Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит".
В 2002 г. КМАП был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности, который в настоящее время состоит из 18 членов, представляющих 15 стран мирового сообщества.
МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.
В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита. Назначение глоссария — ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА. Термины в глоссарии расположены в, алфавитном порядке для английского варианта определения. Отдельные термины рассматриваются, в нескольких аспектах, определение каждого из них приводится после основного термина, например: аудитор — основное определение; его аспекты — постоянный аудитор, внешний аудитор, новый аудитор и др. В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА по отношению к услугам, предоставляемым аудиторами. Назначение основы — определение уровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.
Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.
Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Система внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента; определения уровня существенности и аудиторских рисков.
Документы
пятой и шестой групп («Аудиторские
доказательства» и «
Правила составления аудиторских заключений до результата аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».
В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур.
Положения
о международной аудиторской практике
дают аудиторам дополнительные рекомендации
путем детализации и разъяснения применения
международных стандартов аудита.
МФБ признает существование национальных Стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Если местные положения противоречат МСА, то организации — члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
Страны — члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналог, МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а остальные разработаны с учетом, специфики аудиторской деятельности в России по вопросам,, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов среди МСА1
Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности | Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта) |
«Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» | Действующими регулирующими
документами аудиторам |
«Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» | Наличие внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг |
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» | Правило (стандарт) регламентировало права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности. |
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг* | Поскольку аудит в России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было призвано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора |
«Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» | Частично положения, аналогичные включенным в' данное правило (стандарт) аудиторской деятельности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и. исправлению обнаруженных ошибок |
«Образование аудитора» | Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены законодательно, поэтому данное правило (стандарт) необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов |
Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» | На современном этапе развития аудита и налогообложения в России имеется существенная потребность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами |
Как видно из информации, приведенной в таблице, основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В
настоящее время усилия регулирующих
органов направлены на то, чтобы закончить
формирование нормативной базы российского
аудита и привести ее в соответствие с
международными стандартамиПосле завершения
этой работы можно будет претендовать
на мировое признание перехода российского
аудита на международные стандарты.
- Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита
Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ — Советом по международным стандартам финансовой отчетности. Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:
— единство терминологии, применяемой в МСФО и международных стандартах аудита;'
— использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.
Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.
Если
аудируемый субъект составляет отчетность
в соответствии с МСФО, то при проведении
аудита возникает необходимость в использовании
практически всех введенных в действие
стандартов финансовой отчетности. В международных
стандартах аудита встречаются прямые
ссылки на МСФО и другие документы, разработанные
СМСФО.
В процессе переработки МСА все большее внимание уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000 г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его приме нения и понятия «существенная неопределенность».
Взаимосвязь
МСА и МСФО
Номер и наименование МСА | Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО |
МСА 120 «Концептуальная основа МСА» | В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы МСФО. |
МСА 320 «Существенность в аудите» | Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными СМСФО. |
МСА 550 «Связанные стороны» | Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора |
МСА 560 «Последующие события» | Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события происшедшие после отчетной даты» |
МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия». | Использование допущения
непрерывности деятельности предусмотрено
«Основами подготовки и представления
финансовой отчетности».
определение понятия
«существенная |
МСА 700 «Аудиторское заключение». | Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО. |
МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» | Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО |
Согласно Конституции Международной федерации бухгалтеров ее миссия заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества». По этой причине при Совете МФБ был сформирован постоянно действующий Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который в 2002 г. был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности. Он осуществляет разработку и публикацию стандартов и положений аудита, а также сопутствующих услуг.
Совет уделяет особое внимание особенностям национальных нормативных актов, что, в свою очередь, позволяет учитывать полученную информацию при разработке МСА.
Процесс разработки Международных стандартов и положений аудита и сопутствующих услуг заключается в следующем:
Нормативные
документы (стандарты, проекты и
положения) должны быть утверждены тремя
четвертями голосов присутствующих на
заседании членов Совета при условии,
что в поддержку подано не менее десяти
голосов. Утвержденный документ выпускается
в качестве итогового на английском языке.
Концептуальная
основа Международных стандартов аудита
— это согласованная система
взаимосвязанных целей и
Разработку и совершенствование различных основополагающих положений аудита можно осуществлять и без выработки концептуальной основы. Однако это, как правило, приводит к некомплексности и противоречивости таких положений. Поэтому Международная федерация бухгалтеров, прежде чем приступить к разработке стандартов и положений о международной аудиторской практике (ПМАП), выработала концептуальную основу, которая позволила четко разграничить собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги.
В соответствии с предложенной концептуальной основой сопутствующие аудиту услуги включают обзорную проверку, согласованные процедуры, компиляции.
В результате обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на материалах проведенных опросов и аналитических процедур (которые, однако, не представляют доказательства, необходимые для проведения аудиторской проверки в полном объеме), аудитор, пытаясь охватить все существенные аспекты, может установить, что существует ряд признаков, позволяющих считать сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не соответствующей требованиям либо международных стандартов финансовой отчетности, либо национальных стандартов.
Проводя обзорную проверку, аудитор не осуществляет оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проверку бухгалтерских записей, сбор подтверждающих доказательств и иных процедур, которые обычно применяются при аудиторской проверке.
Под согласованными процедурами понимается проведение аудитором процедур, заранее оговоренных с экономическим субъектом и любыми заинтересованными в них третьими лицами. При этом аудитор представляет отчет о сделанных им фактических выводах. Получатели отчета обязаны самостоятельно сформулировать окончательные выводы по отраженным в нем данным.