Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
Введение …………………………………………………………………...3
Основная часть:
1. Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчётности…………5
2. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия ……………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..19
Практическая часть…………………………………………………….…21
Список литературы……………………………………………….………33
По бухгалтерскому финансовому учету
«Состав и назначение пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия»
Москва 2011 !!!!
Работа на «5»
Содержание
Введение …………………………………………………………………...3
Основная часть:
1. Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчётности…………5
2. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия ……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Практическая часть…………………………………………………….…21
Список литературы……………………………………………….…
Введение
Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» определено, что пояснительная записка (п.2 ст.13) включается в состав бухгалтерской отчетности организаций (за исключением бюджетных и общественных организаций)[1]. Представление пояснительной записки является обязательным.
Пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчётный период, такие как: среднесписочная численность работающих, фондоёмкость и материалоёмкость производства, возрастная структура парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и прочие показатели экономических, статистических и иных «небухгалтерских» отчётов, причины сложившегося положения, перспективы его изменения и т.д.
В пояснительной записке можно раскрыть наметившиеся тенденции, расшифровать агрегированные показатели, указать на взаимосвязь каких-либо характеристик. Именно поэтому пояснительная записка становится основой доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном общем собрании акционеров, инвестиционного меморандума (Инвестиционный меморандум, как правило, составляется организацией, готовящейся к привлечению инвестиций путем дополнительной эмиссии акций или облигаций, привлечения значительных кредитов под крупные долгосрочные проекты) и иных подобных документов
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение назначения пояснительной записки.
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки;
- рассчитать практическую часть курсовой работы, составить баланс по форме №1 и отчёт о прибылях и убытках по форме №2.
Цель и задачи работы обусловили выбор её структуры. Работа состоит из введения, основной части, которая в свою очередь состоит из двух пунктов, практической части (здесь произведены расчёты за четвертый квартал предыдущего отчётного периода и составлены формы отчётности, рассчитаны налоги, закрыт год), заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
Подавляющее большинство организаций обязаны предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчётности пояснительную записку. Освобождены от такой обязанности только общественные организации, благотворительные фонды, которые не осуществляют коммерческую деятельность. А также не обязаны предоставлять пояснительную записку субъекты малого предпринимательства.
Формы годовой отчётности с №1 «Бухгалтерский баланс» по №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» порой не могут дать ответы на все возникающие вопросы о результатах хозяйственной деятельности экономического субъекта, поэтому от правильности и достоверности информации отражённой в пояснительной записке зачастую зависят управленческие решения заинтересованных пользователей данной информации.[2].
Пояснительная записка должна содержать информацию о том, что все формы бухгалтерской отчётности, подготовленные по итогам отчётного периода, соответствуют требованиям законодательства Российской федерации в области бухгалтерского учёта и отчётности.
Для того, чтобы отразить в полной мере картину, сложившуюся в организации на отчётную дату, пояснительная записка должна отражать следующие аспекты:
1. Сведения об организации:
организационно-правовая форма и наименование юридического лица;
юридический и фактический адрес;
состав членов исполнительных и контрольных органов;
численность работающих на предприятии за прошедший период, рассчитанная, как средняя величина (среднесписочная численность);
сведения об учредителях;
размер уставного капитала;
сведения об аудиторе, оценщике;
наличие лицензий, сроки их выдачи;
структура управления организацией;
сумма налогов, уплаченных организацией в отчетном году[3].
2. Содержание учетной политики:
раскрываются отдельные правила учета активов и обязательств, принятые учетной политикой;
указывается причина изменения учетной политики;
отображаются результаты изменения учётной политики в отчётном периоде по сравнению с предыдущим периодом;
информируется о том, что учётная политика планируется подвергнутся изменению на год, следующий за отчётным;
отражается то, что данные включенные в бухгалтерскую отчётность за прошедший отчётный период и относимые к другим периодам скорректированы.
