда компании руководствуются различными стандартами учета. В результате акции этих компаний не котируются на рынке ценных бумаг, что приводит к занижению рейтинга компании, а, следовательно, и их стоимости. В настоящее время международные рынки представляют широкие возможности для развития компаний. За пределами своей страны компании находят рынки сбыта и капитал для финансирования своей деятельности. Очевидно также, что на фондовом рынке транснациональные компании выходят победителями, оставляя далеко позади себя компании, функционирующие на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности

 

Международные стандарты финансовой отчетности – это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.

Необходимо отметить, что МСФО представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО носят рекомендательный характер, т. е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов. Тем не менее, одной из целей КМСФО, как отмечалось, является создание готовых схем учета для внедрения в странах, которые еще не имеют адекватных систем учета.

К началу 2001 г. КМСФО разработал и опубликовал более 40 международных стандартов бухгалтерского учета, которые уже применяются или будут применяться в последующих отчетных периодах (табл. 1, приложение 1). Эта система стандартов охватывает все основные вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности предприятиями и организациями.[9, с. 26]

Приведем перечень действующих международных учетных стандартов.

Как уже отмечалось, по решению Европейского союза, озвученного на XXV Конгрессе Европейской ассоциации бухгалтеров (25-27 апреля 2002 г.), начиная с 2005 г. соблюдение МСФО будет обязательным только для фирм, зарегистрированных на фондовых биржах. Остальные компании будут составлять финансовую отчетность по правилам, установленным в каждой стране.

Каждый стандарт содержит информацию по следующим обязательным пунктам:

- объект учета – определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

- признание объекта учета – описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

- оценка объекта учета – рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

- отражение в финансовой отчетности – раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает соблюдение основополагающих правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов. Представляется целесообразным рассмотреть эти правила, поскольку это поможет получить общее представление о принципиальной основе применения международных стандартов.

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,НОРМАТИВОВ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУХГАЛТЕРОВ

2.1 Стандарты, определяющие учетную политику

 

В ряду рассматриваемых стандартов приоритетное место занимает МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Этот стандарт, будучи первым, предопределил структуру и в значительной мере содержание многих других стандартов.

В этом стандарте приведены основополагающие учетные принципы. Напомним их: непрерывность деятельности, постоянство применения выбранных учетных методов, накопление доходов и затрат, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, существенность. Отчеты должны быть ясными и понятными для акционеров, кредиторов и других потребителей.

В МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» излагаются принципы построения отчета о доходах, который может также называться отчетом о прибылях и убытках. В отчет включают и так называемые чрезвычайные доходы и потери, выделяют прибыль от обычной деятельности. Эти элементы с 1 января 2000 г. выделяют и в казахстанском отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

На суммы, возникающие вследствие ошибок и упущений в предыдущие периоды, как предусмотрено МСФО 8, корректируют доходы текущего отчетного периода либо их показывают отдельно как часть доходов этого периода.

Изменения в учетную политику могут быть внесены в случаях, когда этого требуют законодательство или орган, утверждающий учетные стандарты, а также когда данные изменения повышают качество отчетности. Результат изменений должен быть оценен в денежном выражении. Положения МСФО 8 по ряду моментов перекликаются с положениями МСФО 1, 10, 12, 14, 16, 21, 23 и 25.

В МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» рассмотрены неожиданные факты, которые либо произошли, либо могут произойти и существенно повлиять на показатели отчетности.

МСФО 14 «Сегментная отчетность» касается транснациональных корпораций, работающих в разных странах и географических регионах, а также производящих различную продукцию и оказывающих несколько видов услуг. В отчетности разграничивают доходы и расходы, материальные и нематериальные активы по отраслям, регионам, рынкам сбыта.

Компании, акции которых обращаются на фондовых биржах и которые имеют дочерние предприятия, должны составлять отчеты с описанием деятельности в каждом отраслевом или региональном сегменте с указанием доходов по ним и активов, сегмента в денежном выражении либо в процентах от активов компании, а также принципов ценообразования в каждом сегменте.

Составляется сводная отчетность по компании в целом.

МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Согласно этому стандарту стороны считаются связанными, когда одна из них способна контролировать другую или оказывать на нее существенное влияние при принятии ею решений по финансовым и оперативным вопросам.

При операциях между такими сторонами могут применяться цены, заведомо не выгодные для одной из сторон, либо выплачиваться вознаграждения директорам в завышенном размере, а также предоставляться займы на льготных условиях, что обычно является конфиденциальной информацией. Этот стандарт требует раскрытия таких фактов. Необходимо указывать объем операций между сторонами в денежном выражении и в виде доли, размер неоплаченных обязательств, политику цен и др.

В Казахстане по аналогии акционерные общества должны представлять отчет об аффилированных лицах.

МСФО 22 «Объединение компаний» посвящен отчетности материнских компаний и дочерних предприятий. Стандартом предусмотрено, что при составлении сводной отчетности активы и обязательства приобретенного предприятия следует оценивать по справедливой цене на дату приобретения. Однако фактическая цена приобретения может отклоняться от справедливой цены. Эта разница составляет цену фирмы – гудвилл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный гудвилл амортизируют, отрицательный считают отложенными доходами, списываемыми на прибыль в течение пяти лет.[13, с. 126]

В условную группу стандартов по материальным ценностям и нематериальным активам входят МСФО 2 «Запасы», МСФО 4 «Учет амортизации», МСФО 16 «Основные средства», МСФО 17 «Аренда» и МСФО 22 «Объединение компаний».

К стандартам, касающимся движения денежных потоков, относятся МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» и МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов».

В МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» используют не характерный для Казахстана термин «денежные эквиваленты». К ним относят краткосрочные денежные вложения (ценные бумаги), погашаемые не позднее трех месяцев после их приобретения.

Информация о работе Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности