Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа
В ходе производственной практики мною была изучена бухгалтерская отчетность на предприятии.
Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяющим сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную информацию о результатах деятельности организации за определенный отчетный период.
1. Состав бухгалтерской отчетности
В ходе производственной практики мною была изучена бухгалтерская отчетность на предприятии.
Все организации, являющиеся
юридическими лицами, независимо от организационно-правовой
формы, обязаны составлять на основе
данных синтетического и аналитического
учета бухгалтерскую
Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяющим сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную информацию о результатах деятельности организации за определенный отчетный период.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетными периодами являются месяц, квартал, первое полугодие, девять месяцев и год в целом.
Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (месяца, квартала и т.д.).
Бухгалтерская отчетность подразделяется
на годовую и промежуточную
Промежуточная бухгалтерская отчетность должна составляться нарастающим итогом в течение года за все отчетные периоды, кроме года в целом (за месяц, квартал и т.д.).
Годовая бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом в целом за календарный год.
Состав бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций установлен Федеральным законом от 21.11. 1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 06.07. 1999 № 43н (далее - ПБУ 4/99).
Образцы форм бухгалтерской
отчетности организаций рекомендованы
приказом Министерства финансов РФ от
22.07. 2003 № 67н "О формах бухгалтерской
отчетности организаций" (с учетом
последующих изменений и
В соответствии с перечисленными
документами в состав промежуточной
и годовой бухгалтерской
бухгалтерский баланс - форма № 1 (приложение №1);
отчет о прибылях и убытках - форма № 2 (приложение №2);
В состав приложений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и
убытках, которые представляются только
в годовой бухгалтерской
отчет об изменениях капитала - форма № 3 (приложение №3);
отчет о движении денежных средств - форма № 4(приложение №4);
приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5 (приложение №5);
Формы бухгалтерской отчетности,
рекомендованные приказом № 67н, утверждены
не как обязательные к применению
типовые формы, а лишь как образцы,
которые организации могут
Организации при самостоятельной разработке форм бухгалтерской отчетности на основе образцов, приведенных в приложении к приказу № 67н, должны соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности.
При составлении бухгалтерской
отчетности следует руководствоваться
требованиями ПБУ 4/99, а при формировании
показателей бухгалтерской
2. Содержание бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс (форма № 1) должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
В бухгалтерском балансе
обобщенно отражаются в денежной
оценке состояние хозяйственных
средств и источников их формирования
на определенную отчетную дату. Бухгалтерский
баланс является основной формой бухгалтерской
отчетности и составляется на основе
данных, отраженных в Главной книге
или оборотной ведомости за последний
месяц отчетного периода. Остатки
по дебету и кредиту синтетических
счетов, отраженные в Главной книге
или оборотной ведомости, служат
основой для составления
В графе "На начало отчетного года" показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс предыдущего года).
В графе "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (квартал, год).
Из формы бухгалтерского баланса видно, что статьи актива и пассива отражаются по отдельным строкам, соответствующим тем или иным показателям баланса, а сами показатели баланса для удобства построчно обозначены соответствующими кодами, приведенными в графе 2 формы бухгалтерского баланса.
Как правило, по каждой отдельной
статье актива или пассива баланса
отражаются данные по отдельным хозяйственным
средствам и источникам их формирования.
Однако по некоторым статьям актива
или пассива фиксируются
Общие правила оценки статей бухгалтерского баланса установлены нормами ПБУ 4/99 и Положений по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и др. (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 19/02 и т.д.).
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величии которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому в бухгалтерском балансе данные о материальных активах, основных средствах и доходных вложениях в материальные ценности приводятся по остаточной стоимости.
В бухгалтерской отчетности
не допускается зачет между
Организациям рекомендуется
в форме бухгалтерского баланса
за итогами данных об активах организации,
капитала и резервов и обязательств
организации приводить
Данные заполняются на основе указаний, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета, а также с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых организацией.
Бухгалтерский баланс подписывается
руководителем организации и
главным бухгалтером и
3. Содержание отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует финансовые результаты организации за отчетный период и представляется одновременно с бухгалтерским балансом в составе как промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.
При составлении данной формы и формировании показателей бухгалтерской отчетности следует руководствоваться требованиями действующих Положений по бухгалтерскому учету.
В отчете о прибылях и убытках
данные о доходах, расходах и финансовых
результатах организации
В соответствии с ПБУ 9/99 в отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы.
В соответствии с ПБУ 10/99 в
отчете о прибылях и убытках расходы
организации отражаются с подразделением
на себестоимость проданных
Отчет о прибылях и убытках
подписывается руководителем
4. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Пояснения к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и
убытках должны раскрывать сведения,
относящиеся к учетной политике
организации, и обеспечивать пользователей
дополнительными данными, которые
нецелесообразно включать в бухгалтерский
баланс и отчет о прибылях и
убытках, но которые необходимы пользователям
бухгалтерской отчетности для реальной
оценки финансового положения
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
о наличии на начало и конец
отчетного периода отдельных
видов дебиторской и
об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
о количестве акций, выпущенных
акционерным обществом и
о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
о составе затрат на производство (издержках обращения);
о составе прочих доходов и расходов;
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
о прекращенных операциях;
об аффилированных лицах;
о государственной помощи;
об участии в совместной деятельности;
о прибыли, приходящейся на одну акцию, и др.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают дополнительную информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.).
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) должен раскрывать дополнительные данные об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном, нераспределенной прибыли (непокрытом убытке)) организации (остатки на начало отчетного года, поступление (уменьшение) за отчетный период, остатки на конец отчетного года).
Отчет об изменениях капитала должен содержать как минимум данные о величине капитала на начало отчетного периода, об увеличении капитала с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (слияния, присоединения), за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала, об уменьшении капитала с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение), за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала, о величине капитала на конец отчетного периода.
Справочно в отчете об изменениях капитала коммерческие организации отражают данные о стоимости чистых активов для оценки степени ее ликвидности.
Справочно в отчете об изменениях капитала организация также отражает данные о направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов (в части расходов по обычным видам деятельности и капитальным вложениям во внеоборотные активы) и в сравнении с предыдущим отчетным годом.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) должен раскрывать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.
Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров и др.
Инвестиционной деятельностью
считается деятельность организации,
связанная с приобретением