3. Информация об отдельных активах и обязательствах:
- по основным средствам:
о сумме первоначальной стоимости по группам объектов основных средств, а также информация о начисленной амортизации по состоянию на начало и конец периода;
о сроках полезного использования объектов;
о способах начисления амортизации и ее отражения в бухучете;
об изменении структуры основных средств в течении отчётного периода по основным группам (поступление, выбытие, обмен, безвозмездная передача и т.д.);
о тех объектах основных средств, по которым процесс регистрации права на них находится ещё в разработке, а фактически они уже приняты организацией к учёту и введены в эксплуатацию;
о фактическом наличии по состоянию на начало и конец отчётного периода, а также о приходе и расходе в течение отчётного периода по отдельным видам основных средств, находящихся в собственности организации;
о фактическом наличии на начало и конец отчётного периода, а также о движении в течении отчётного периода, арендованных основных средств;
о методах оценивания активов, полученных по договорам, предусматривающих гашение данных обязательств средствами отличными от денежных;
о сумме переоценке основных средств, которая списывается за счёт нераспределённой прибыли (непокрытого убытка);
об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- по материально-производственным запасам:
о способах оценки МПЗ по их группам (видам),
о последствиях изменений этих способов;
о наличии и изменениях в составе резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
- по кредитам и займам:
о величине кредитов и займов, сроках погашения и изменениях обязательств по основным кредитам и займам;
о характере выданных векселей, размещённых облигаций, а также об их величине, видах, сроках погашения и т.д.;
о размере затрат по кредитам и займам, которые включаются в состав операционных расходов.
- по финансовым вложениям:
о методах оценивания финансовых вложений организации при их выбытии в разрезе групп, видов, а также последствия изменениях принятых методов оценки;
о размере и разновидностях ценных бумаг и других финансовых вложений, обременённых залоговыми обязательствами;
о размере и разновидностях переданных другим организациям или лицам (кроме продажи) ценных бумаг или других финансовых вложений;
о составе и движении резерва под обесценение финансовых вложений;
о размере и оценке долговых ценных бумаг и предоставленных займов;
- по активам и обязательствам, выраженным в иностранной валюте:
величина курсовых разниц, отнесенных на финансовые результаты;
величина курсовых разниц, учтенных иным образом;
информация о курсе валют на дату составления отчётности организации.[4].
4. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли:
- указываются основные виды деятельности организации за отчетный период;
- показывается финансовое состояние организации на краткосрочную перспективу (на краткосрочный период времени до 1 года), поэтому здесь представляются рассчитанные коэффициенты финансового состояния организации:
текущей, абсолютной и критической ликвидности;
обеспеченности собственными средствами;
способности восстановления (или утраты) платежеспособности;
рентабельности;
финансовой зависимости;
финансовой активности;
финансовой устойчивости и т.д.
- дается оценка текущей платежеспособности, при этом указывается:
наличие денег в кассе и на расчетных счетах;
наличие убытков;
просроченные дебиторская и кредиторская задолженности;
не погашенные в срок кредиты и займы;
наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом;
оплаченные или подлежащие уплате санкции за несвоевременное исполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами;
положение организации на рынке ценных бумаг (если организация является участником рынка ценных бумаг);
даётся прогноз финансового состояния организации на долгосрочную перспективу (до 3 – 5 лет), при этом указываются такие показатели как:
структура источников средств;
уровень зависимости конкретного предприятия от потенциальных и реальных инвесторов, а также от кредиторов, контрагентов и т.д.
2. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия
В состав бухгалтерской отчетности фирм помимо утвержденных форм входит Пояснительная записка. Этого требует статья 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Этот документ вправе не составлять следующие группы организаций:
субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить обязательную аудиторскую проверку;
общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, т. е. все те, кто не имеют оборотов по продаже продукции (работ, услуг), хотя обороты по продаже имущества они иметь могут.
Форма Пояснительной записки не утверждена Минфином. Каждая организация самостоятельно определяет объем информации и порядок ее подачи - в виде текста, таблиц, схем, диаграмм.
Вся информация Пояснительной записки может быть сгруппирована в три раздела, названия которых могут быть примерно следующими:
Первый раздел должен включать сведения об организации, а именно:
точное название организации;
сведения об организационно-правовой форме и учредителях;
юридический адрес;
фактический адрес;
данные об основных видах деятельности;
информацию о среднегодовой численности сотрудников;
состав (фамилии и должности) членов исполнительного и контрольного органов.
Информация о работе Состав и назначение пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия