Система налогообложения в РФ и странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:58, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговых систем зарубежных стран, их отличия от налоговой системы РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Содержание

• Введение 3
• 1. Особенности налоговых систем в зарубежных странах 7
o 1.1 Налоговая система Канады 7
o 1.2 Налоговая система Дании 15
o 1.3 Налоговая система Испании 24
o 1.4 Налоговая система Великобритании 28
o 1.5 Налоговая система Германии 35
• 2. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы 38
• Заключение 53
• Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Введение 3.docx

— 66.90 Кб (Скачать документ)

В налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, в котором  основную долю занимает подоходный налог  с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает  налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в  развитии налоговой системы связаны  с расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические  процессы.

Налог с продаж. Налог  с продаж по своей природе - это  более удобный механизм сбора  доходов, чем подоходный налог. Действующий  налог с продаж имеет две характерные  черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов  сам производственный процесс и  тем самым не угрожая внутреннему  производству;

· опирается на более широкую  базу.

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж - 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное  правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке - 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого  налога означало существенное улучшение  налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог  взимается одновременно с провинциальными  налогами с розничных продаж. Два  налога существуют в сфере розничной  торговли параллельно, принося массу  неудобств продавцам, вынужденным  калькулировать два налога с разными  базами и приспосабливать к ним  систему бухгалтерского учета. С  другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным  налогом.

За исключением провинции  Альберта и двух территорий, все  провинции взимают местные налоги с продаж.

С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги («GST»). Комбинированная ставка равна 15% (7% - федеральная ставка и 8% - провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.

С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:

· Ньюфаундленд - 12%;

· Новая Шотландия - 11%;

· о. Принца Эдуарда - 10%;

· Нью Брансуик - 11%;

· Квебек - 6,5% (в Квебеке  взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);

· Онтарио - 8%;

· Манитоба - 7%;

· Саскачеван - 9%;

· Британская Колумбия - 7%, называется «налог на социальные услуги», им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.

К определенным видам товаров  и услуг могут применяться  другие ставки данного налога. Например, в провинции Онтарио - стандартная  ставка налога - 8%, но для алкогольных  напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.

Влияние налоговой системы  на экономические процессы в стране. Налоговая система Канады оказывает  серьезное воздействие на экономические  процессы страны. В середине 1990-х  годов налоговое регулирование  было направлено на стимулирование совокупного  спроса, но первостепенное внимание все  же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство  и правительства провинций требовали  причитающиеся части важнейших  налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% - на налог с корпораций); налоги на потребление - примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Координация налогов. Большую  роль в экономическом регулировании  играет координация налогов, которая  призвана способствовать:

· изменению роли провинций  в федерации;

· обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;

· увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;

· улучшению системы распределения  дохода между индивидуалами с  целью продвижения экономического и социального развития.

Механизм координации  налогов на доход сохраняет для  провинций два важнейших ограничения.

Первое - отсутствие структуры  ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии  на распределение дохода, так как  они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.

Второе - хотя изначально провинции  имеют возможность увеличивать  налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность  провинций до сравнительно узкой  базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения  достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как  Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для  поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения. [27]

1.3 Налоговая система Испании

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться  лишь в постфранкистский период и  в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также, как и в России. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму. Законодательством установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день, (ст. 66 Налогового кодекса РФ). Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60% и 40% в течение 6 месяцев с момента подачи декларации. В Российской Федерации налогоплательщики вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, по 1/3 начисленного налога с предполагаемого дохода на текущий год. Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35% в отличие от Российской Федерации, где ставка - 30%. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

В соответствии с требованиями Европейского Союза в Испании  введен налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура - IVА). Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают  все без исключения граждане Испании  и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и  продовольственных товаров, различных  видов услуг, транспортных билетов. Ряд прямых налогов передан автономиям, в частности «налог на капитал» - наследство и собственность (независимо от местонахождения имущества - в  Испании или за рубежом). В Российской Федерации, помимо налога на имущество  физических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам  и сборам также относится земельный  налог, налог на рекламу и местные  лицензионные сборы. В Испании же к ведению местных властей  относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы. Автономные власти собирают налоги и на первом этапе  оставляют их у себя. Затем эти  средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости  от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости  от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии  и муниципалитеты самостоятельно устанавливают  ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости  недвижимости; в Барселоне - 0,9%). В  большинстве стран мира уклонение  от налогов - основная проблема, с которой  приходится бороться государству. Повысить собираемость налогов в Испании  удалось с помощью ряда мер. Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная чисть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики.

В России уже осознали важность влияния на сознание налогоплательщиков, однако кампании, «рекламирующие» выгоды, к которым приводит своевременная  уплата налогов, организуются в средствах  массовой информации лишь один раз  в году за два месяца до последнего срока подачи налоговой декларации. Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами. В-третьих, установлен жесткий  контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое  агентство. В Российской Федерации  такой контроль осуществляется налоговой  инспекцией. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и  перекрестный (сопоставлением различных  данных инспекциями на местах). Заполняемые  декларации, как в России, так  и в Испании, хранятся не менее  четырех лет, в течение которых  налоговый инспектор вправе потребовать  ее у любого гражданина в любой  момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, в  Испании и в России обязан вести  строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить  налоги достаточно велико. Механизм утаивания  доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост и одинаков в обеих странах. Предприниматели  просто не фиксируют поступающую  прибыль или переводят ее на счета  подставных фирм. Многие прибегают  к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству  приходят налоговая полиция и  суд, возвращающие в государственную  казну миллионы, укрытые от налогообложения.

1.4 Налоговая система Великобритании

а) Подоходный налог

Подоходный налог в  Великобритании взимается по прогрессивной  ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год  начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20% - взимается  с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка - 23% - взимается с  дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного  налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство  объявило о своем решении не поднимать  основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную  ставку подоходного налога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллиона платят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4 миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.

Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается от уплаты налогов  сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме  этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы  и вдовцы, граждане старше 65 лет и  слепые.

Среди наиболее важных налоговых  льгот можно выделить льготы на выплаты  по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются  с учетом налоговой льготы, а сумма  налоговой льготы передается непосредственно  банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.

В целом, подоходный налог  взимается со всего дохода, полученного  в Великобритании, хотя некоторые  формы дохода, например, пособие  по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который  получили за границей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран - самая большая сеть налоговых  соглашений в мире - позволяют избежать двойного налогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть от 100% налоговых льгот.

Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати), где налог  вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями  работодателем. Это позволяет большинству  налогоплательщиков избежать ошибок при  подсчете и отчислении налогов.

Была введена в действие система самооценки подоходного  налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую  декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики  в этом случае могут производить  расчеты сами или предоставить эту  работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями.

Информация о работе Система налогообложения в РФ и странах Запада