Система "Стандарт-кост"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть теоретические аспекты учёта затрат по системе «стандарт - кост»;
2. На примере конкретной организации показать в действии систему учета затрат «стандарт-кост».

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

          Норматив времени - количество человеко-часов, необходимое для производства единицы продукции, устанавливается в отделе нормирования, периодически пересматривается в связи с ростом квалификации работников, появлением нового и совершенствованием действующего оборудования.   Нормативная ставка оплаты труда - по существу часовая тарифная ставка, присваивается в соответствии с разрядом рабочего, устанавливается контрактом, распоряжением по фирме или общеотраслевыми нормативами.

Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов определяется отношением общей суммы переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу расчетов, базой для отнесения переменных общепроизводственных расходов могут быть прямые затраты на заработную плату, затраты машинного времени, продолжительность выполнения отдельного процесса и другие факторы. Чаще всего в системе «стандарт - кост» в качестве базы отнесения общепроизводственных расходов выступает показатель прямых затрат по заработной плате.

Аналогично определяется нормативная величина постоянных общепроизводственных расходов. Однако фактические затраты на производство не всегда совпадают с нормативными значениями. Задача менеджера, использующего систему «стандарт - кост», заключается в анализе отклонений фактических затрат от запланированных (нормативных). Такой метод называется "управлением по отклонениям".

Главная задача системы «стандарт - кост» состоит в предварительном нормировании затрат и оценке результатов деятельности организации на основе сравнения фактических и нормативных затрат. Выявленные в результате такого сопоставления отклонения фактических затрат от нормативных могут быть «неблагоприятным» либо «благоприятными». Отклонение по затратам считается неблагоприятным, если фактическая цена или фактическое количество оказались больше нормативной цены или нормативного количества (если, согласно российской терминологии, имел место перерасход). Соответственно, отклонение признается благоприятным, если фактическая цена или фактическое количество оказались меньше нормативной цены или нормативного количества (имела место экономия).

Следует отметить, что в отношении отклонений следует осторожно употреблять термины благоприятное и неблагоприятное; они указывают только на алгебраическое значение отклонения и далеко не всегда реально оценивают значение отклонений для предприятия. Таким образом, отклонения, как таковые, мало что значат, но они необходимы для анализа, контроля и исследования причин появления отклонений.

Анализ и контроль отклонений являются основными инструментами системы «стандарт - кост». Суть анализа отклонений заключается в разложении отклонений на отдельные составляющие в целях установления величины и причины отклонений по каждой составляющей (в совокупности формирующих общее отклонение). Цель подобного анализа состоит в привлечении внимания руководства различного уровня к контролируемым затратам и доходам, которые либо не были запланированы, либо величина которых оказалась выше (ниже) нормативной. Если руководство своевременно обратит внимание на место возникновения отклонений, виды отклонений и людей, ответственных за отклонения, то будут приняты меры, корректирующие отрицательные последствия каких-либо явлений и операций.

Анализ отклонений проводится, как правило, в два этапа.

      На первом этапе идентифицируются любые отклонения, обусловленные изменениями объемов производства в течение отчетного периода (отклонения в связи с пересмотром сметы или неконтролируемые отклонения). Данный процесс требует пересмотра и адаптации бюджета к фактическому объему производства или, иными словами, составления гибкого бюджета (сметы). Такая процедура необходима, поскольку, неверно сравнивать фактические результаты на одном уровне деятельности со сметными на другом уровне. Первоначальная смета должна быть скорректирована по фактическому уровню деятельности. Этот процесс называется составлением гибкой сметы.

      На втором этапе анализируются расхождения между пересмотренным бюджетом и фактическими данными (контролируемые отклонения). В выявлении контролируемых отклонений важнейшую роль играет подготовка гибкого бюджета, поскольку для осуществления эффективного контроля необходимо, чтобы фактически полученные доходы и понесенные расходы сопоставлялись с запланированными доходами и расходами с учетом фактического уровня хозяйственной деятельности. Контролируемые отклонения должны исключить в той мере, в какой это представляется возможным, факторы, неподконтрольные лицу, на которое возлагается ответственность за возникшие отклонения.

Таблица 1 .
РАСЧЕТ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМ ЗАТРАТ ПРИ СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТ»

Виды отклонений

Расчет отклонений

I. По материалам

1

По цене используемых материалов

(Нормативная цена единицы материала - фактическая цена) * количество купленного материала

2

По количеству используемых материалов

(Нормативное количество материала на фактический выпуск продукции - фактический расход материалов) * нормативная цена материалов

3

Совокупное отклонение расхода материалов

(Нормативные затраты на единицу материала – фактические затраты на единицу материала) * фактическое количество используемых материалов на выпуск продукции

II. По труду

1

По ставкам заработной платы

(Нормативная почасовая ставка заработной платы - фактическая почасовая ставка заработной платы) * фактически отработанное время

2

По производительности труда

(Нормативное время на фактический выпуск продукции - фактически отработанное время) * нормативная почасовая ставка оплаты труда

3

Совокупное отклонение по трудовым затратам

(Нормативные затраты труда на единицу продукции - фактические затраты труда на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции

III. По накладным расходам

1

По постоянным накладным расходам

(Сметная ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции - фактическая ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции

2

По переменным накладным расходам

(Сметная ставка переменных накладных расходов на единицу продукции - фактическая ставка переменных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции

IV. По валовой прибыли

1

По цене реализации

(Нормативная цена единицы продукции - фактическая цена единицы продукции) * фактический объем реализации

2

По объему реализации

(Объем сметной реализации – объем фактической реализации) * нормативная прибыль на единицу продукции

3

Совокупное отклонение по валовой прибыли

Совокупная нормативная прибыль - совокупная фактическая прибыль

 

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) при системе «стандарт-кост» ведется по обычной схеме. Все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20 «Основное про­изводство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Расходы вспомогате­льных производств относятся на счет 20 «Основное производство» с кре­дита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроиз­водственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», потери от брака – со счета 28 «Брак в производстве». Однако в течение месяца факти­чески выпущен­ная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестои­мости, отражается по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетом 43 «Го­товая продукция». Сданные заказчикам работы и оказанные услуги реги­стрируются по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и де­бету счета 90 «Продажи». По окончании месяца выявившаяся на счетах 20 «Основное произ­водство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» фактическая производственная себестои­мость выпущенной готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг перечисляется с этих счетов в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В результате на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» формируется информация о выпущенной из производства про­дукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по де­бету – фактическая производственная себестоимость, по кредиту – нормативная (плановая) себестоимость. На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового обо­ротов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» выявляется откло­нение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактиче­ской, или перерасход, т.е. превышение фактической себестои­мос­ти над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на счет 90 «Продажи»: экономия сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи», а перерасход списывается с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» допол­нительной записью. Таким образом, ежемесячно счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается, и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитиче­ский учет по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной орга­низации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.

Глава 2. Практическая часть: учет затрат по системе «стандарт-кост» на предприятии ООО «Ника».

2.1 Экономическая характеристика предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» является коммерческой организацией, создано в соответствии с законодательством РФ для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли. Сокращенное название: ООО «Ника».

Место нахождения: г. Рязань, ул. Есенина, 114а.

Цели деятельности:

      Участие в формировании товарного рынка;

      Удовлетворение потребностей граждан;

      Получение прибыли.

К основным видам деятельности предприятия относится:

      Пошив одежды

Основным видом деятельности предприятия является пошив одежды. Заказ на пошив одежды поступает от заказчика, после чего производиться закупка материалов и фурнитуры в необходимом количестве.

2.2 Учет затрат методом «стандарт-кост» на ООО «Ника».

Поступил заказ на пошив 1000 маек  одного размерного ряда.

Для пошива одной майки нам необходимо:

-ткань, в количестве 0,6 м.

-нитки, в количестве 300 м.

-аппликация, в количестве 1 шт.

Таблица 2. Смета расходов  на предстоящий период (нормативы).

№п/п

Показатели

Расход на единицу продукции

Расход на 1000 единиц продукции

1.

Основное производство:

a)     Ткань

b)    Нитки

Норматив-ное кол-во

Норматив-ная цена

Норматив-ное кол-во

Нормативная цена

a)     0,6м;

b)    300м;

а) 90руб;

b) 1,50руб;

a) 600м;

b)300000м;

a)90000руб;

b)1500руб;

 

2.

Оплата труда основных производственных рабочих.

56,50руб. стоимость 1 часа, за который производиться пошив;

1000 часов х 56,50руб. = 56500руб.;

3.

Производственные накладные расходы:

a)     Вспомогательный материал.

b)    Заработная плата вспомогательных рабочих

 

а) 15руб.;

b) 70руб.;

а) 15руб.х1000=15000руб.;

b) 1000 часов х 70руб. =70000руб.;

4.

Коммерческие расходы.

a)     Расходы на отгрузку.

По договору о транспортировке стоимость перевозки 1 партии 500 рублей;

5.

Себестоимость одной единицы продукции

233,50;

 

6.

Себестоимость 1000 единиц продукции

 

233500;

 

1.На производство одной единицы продукции требуется 0,6 м. ткани по цене 150руб за 1м, рассчитаем нормативное количество материала и нормативную цену материала на единицу продукции:

Z=xy, где:

1)  x-нормативное количество материала на единицу продукции (0,6м)

2)  y-нормативная цена материала за 1м (150 руб.)

3)  Z- нормативная цена материала на единицу продукции (руб.)

Z=0,6х150

Z= 90

2. На производство одной единицы продукции требуется 300 м. ниток по цене 25руб за 5000м, рассчитаем нормативное количество ниток и нормативную цену ниток на единицу продукции:

Z=xy, где:

1)  x-нормативное количество ниток на единицу продукции (300м)

2)  y-нормативная цена ниток за 5000м (25руб.), сл-но стоимость 1м составляет      0,005руб.

3)  Z- нормативная цена ниток на единицу продукции (руб.)

Z=0,005х300

Z= 1,5руб.

3. На производство всей партии (1000 единиц) рассчитаем нормативное количество и нормативную цену материала и ниток.

Z=xy, где:

1)  x-нормативное количество материала на единицу продукции (0,6м)

2)  y-количество штук в партии (1000шт.)

3)  Z- нормативное количество материала на всю продукцию (руб.)

Z=0,6х1000

Z=600(м)

Z=xy, где:

1)  x-нормативное количество ниток на единицу продукции (300м)

2)  y-количество штук в партии (1000шт.)

3)  Z- нормативное количество ниток на всю продукцию (руб.)

Z=300х1000

Z=300000(м)

Z=xy, где:

1)  x-нормативная цена материала на единицу продукции (90руб.)

2)  y-количество штук в партии (1000 шт.)

3)  Z- нормативная цена материала на всю продукцию (руб.)

Z=90х1000

Z=90000(руб.)

Z=xy, где:

1)  x-нормативная цена ниток на единицу продукции (1,50руб.)

2)  y-количество штук в партии (1000 шт.)

3)  Z- нормативная цена ниток на всю продукцию (руб.)

Z=1,50х1000

Z=1500 (руб.)

4. Стоимость одной аппликации 15 руб., а стоимость часа вспомогательных производственных рабочих (технолог, мастер) – 70 руб.

Таблица 3. Отчет об исполнении сметы (факт).

№п/п

Показатели

Расход на единицу продукции

Расход на 1000 единиц продукции

1.

Основное производство:

c)     Ткань

d)    Нитки

Кол-во

Цена

Кол-во

Цена

c)     0,6м;

d)    300м;

а) 96руб;

b) 1,50руб;

a) 600м;

b)300000м;

a)96000руб;

b)1500руб;

 

2.

Оплата труда основных производственных рабочих.

56,50руб. стоимость 1 часа, а ушло 1час 30 мин., 84,75руб.;

1500 часов х 56,50руб. = 73450руб.;

3.

Производственные накладные расходы:

a)     Вспомогательный материал.

b)    Заработная плата вспомогательных рабочих

 

а) 17руб.;

b) 70руб.;

а) 17руб.х1000=17000руб.;

b) 1000 часов х 70руб.=70000руб.;

4.

Коммерческие расходы.

а) Расходы на отгрузку.

а) По договору о транспортировке стоимость перевозки 1 партии 500 рублей;

5.

Себестоимость одной единицы продукции

269,75;

 

6.

Себестоимость 1000 единиц продукции

 

269750;

Информация о работе Система "Стандарт-кост"