Современные виды бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей финансовой отчетности предприятия.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие по поводу составления и анализа финансовой отчетности предприятия.

Содержание

ведение 3
1. Понятие финансовой отчетности предприятия .
1.1 Состав и виды финансовой отчетности предприятия
1.2 Бухгалтерский баланс предприятия
1.3 Отчет о прибылях и убытках………………………………………………
1.4Отчет об изменение капитала ………………………………………………
1.5Отчет о движении денежных средств.
1.6Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках…………………………………………………………………………
2 Виды отчетности ………………………………………………………………..
3. Практические основы составления различных видов бухгалтерской отчетности
3.1 Порядок составления бухгалтерских отчётов
3.2 Формирование учетной политики на предприятии
Заключение
Приложение 1…………………………………………………………………
Приложение 2…………………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………………………………
Приложение 4……………………………………………………………….
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание

 

 

 

Введение              3

 

1. Понятие финансовой отчетности предприятия              .

1.1 Состав и виды финансовой отчетности предприятия             

1.2 Бухгалтерский баланс предприятия             

1.3 Отчет о прибылях и убытках………………………………………………

    1.4Отчет об изменение капитала ………………………………………………

1.5Отчет о движении денежных средств.             

1.6Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках…………………………………………………………………………

2 Виды отчетности ………………………………………………………………..

3. Практические основы составления различных видов бухгалтерской отчетности             

3.1 Порядок составления бухгалтерских отчётов             

3.2 Формирование учетной политики на предприятии             

 

Заключение             

Приложение 1…………………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………………

Приложение 3…………………………………………………………………

Приложение 4……………………………………………………………….

Список использованной литературы             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Введение

 

 

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся  в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей финансовой отчетности предприятия.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие по поводу составления и анализа финансовой отчетности предприятия.

Курсовая работа состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении обосновывается актуальность темы, определяются цель, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена анализу поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Состав финансовой отчетности предприятия

 

Финансовая (бухгалтерская) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтер­ской отчетности банков, страховых и других организаций и инст­рукции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую финансовую отчетность.

Промежуточная финансовая отчетность включает:

      форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

      форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ включает:

        бухгалтерский баланс — форма № 1;

        отчет о прибылях и убытках -  форма № 2;

        Отчет об изменение капитала— форма № 3;

        отчет о движении денежных средств — форма № 4;

        приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

        специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

        итоговую часть аудиторского заключения.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо­мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз­можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Если указанные субъекты малого предпринимательства обяза­ны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соот­ветствующие данные.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денеж­ных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывше­го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.

Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денеж­ных средств (формы № 3 и 4), пояснительную записку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                   Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Бухгалтерский баланс позволяет определить состав, величину имущества и источники его формирования,  ликвидность и скорость  оборота средств, проанализировать движение денежных потоков и оценить платежеспособность организации.

В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой назы­вается активом, правая — пассивом баланса. Такое располо­жение частей вызывается чисто практическими соображе­ниями и сложившимися национальными традициями.

В ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс (см.Приложение 1).

Действующим законодательством установлены единые основополагающие принципы и правила составления бух­галтерского баланса для всех экономических субъектов.

В бухгалтерском  балансе  активами счи­таются хозяйственные средства, контроль над которыми органи­зация получила в результате хозяйственной деятельности и которые должны принести ей выгоду в будущем. Обязательством -  существующая на отчетную дату задолженность, которая появилась  в результате хозяйственной деятельности организации, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов, то есть денежных средств или других материаль­ных активов.

Активы и обязательства в балансе представляются в зависимости от срока обращения (погашения), как краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы и др.) и долгосрочные (материальные активы, основные средства, долгосрочные инвестиции, займы и кредиты).

Требования к содержанию разделов Бухгалтерского баланса установлены в разделе IV Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организация (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. В соответствии с классификацией по участию в обороте ПБУ 4/99 рекомендует объединять средства в активе баланса в следующие разделы: «Внеоборотные активы» (срок обращения (погашения) более 12-ти месяцев) и «Оборотные активы (срок обращения (погашения) не более 12-ти месяцев), а источники образования этих средств в пассиве в разделы: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

В международной практике  применяются  две модели построения бухгалтерского баланса: вертикальная и горизонтальная.

Балансовое равенство при вертикальном построении баланса выражается следующей формулой:

Активы – Обязательства = Собственный капитал

При горизонтальном построении баланса статьи сгруппированы в активы и пассивы. В этом  случае балансовое равенство выражается:

Актив = Пассив

Бухгалтерский баланс составляется на основании регистров синтетического и аналитического учета. Регистры аналитического учета  необходимы в том случае, если активы и обязательства в балансе детализировано.

Реальность бухгалтерского баланса  достигается  полной инвентаризацией всех статей.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

                        Отчет о прибылях и убытках

Значение отчета о прибылях и убытках как полноценной составной части годового бухгалтерского отчета было определено в законе, который должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации»

Финансовый результат хозяйственной деятельности организации может быть исчислен как в балансе, так и в отчете о прибылях и убытках (принцип двойной бухгалтерии).

Форма Отчета о прибылях и убытках (ф. №2), рекомендуемая Министерством финансов Российской Федерации, предусматри­вает наличие показателей о финансовых результатах деятельнос­ти организации за отчетный период и за аналогичный период прошлого года, а также о доходах и расходах, их обеспечивших. При ее заполнении следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы  организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Все доходы и расходы отчетного периода должны быть структурированы определенным образом. Форма №2 состоит из четырех разделов:

1.      Доходы и расходы по обычным видам деятельности

2.      Прочие доходы и расходы

3.      Прибыль  (убыток) до налогообложения

4.      Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Содержание статей отчета о прибылях и убытках

В разделе Справочно  Отчета о прибылях и убытках приводятся данные о величине базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию. Та­кую информацию представляют в годовой бухгалтерской отчетнос­ти акционерные общества. Порядок расчета указанных показателей определен Методическими указаниями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными прика­зом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н.   Базовая прибыль (убыток)  на акцию определяется как отно­шение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обра­щении в течение отчетного периода.

Базовая прибыль (убыток) отчетного периода рассчитывается путем уменьшения чистой прибыли (убытка) отчетного периода на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный период.

Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находя­щихся в обращении в течение отчетного периода, исчисляется пу­тем суммирования количества обыкновенных акций, находящих­ся в обращении на первое число каждого календарного месяца отчетного периода, и деления полученной суммы на число кален­дарных месяцев в отчетном периоде.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию отражает макси­мально возможную степень уменьшения  прибыли  (увеличения  убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционер­ного общества, если все конвертируемые ценные бумаги акционер­ного общества будут обращены в обыкновенные акции, а также при исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенных ак­ций у эмитентов по цене ниже рыночной стоимости.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию представляет собой отношение базовой прибыли (убытка), скорректированной на величи­ну ее возможного прироста, к средневзвешенному количеству обыкно­венных акций, находящихся в обращении, скорректированному на величину возможного прироста их количества в результате конверта­ции ценных бумаг в обыкновенные акции и исполнения договоров купли-продажи акций по ценам ниже их рыночной стоимости.

При этом величина базовой прибыли (убытка) отчетного пери­ода корректируется на суммы всех расходов (доходов), относя­щихся к конвертируемым ценным бумагам.

 

 

                                       Отчет об изменение капитала

Отчет об изменение капитала состоит из трех разделов:

I. Движение капитала.

II.                      Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлении ошибок.

III.                   Чистые активы.

В разделе "Движение капитал» отражаются данные о наличии и движении его составляющих: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, ре­зервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соот­ветствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет.

Каждый показатель содержит по четыре графы (с третьей по шестую): "Остаток на начало года" (кредитовое сальдо по соответствующему балансовому счету на начало года), "Поступило в отчетном году" (кредитовый оборот с начала года), "Израсходовано (использовано) в отчетном году" (дебетовый оборот с начала го­да), Остаток на конец года".

Уменьшение уставного капитала возможно в случае изъятия вкладов участниками (учредителями), аннулирования собственных акций акционер­ным обществом, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при дове­дении размера уставного капитала до величины чистых активов.

По статье "Добавочный капитал" отражается движение добавочного капитала в виде прироста стоимости имущества предприятия в результате его дооценки в со­ответствии с установленным порядком, безвозмездного получения имущества, в ре­зультате осуществления капитальных вложений, полученного эмиссионного дохода.

По строке 030 "Резервный капитал" в графе 3 отражается сумма резервного фонда, создаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, на начало отчетного года. Отчисления в резервный фонд, производимые в течение отчетного года в установленном порядке, показываются в графе 4.

По статьям "Целевые финансирование и поступления из бюджета" и "Целевые финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых фондов" показы­вается движение средств, полученных предприятием из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских ра­бот, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды, учет которых ведется на счете 96 "Целевые финансирование и поступления".

Во втором разделе содержаться сведения об изменение величины капитала в целом. И в том числе по каждой статье капитала в отдельности. Эта информация может быть использована для глубокого исследования факторов под влиянием которых увеличилась и уменьшилась величина капитала.

В третьем разделе отражаются данные об остатках на 31 декабря отчетного, предыдущего и года предшествующего предыдущему.

Чистые активы – это разница между активами предприятия и его обязательствами, они выражают величину собственного капитала и служит критерием способным организацию генерировать собственные источники для её развития. Сопоставление величины чистых активов с величиной УК позволяет оценить дееспособность организации поскольку в соответствии с действующими законами стоимость чистых активов не может быть меньше величины уставного капитала организации и тем более меньше минимальной величины уставного капитала установленным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Отчет о движении денежных средств  -  раскрывает  информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о потоках денежных средств за период в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.                                  

Текущая (операционная) деятельность — основная, направленная на получение дохода деятельность, а также иная деятельности организации,, которая не относится к инвестиционной и финан­совой деятельности, преследующая извлечение прибыли в каче­стве основной цели.. Денежны­ми потоками от текущей деятельности могут быть; выруч­ка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; оплата приобретенных сырья, материалов, товаров, работ и ус­луг; выплаты работникам по оплате труда; другие поступ­ления и выплаты, связанные с осуществлением договоров по поставкам и продажам.

К  денежным потокам от текущей деятельности относятся:

                       денежные поступления от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также в виде авансов от покупателей и заказчиков;           

                       поступления от аренды;

                       прочие поступления, включая возврат средств от поставщиков, поступления из бюджета, от подотчетных лиц, от страховых компаний, комиссионные, суммы, полученные по решению суда, и  другие поступления;

                       денежные платежи поставщикам и прочим контрагентам;

                       оплата труда и иные выплаты работникам в денежной форме;

                       отчисления в государственные внебюджетные фонды;

                       расчеты с бюджетом по причитающимся к уплате налогам, если они не могут быть отнесены к конкретным операциям инвестиционной или финансовой деятельности;       

                       краткосрочные финансовые вложения;

                       выплата процентов по кредитам;

                       выплаченные дивиденды;

                       прочие выплаты, включая перечисления страховым компани­ям, выдачу средств подотчетным лицам.

Инвестиционной   деятельностью считается деятель­ность организации, связанная с приобретением и про­дажей внеоборотных активов (земельных участков, зда­ний и иной недвижимости, оборудования, нематериаль­ных активов и других внеоборотных активов), а также с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других цен­ных бумаг долгосрочного характера, т.е. финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств,

Потоками денежных средств от инвестиционной деятельности являются:

                       денежные поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, прочих внеоборотных активов;

                       денежные поступления от реализации долевых и долговых ценных бумаг других организаций;

                       возврат займов, предоставленных организациям на срок более 12 месяцев;

                       возврат средств, связанный с заключенными договорами простого товарищества, иные аналогичные поступления;

                       денежные средства, поступающие в виде дивидендов от участия в капитале других организаций;            

                       денежные средства, направленные на приобретение (создание) внеоборотных активов, включая капитальные вложения, увеличивающие стоимость основных средств и нематериальных активов;

                       долгосрочные финансовые вложения.

Финансовая деятельность определяется как опера­ции, связанные с осуществлением краткосрочных финан­совых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бу­маг краткосрочного характера, выбытие ранее приобре­тенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Денежными потоками от финансовой деятельности являются:

                       денежные поступления от выпуска акций и других долевых инструментов, а также дополнительных вложений собственников;

                       поступления от выпуска облигаций, займов, долгосрочных и краткосрочных кредитов;

                       целевые финансирование и поступления;

                       перечисления средств в погашение основной суммы долга по полученным кредитам и займам;

                       средства, направленные на выкуп собственных акций.

Потоки наличности в бухгалтерской отчетности могут быть представлены с помощью прямого и косвенного методов.

Прямой метод заключается в отражении большинства потоков на валовой основе. Прямой метод представляет собой корректировку каждой статьи отчета о прибылях и убытках и переход от метода начисления к методу денежных средств. При прямом методе расчета денежные потоки текущей деятельности определяются как разность между по­ступлением денежных средств по всем основным груп­пам доходов (выручка от продажи, поступления процен­тов за предоставленный коммерческий кредит и других доходов, связанных с осуществлением договоров прода­жи) и расходами, связанными с их выплатой (оплата сче­тов поставщиков, выплаты заработной платы персоналу, уплаченный налог на прибыль и другие расходы, связан­ные с текущей деятельностью). Если итоговый результат расчета представляет выбытие денежных средств, то это, как правило, свидетельствует о том, что организация не может эффективно осуществлять свою деятельность.

Чистый денежный поток определяется как все денежные поступления за минусом всех затрат и характеризует остаток денежных средств на конец отчетного периода за вычетом остатка денежных средств на начало отчетного периода.

Косвенный метод предполагает отражение большинства потоков в чистом виде.  При определении чистого денежного потока на основе косвенного метода необходимо  учесть то, что в расчет чистой прибыли входят статьи, которые не влекут притоков и оттоков денежных средств (например, амортизация основных средств, нематериальные активы, расходы на создание резервов и т.д.). При косвенном, методе отправной точкой расчета яв­ляется величина прибыли до налогообложения за отчет­ный период, которую корректируют, прибавляя все рас­ходы, не связанные с движением средств (например, амор­тизационные отчисления), и вычитая все доходы, не свя­занные с денежными потоками (например, исключаются доход от инвестиций, суммы уменьшения оценочных резервов, которые первоначально были отнесены на увели­чение финансовых результатов и др.). В связи с этим при расчете чистого денежного потока величина данных статей должна быть прибавлена к чистой прибыли.

Информация, представленная в отчете о движении денежных средств, полезна для инвесторов, акционеров и кредиторов организации. Результаты в разрезе каждого на­правления (от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности) формирования и использования денежных средств, представленные в отчете, уже на стадии предва­рительного изучения позволяют пользователям отчетной информации организации адаптиро­ваться к меняющимся условиям коммерческой деятель­ности, погашать банковские ссуды, выплачивать дивиденды, делать новые капитальные вложения без использова­ния внешних источников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к Бухгалтерскому балансу и

Отчету о прибылях и убытках

 

Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках раскрывают сведения, относящиеся к учетной политике организации. Кроме того, они обеспечивают пользователей допол­нительными данными, которые нецелесообразно включать в Бух­галтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, но которые не­обходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых ре­зультатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положе­нии. Пояснения позволяют охарактеризовать и детализировать статьи Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, дать качественную характеристику активов и условий погашения обязательств, выделить главные сферы и направления развития бизнеса, повышают аналитическую ценность бухгалтерской от­четности.Приложение к бухгалтерскому балансу дополняет ранее рас­смотренные формы бухгалтерской отчетности в части наличия и движения отдельных видов имущества, обязательств организа­ции, ее расходов и т. п.

Рекомендуемый образец ф. № 5 имеет девять разделов:

1.      Нематериальные активы и расходы  на  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы (НИОКР).

2.      Основные средства.

3.      Финансовые вложения.

4.      Запасы.

5.      Дебиторская  и кредиторская задолженность.

6.      Затраты  на производство.

7.      Резервы  под  условные  обязательства.

8.      Обеспечения обязательств.

9.      Государственная помощь.

Пояснительная записка является элементом бухгалтерской от­четности, обязательное включение которой в состав годовой от­четности установлено п. 2 (д) ст. 13 Федерального закона «О бух­галтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. В то же время законо­дательством оговорены случаи, когда организация вправе не представлять пояснительную записку и отдельные вспомогатель­ные формы. На основании п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности установлен только для общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпри­нимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего иму­щества оборотов по реализации товаров (работ, услуг).Пояснительная записка – это важнейшая  часть бухгалтерской отчетности, содержащая  сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности.В пояснительной записке требуется раскрывать  данные статей «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1) и «Отчет о прибылях и убыт­ках» (ф. № 2), по которым отражаются прочие активы и пассивы, отдельные виды прибылей (убытков). При этом следует исходить из их существенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Виды отчетности

Отчетность охватывает все стороны деятельности действующего хозяйственного субъекта и в зависимости от ее содержания подразделяется на бухгалтерскую, статистическую, управленческую и налоговую.

1. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, об имущественном и финансовом положении организации и результатах их хозяйственной деятельности за отчетный период.

2. Статистическая отчетность характеризует отдельные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и составляется по данным статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

3. Управленческая отчетность содержит информацию по важнейшим показателям финансово-хозяйственной деятельности организации и используется для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами. Содержание, периодичность, сроки и порядок составления этой отчетности определяются организацией самостоятельно. Однако, наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором ее содержание и порядок составления основываются на тех же принципах, что и составление бухгалтерской отчетности.

4. Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для финансовых целей. Она составляется в форме деклараций по видам платежей. При этом часть отчетных форм составляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые отчетные формы составляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно с бухгалтерским учетом. Параллельное ведение налогового учета ведет к увеличению затрат на составление налоговой отчетности. Снижение затрат на составление налоговой отчетности может быть достигнуто путем формирования ее показателей на основе информации, содержащейся в бухгалтерском учете, скорректированной по правилам налогового законодательства.

Бухгалтерская отчетность.

Удовлетворение пользователей в информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации для принятия экономически обоснованных решений придает бухгалтерской отчетности первостепенное значение среди других видов отчетности. Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения пользователями отчетной информации за работой организации, выявления признаков ее банкротства, формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей, использования при налогообложении и других целях. В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают: промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточной бухгалтерской отчетностью считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым бухгалтерским отчетом. При этом согласно статье 14 Федерального закона “О бухгалтерском учете” отчетным годом для всех организаций считается календарный год - с первого января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 31 октября, разрешается считать первым отчетным период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. Но на западе годовую финансовую отчетность акционерные общества и другие организации имеют право составлять на любую выбранную ими дату. Причем по неутвержденным формам, но с соблюдением минимума статей в ней, по которым в обязательном порядке должны быть даны ответы. Финансовая отчетность западных организаций, прежде чем быть опубликована, должна, как правило, иметь аудиторское заключение. В России это требование не стало аксиоматичным, поскольку многие хозяйствующие субъекты освобождены в законодательном порядке от обязательного аудирования. В результате достоверность информации в отчетности подобных организаций никем не гарантирована.

По степени обобщения отчетных данных выделяют: индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность составляется непосредственно организациями. Как элемент метода бухгалтерского учета эта отчетность выполняет не только информационную функцию, характеризуя финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, но и контрольную функцию, обеспечивая системный контроль точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. Поэтому все организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной отчетности» от 20.07.2010г.  под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

При подготовке консолидированной отчетности следует соблюдать принципы, обеспечивающие ее достоверность и сопоставимость показателей(См. Приложение 3)

Таким образом, суть процесса консолидации состоит в проведении операций взаимоисключения отдельных показателей отчетности предприятий группы при объединении их в консолидированную отчетность. В международной практике операции взаимоисключения называются элиминированием статей. Элиминирование статей — обязательная операция при составлении любого консолидированного отчета. Такой порядок составления консолидированной отчетности является общепризнанным и отражен  в Международных стандартах финансовой отчетности и в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112, а также в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.97 г. № 24.

Основными пользователями консолидированной бухгалтерской отчетности являются акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели группы и предприятий, входящих в нее, а также управленческий персонал группы и государственные контролирующие органы.

Главной задачей бухгалтерской отчетности (индивидуальной и консолидированной) является обеспечение гарантированного доступа заинтересованными пользователями к качественной информации о деятельности организации и/или информации о группе организаций, входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетность должна быть составлена по определенным правилам в соответствии с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Сегментарная отчетность.Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2000 г. № 11н. В п. 5  ПБУ 12/2000 дается определение  информации по трем  видам сегментов, классификация которых приведена в Приложении 4.

В состав первичной информации по отчетному сегменту входят следующие показатели:

1.   общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателями от операций с другими сегментами;

2.   финансовый результат (прибыль или убыток);

3.   общая балансовая величина актива;

4.   общая величина обязательств;

5.   общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

6.   общая величина амортизационных отчислений по ос­новным средствам и нематериальным активам;

7.   совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной инфор­мации по географическим сегментам в бухгалтерской от­четности представляются следующие показатели:

1.   величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по мес­там расположения рынков сбыта;

2.   балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;

3.   величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. Данные показатели выделяются по географи­ческим сегментам в случае соблюдения количествен­ного измерителя построения сегмента — 10%.  ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организа­ции, которые осуществляют различные виды деятель­ности и зачастую распределены по различным геогра­фическим регионам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практические основы составления различных видов бухгалтерской отчетности

                    3.1 Порядок составления бухгалтерских отчётов

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъяв­ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отра­жение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленно­му специальному графику. Важным этапом подготовительной рабо­ты составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собиратель­но-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтер­ские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Порядок составления консолидированной отчетности

Головная кредитная организация банковской (консолидированной) группы составляет консолидированную отчетность путем включения в состав своего балансового отчета и отчета о прибылях и убытках на соответствующую отчетную дату данных об участниках исходя из метода, определенного в соответствии с настоящим Положением. Дополнительно на основе консолидированной отчетности головная кредитная организация банковской (консолидированной) группы рассчитывает собственные средства (чистые активы), а также значения обязательных нормативов и открытых валютных позиций по банковской (консолидированной) группе.

Отчетность участника банковской (консолидированной) группы включается в состав консолидированного балансового отчета и отчета о прибылях и убытках с использованием одного из трех методов:

а) метода полной консолидации;

б) метода пропорциональной консолидации;

в) метода долевого участия.

Выбор метода консолидации, в соответствии с которым отчетность участника включается в консолидированную отчетность, а также расчет деловой репутации производится головной кредитной организацией исходя из доли контроля банковской (консолидированной) группы в капитале каждого участника, которая определяется как сумма следующих величин:

а) удельный вес акций (долей) участника, находящихся в собственности головной кредитной организации;

б) удельный вес акций (долей) участника, находящихся в собственности других участников.

Выбранный головной кредитной организацией метод консолидации отчетных данных участников банковской (консолидированной) группы может быть пересмотрен в случае изменения доли контроля банковской (консолидированной) группы в капитале участника банковской (консолидированной) группы (продажи (покупки) акций (долей) участника банковской (консолидированной) группы). Каждый такой случай должен быть раскрыт с соответствующим обоснованием в пояснительных примечаниях к консолидированной отчетности.

Метод полной консолидации.

При составлении консолидированного балансового отчета постатейно суммируются активы и пассивы балансов головной кредитной организации, участников банковской (консолидированной) группы, именуемых в дальнейшем "консолидируемые участники".

При этом:

а) исключаются вложения головной кредитной организации и других участников в уставные капиталы консолидируемых участников и соответственно уставные капиталы консолидируемых участников в части, принадлежащей головной кредитной организации и другим участникам, а также вложения участников в уставный капитал головной кредитной организации;

б) исключаются операции и сделки, проводимые между головной кредитной организацией и консолидируемыми участниками и непосредственно между консолидируемыми участниками;

г) неиспользованная прибыль (непогашенные убытки) прошлых лет консолидируемых участников отражается только в сумме, накопленной с момента приобретения головной кредитной организацией и (или) участниками банковской (консолидированной) группы акций (долей) консолидируемого участника пропорционально доле участия банковской (консолидированной) группы в его уставном капитале. Оставшаяся часть неиспользованной прибыли (непогашенных убытков) прошлых лет консолидируемого участника относится к доле малых акционеров (участников), определяемой в соответствии с требованиями Положения N 246-П (далее - доля малых акционеров (участников)).

Под малыми акционерами (участниками) консолидируемого участника банковской (консолидированной) группы в целях настоящего Положения понимаются учредители - юридические лица консолидируемого участника, которые не могут быть признаны в целях составления консолидированной отчетности головной кредитной организацией и (или) участниками банковской (консолидированной) группы;

д) в случае приобретения головной кредитной организацией и (или) участниками банковской (консолидированной) группы акций (долей) дочерних организаций по цене выше или ниже их номинальной стоимости в консолидированном балансовом отчете признается деловая репутация.

Превышение стоимости приобретения акций (долей) консолидируемого участника над величиной справедливой стоимости его активов и обязательств, принадлежащих головной кредитной организации и (или) участникам банковской (консолидированной) группы, признается в целях настоящего Положения положительной деловой репутацией.

Положительная деловая репутация отражается в консолидированном балансовом отчете по стоимости, рассчитанной на дату приобретения акций (долей) консолидируемого участника, с учетом накопленных убытков от обесценения в качестве актива.

Головная кредитная организация ежегодно производит оценку положительной деловой репутации на предмет ее обесценения, при этом убытки от обесценения относятся на финансовый результат. Головная кредитная организация вправе производить оценку деловой репутации на ежеквартальной основе с отнесением убытков от обесценения на финансовый результат того периода, в котором они возникли.

Превышение величины справедливой стоимости активов и обязательств консолидируемого участника, принадлежащих головной кредитной организации и (или) участникам банковской (консолидированной) группы, над величиной стоимости приобретения его акций (долей) в целях настоящего Положения признается отрицательной деловой репутацией.

Головная кредитная организация относит величину отрицательной деловой репутации на финансовый результат на дату приобретения акций (долей) консолидируемого участника;

Метод пропорциональной консолидации.

По методу пропорциональной консолидации в консолидированный балансовый отчет и консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются активы/пассивы и доходы/расходы участника аналогично методу полной консолидации, но по величине, прямо пропорциональной доле участия банковской (консолидированной) группы в капитале участников.

Доля малых акционеров (участников) при пропорциональном методе консолидации не определяется.

Метод долевого участия.

При использовании метода долевого участия в консолидированной отчетности стоимость акций (долей) зависимых организаций, отраженная в отчетности головной кредитной организации и (или) участников банковской (консолидированной) группы, замещается на стоимостную оценку доли участия банковской (консолидированной) группы в источниках собственных средств консолидируемого участника.

При составлении консолидированного балансового отчета банковской (консолидированной) группы:

а) исключается стоимость акций (долей) консолидируемого участника, отраженная в балансовых отчетах головной кредитной организации и/или других участников, владеющих данными акциями (долями);

б) включается показатель, отражающий стоимостную оценку участия банковской (консолидированной) группы в капитале консолидируемого участника и представляющий собой произведение величины собственных средств (чистых активов) консолидируемого участника на долю участия группы в его капитале;

в) в момент приобретения банковской (консолидированной) группой акций (долей) консолидированного участника включается показатель, отражающий деловую репутацию.

г) включается показатель, отражающий долю банковской (консолидированной) группы в неиспользованной прибыли (непогашенных убытках) прошлых лет консолидируемого участника, сформированной (образовавшихся) за период с момента приобретения банковской (консолидированной) группой акций (долей) участника;

д) включается показатель, отражающий финансовые результаты консолидируемого участника за отчетный период в части доли участия банковской (консолидированной) группы в уставном капитале данного участника.

Убытки консолидируемого участника, приходящиеся на долю банковской (консолидированной) группы, могут быть отражены в консолидированной отчетности только в объеме величины стоимостной оценки доли участия банковской (консолидированной) группы в уставном капитале зависимой организации. Головная кредитная организация отражает в консолидированной отчетности убытки консолидируемого участника, приходящиеся на долю банковской (консолидированной) группы, превышающие величину стоимостной оценки доли участия банковской (консолидированной) группы в уставном капитале зависимой организации, только в случае, если она имеет обязательства по покрытию данных убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученная в дальнейшем консолидируемым участником прибыль направляется на погашение ранее отраженных в консолидированной отчетности убытков консолидируемого участника. Отражение стоимостной оценки доли участия банковской (консолидированной) группы в уставном капитале зависимой организации в консолидированной отчетности производится только после погашения всех убытков консолидируемого участника, в том числе не признанных в консолидированной отчетности.

Пример составления консолидированной отчетности.

Условие. Компания А купила 70 процентов обыкновенных акций Компании Б по балансовой стоимости и заплатила за них 32 000 руб. (деловая репутация у фирмы нет). Балансы Компании А и Компании Б на дату покупки Компа­нии Б представлены в таблице .

Необходимо:

1. Рассчитать долю меньшинства, отражаемую в консолиди­рованном балансе.

2. Провести элиминирование статей Бухгалтерских балансов Компании А и Компании Б и составить консолидированный ба­ланс.

Балансы двух компаний на дату покупки и консолидированный баланс

 

Статьи

 

Баланс

фирмы А

 

Баланс

фирмы Б

 

Консолидированный баланс

 

 

 

 

 

1

2

3

4

Инвестиции в

 

 

 

Компанию Б

32 000

 

 

Прочие активы

118 000

100 000

218000

Краткосрочные

 

 

 

обязательства

(50 000)

(60 000)

(110000)

Деловая репутация

 

 

4000

Нетто-активы

100 000

40000

 

Итого:

 

 

112000

Собственный капитал

 

 

 

- акционерный капитал

50 000

20 000

 

50000

-  резервный капитал

10 000

10  000

10000

- нераспределенная прибыль

40 000

10  000

 

40000

Доля меньшинства

 

 

12000

Итого собственный капитал

100 000

 

40 000

 

 

112000

 

 

            Порядок составления промежуточной отчетности.

Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. В ее состав включают бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При формировании промежуточной отчетности, включающей данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности нарастающим итогом с начала года, содержание включаемых в ее состав баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию таких же отчетов, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности. То есть формы промежуточной отчетности должны соответствовать формам годовой отчетности за 2011 г. Тем самым чиновники недвусмысленно дают понять, что бухгалтерам следует "примерять" новые бланки баланса и отчета о прибылях и убытках уже по итогам отчетных периодов с тем, чтобы у бухгалтера было меньше трудностей при составлении отчетности по итогам 2011 г. Состав  промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается, как правило, национальными стандартами (п. 3 ст. 14). Характерной особенностью отечественной практики является то, что экономические субъекты, как правило, промежуточную финансовую отчетность должны в обязательном порядке своевременно составлять и направлять ее по установленным адресам. За непредставление ее или отдельных форм последней либо представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности с недостоверной информацией на экономический субъект и/или его руководителя соответствующие органы могут наложить штраф в таком же порядке и размере, как это установлено за подобные явления в отношении годовой отчетности. Однако такой подход является небезупречным. Он отличается от практики многих зарубежных стран, да и норм, заложенных в МСФО. В соответствии с последними, в частности МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", компаниям предоставлено право выбора: составлять ее или нет.

 

Порядок составления сегментарной бухгалтерской отчетности.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

1) определение отчетных сегментов, отдельных операционных или географических сегментов, информация о которых является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности;

2) выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;

3) сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета;

4) раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими представление информации по сегментам.

Сегмент признается отчетным, если он удовлетворяет следующим критериям признания отчетного сегмента, сформулированным в МСФО (IFRS) 8 и ПБУ 12/2000:

1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;

2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;

3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;

4) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов;

5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации, если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют "правилу 10%".

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования.Таким образом, сегментная отчетность организации представляет собой часть внешней финансовой отчетности, раскрывающую информацию по отчетным сегментам организации:

- выделенным в соответствии с организационно-управленческой структурой и системой внутренней отчетности организации;

- удовлетворяющим критериям, определенным в ПБУ 12/2000.

После выделения отчетных сегментов решается вопрос о том, в каком формате представлять информацию об их деятельности? Стандартом вводятся два понятия о форме представления отчетной информации по сегментам - "первичная" и "вторичная". Этот выбор зависит от основных источников и характера рисков и прибыльности компании:

- если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по хозяйственным сегментам, при этом вторичная информация раскрывается по географическим сегментам. На практике такой подход применяется чаще;

- если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичным признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным - по хозяйственным сегментам. Возможны следующие комбинации первичного и вторичного форматов представления сегментной отчетности (рис. 1).

 

Возможные комбинации первичного и вторичного форматов

представления сегментной отчетности

 

                      ┌──────────────────────────┐

                      │          Формат          │

                      └─────────────┬────────────┘

                ┌───────────────────┴──────────────────┐

               \│/                                    \│/

┌───────────────┴────────────────┐ ┌───────────────────┴──────────────────┐

│            Первичный           │ │               Вторичный              │

└───────────────┬────────────────┘ └───────────────────┬──────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌───────────────────┴──────────────────┐

│      В основе сегментации      │ │        Отчетность формируется        │

│     хозяйственные сегменты     │ │  по географическим сегментам исходя  │

│                                │ │     из расположения как активов,     │

│                                │ │            так и клиентов            │

└───────────────┬────────────────┘ └───────────────────┬──────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌───────────────────┴──────────────────┐

│      В основе сегментации      │ │   Отчетность формируется в разрезе   │

│    географические сегменты,    │ │ хозяйственных сегментов с раскрытием │

│      сформированные исходя     │ │       дополнительной информации      │

│    из расположения клиентов    │ │ о месторасположении активов (если она│

│                                │ │   отлична от расположения клиентов)  │

└───────────────┬────────────────┘ └───────────────────┬──────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌───────────────────┴──────────────────┐

│      В основе сегментации      │ │   Отчетность формируется в разрезе   │

│    географические сегменты,    │ │ хозяйственных сегментов с раскрытием │

│      сформированные исходя     │ │       дополнительной информации      │

│     из расположения активов    │ │о месторасположении клиентов (если она│

│                                │ │   отлична от расположения активов)   │

└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

                3.2Формирование учетной политики на предприятии

 

Учетная политика любой организации должна основываться на определенных принципах, которые должны быть едиными для всех.

Это объясняется прежде всего тем, что данные бухгалтерского учета служат основой для формирования публичной бухгалтерской отчетности, по которой, в свою очередь, все заинтересованные пользователи - и собственники (учредители, акционеры), и инвесторы, и кредиторы (включая банки) - будут судить о финансовом состоянии и эффективности деятельности организаций. Значит, эти данные должны быть достоверными, адекватно представляющими реальное состояние дел в организации, а также сопоставимыми - как в отношении отчетных данных вашей организации за предыдущие отчетные периоды, так и в отношении ключевых показателей финансовой отчетности других организаций. Ведь, например, инвесторы и кредиторы, принимая решение о вложении средств - предоставлении кредитов и займов, приобретении акций и облигаций, должны сопоставить финансовые показатели различных организаций, чтобы выбрать наиболее привлекательный вариант вложения, а единственным надежным источником информации о положении организаций является именно их бухгалтерская отчетность.

Поэтому бухгалтерское законодательство выдвигает определенные требования не только к формату бухгалтерской отчетности, но и к содержанию ее показателей, и формулирует некоторые постулаты, основополагающие принципы, которые должны быть учтены при подготовке учетной политики и организации бухгалтерского учета в каждой конкретной организации.

Формировать учетную политику, согласно п. 4 ПБУ 1/2008, должен главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета.

А вот утвердить учетную политику в любом случае обязан руководитель организации. На практике принятая учетная политика оформляется его приказом или распоряжением.

Положения учетной политики в обязательном порядке применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации, а также организации, возникшие в результате реорганизации, должны оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица, хотя утвержденная учетная политика считается применяемой прямо со дня государственной регистрации юридического лица.

В остальных случаях по общему правилу способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики должны быть утверждены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за проведением хозяйственных операций;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс разработки учетной политики по конкретным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета представляет собой выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

А в случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики нужно разработать собственный способ учета, руководствуясь при этом требованиями действующих ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в трех случаях:

1) если изменилось законодательство РФ или нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету - например, если приняли новое ПБУ или внесли изменения в действующее ПБУ, в результате чего:

- отменили (запретили) тот метод учета, который применялся организацией раньше - тогда у бухгалтера не останется другого выбора, кроме как исключить этот метод из учетной политики и заменить его на другой, разрешенный законодательством;

- разрешили новые методы учета, которые нельзя было применять раньше - и тогда перед бухгалтером стоит вопрос, имеет ли смысл перейти на этот новый метод, если он более эффективно решает задачи, стоящие перед организацией;

2) если в организации были разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, позволяющие более достоверно представлять факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации - ну, например, если раньше учет велся вручную, но теперь решено использовать компьютерную программу, или если учет велся автоматизированным способом, но главный бухгалтер и руководитель организации решили, что нужно перейти на другую бухгалтерскую программу, которая лучше решает стоящие перед организацией задачи;

3) если существенно изменились условия хозяйствования: имела место реорганизация, изменился вид деятельности фирмы и т.д.

В любом случае изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в том же порядке, что и принятие учетной политики - приказом или распоряжением руководителя.

По общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Например, если приказ о внесении изменений учетной политики датирован декабрем 2010 г., новая учетная политика "по умолчанию" будет действовать с 1 января 2011 г. Если же приказ об изменении учетной политики датирован февралем 2011 г., строго говоря, эти изменения должны вступить в силу только с 1 января 2012 г., а в течение 2011 г. нужно применять "старую" учетную политику.

Следует обратить внимание на важную оговорку, сделанную в п. 12 ПБУ 1/2008: общее правило об изменении учетной политики с начала отчетного года надо применять только в том случае, если "иное не обусловливается причиной такого изменения".

Например, нередки случаи, когда изменения в нормативные акты по бухгалтерскому учету вносятся в текущем календарном году и действуют задним числом. В такой ситуации бухгалтер имеет полное право подготовить приказ о внесении изменений в учетную политику, датируемый по факту (но не раньше, чем дата вступления в силу нового или измененного нормативного акта), и указать в этом приказе, что данные изменения вступают в силу в соответствии с порядком, установленным в данном нормативном акте (задним числом или с момента издания приказа об изменении учетной политики).

То же самое актуально и для организаций, претерпевших реорганизацию, ведь она рассматривается как существенное изменение условий деятельности - уважительная причина для внесения изменений в учетную политику.

Таким образом, учитывая положения п. 12 ПБУ 1/2008, целесообразно в приказе о внесении изменений в учетную политику приводить обоснования причин изменения и уточнять порядок вступления этих изменений в силу.

Нужно также подчеркнуть, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики. По сути, это лишь ее дополнение.

Так, например, если клининговая компания раньше занималась только оказанием услуг по уборке офисов, квартир и иных объектов, а в середине года вдруг решила заняться еще и оптовой или розничной торговлей чистящими средствами и иными товарами, бухгалтеру необходимо дополнить учетную политику положениями, регулирующими порядок учета торговых операций. В этом случае не нужно ждать 1 января, чтобы изменения вступили в силу, и не нужно делать задним числом (декабрем прошлого года) приказ об изменении учетной политики - достаточно в момент возникновения новых операций подготовить приказ о дополнении учетной политики, в котором нужно закрепить новые положения, регулирующие порядок учета этих операций.

Особое внимание следует обратить на то, что, хотя ПБУ 1/2008 и разрешает в некоторых случаях вносить изменения в учетную политику, тем не менее допущения последовательности ее применения никто не отменяет, и для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности необходимо в том числе обеспечить и их сопоставимость. Поэтому ПБУ 1/2008 регламентирует и порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности организации.

 

Структура учетной политики

 

Некоторые бухгалтеры предпочитают формировать раздельно две учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, а вторую - для целей налогообложения, а другие считают более удобным и рациональным готовить единую учетную политику, причем совмещать описание бухгалтерского и налогового учета по отдельным объектам и операциям.

Структурировать учетную политику можно так, как удобно самому бухгалтеру для дальнейшего ее использования.

На практике в организационно-технический раздел обычно включают следующие пункты:

1. Организация учетной работы (кто именно ведет учет в зависимости от объема учетной работы).

2. Особенности организации учета в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах).

3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета (с детализацией субсчетов и аналитических счетов, а некоторые предпочитают дополнительно давать развернутое описание счетов и приводить используемые корреспонденции счетов).

4. Форма бухгалтерского учета (включая вопросы автоматизации).

5. Организация первичного учета:

- формы первичных учетных документов;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;

- график и правила документооборота;

- порядок архивирования документов

- и т.д.

6. Порядок проведения инвентаризации.

7. Формы и процедура подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

8. Формы и порядок подготовки и представления внутренней (управленческой) отчетности.

9. Прочие вопросы.

Как правило, часть информации - например, структура бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы, график документооборота, рабочий план счетов и другие - представляется в виде схем и таблиц в приложениях к учетной политике.

А в методологическом разделе необходимо раскрыть выбранные варианты оценки и учета следующих объектов и операций:

1) основные средства;

2) нематериальные активы и НИОКР (при их наличии);

3) материально-производственные запасы (сырье и материалы, товары, готовая продукция);

4) затраты на производство и иные затраты (включая методы учета затрат и калькулирования себестоимости, учет расходов будущих периодов и прочие нюансы);

5) доходы, расходы и формирование финансовых результатов;

6) расходы по кредитам и займам;

7) финансовые вложения;

8) порядок применения ПБУ 18/02;

9) активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте;

10) а также иные объекты учета и хозяйственных операций, особенно тех, порядок учета которых не урегулирован действующим законодательством или урегулирован недостаточно четко, что приводит к возникновению нестандартных и спорных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением общественных и бюджетных, определяется законом о бухгалтерском учете. В нее входят следующие современные виды бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения, пояснительная записка, а также аудиторское заключение, свидетельствующее о достоверности бухгалтерской отчетности, если организация подпадает под обязательный аудит.

И если для некоммерческих организаций включение в состав бухгалтерской отчетности за год отчета о целевом использовании денежных средств носит рекомендательный характер, то организации, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны, помимо прочих видов бухгалтерской отчетности, предоставлять также отчет о характере использования бюджетных средств по формам, утвержденным Минфином РФ.

Бухгалтерский баланс (форма №1) представляет собой обобщенное отражение имеющихся хозяйственных средств предприятия на определенную дату, сгруппированное по составу и размещению и по источникам их образования, выраженное в денежном эквиваленте. Бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы, разделенной по вертикали на две части, где в левой его части отражаются средства по размещению и составу, а в правой – по источникам их формирования. Соответственно, левая часть бухгалтерского баланса именуется активом, а правая – пассивом. Каждое отдельное средство в активе и его источник в пассиве именуется «статьей баланса». Поскольку и в активе и в пассиве баланса отражаются одни и те же средства, то итоговые суммы статей актива и пассива должны быть равны между собой.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) представляет собой сводную ведомость за отчетный и предыдущий периоды, в которой отражены такие сведения, как:
- прибыль (убытки) организации от реализации продукции, товаров, услуг;
- операционные расходы и доходы с выделением процентов к уплате и получению;
- внереализационные расходы и доходы и чистые прибыли (убытки) за отчетный период. Справочно в отчете отражаются сведения за отчетный и предшествующий ему периоды по дивидендам, приходящимся на одну обычную и привилегированную акцию. При расшифровке отдельных убытков и прибылей отражаются сведения по отдельным видам убытков и прибылей за отчетный и предшествующий отчетному периоды.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) представлен тремя разделами. Раздел I « Движение Капитала» содержит сведения об остатках на начало отчетного периода, поступлениях и расходах в отчетном периоде, а также остаток на конец отчетного периода собственных капиталов организации. Раздел II «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлении ошибок» содержит сведения об изменение величины капитала в целом. И в том числе по каждой статье капитала в отдельности. Раздел III «Чистые активы» отражают остатки на начало и конец года, а также движение в течение года резервов организации.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) раскрывает информацию о денежных потоках организации характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию в которой заинтересованы как собственники так и кредиторы. Собственники располагают информацией о денежных потоках и имеют возможность более обосновано подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составить заключения достаточности средств у потенциального заемщика и его способность генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлена 9 разделами: НМА и расходы на НИОКР, основные средства, финансовые  вложения, запасы, дебиторская и кредиторская задолжность, затраты на производство, резервы под условные обязательства, обеспечение обязательств, государственная помощь.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) отражает сведения по остаткам на начало и конец отчетного периода, а также об их поступлении и использовании средств по их видам в течение отчетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Приложение 1.

Числовые показатели бухгалтерского баланса

 

РАЗДЕЛ

Группа статей

Статьи

АКТИВ

Внеоборотные активы

 

 

Нематериальные активы

Организационные расходы, патенты, лицензии, товар­ные знаки (знаки обслу­живания), иные аналогич­ные права и активы Деловая репутация органи­зации.

Основные

средства

Земельные участки и объ­екты природопользования Здания, машины, оборудо­вание и другие основные средства. Незавершенное строитель­ство

Финансовые

вложения

Инвестиции в дочерние об­щества. Инвестиции в за­висимые общества. Инве­стиции в другие организа­ции. Займы, предоставлен­ные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения

Оборотные акти­вы

 

 

 

 

 

Запасы

Сырье, материалы и анало­гичные ценности. Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая про­дукция, товары для пере­продажи и товары, отгру­женные. Расходы будущих периодов

Начисленный налог на добавленную стоимость на остаток имущества

Дебиторская

задолженность[1]

Покупатели и заказчики. Векселя к получению. Задолженность дочерних и зависимых обществ. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Авансы выданные. Прочие дебиторы

Финансовые

вложения

 

Займы, предоставленные организациям на срок ме­нее 12 месяцев. Собственные акция, выку­пленные у акционеров. Прочие финансовые вложе­ния

Денежные средства

Расчетные счета. Валютные счета. Прочие денежные средства

   Убытки

Непокрытые убытки прошлых лет. Убыток отчетного года

ПАССИВ

Капитал и    резервы

Уставный капитал, добавочный капитал

Резервный капитал

Резервы, образованные в соответствии с законода­тельством Резервы, образованные в соответствии с учреди­тельными документами

Нераспределенная при­быль прошлых лет

Нераспределенная при­быль отчетного рода

Долгосроч­ные

пас­сивы

Заемные

средства

Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, прочие займы, подлежащие погашению более чем червя 12 месяцев после отчетной даты

Прочие пассивы

 

Краткосрочные пассивы

Заемные

средства

Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Кредиторская

задолженность

Поставщики и подрядчики. Векселя к уплате. Задолженность перед до­черними и зависимыми об­ществами. Задолженность перед пер­соналом организации. Задолженность перед бюд­жетом и социальными фон­дами. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов. Авансы полученные. Прочие кредиторы.

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов и платежей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Приложение 2

  Содержание статей Отчета о прибылях и убытках

 

статьи

Содержание статей

1

Выручка

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами от обычных видов деятель­ности являются выручка от продажи продукции и товаров, а так­же поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В выручку от реализации продукции также необходимо вклю­чать суммовые разницы.               

В бухгалтерском учете выручка отражается на счете 90, суб­счет 1 «Выручка». Согласно ПБУ 9/99 выручка признаётся в бух­галтерском учете при наличии следующих условий:

1.    организация имеет право получить эту выручку;

2.    сумма выручки может быть определена;

3.    есть уверенность в том, что хозяйственная операция послужит улучшению экономического состоя­ния организации;

4.    право собственности перешло к покупателю или работа при­нята заказчиком;              

5.    расходы, которые произведены или будут произведены в свя­зи с этой операцией, могут быть определены.

2

«Себестоимость продаж»

Отражаются расходы по обычным видам деятельности организации. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расхо­ды по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров. Также расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгал­терском учете при наличии следующих условий:

    расход производится с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов;

    сумма расхода может быть определена;

    имеется уверенность в том, что в результате конкретной опе­рации произойдет уменьшение экономических выгод организа­ции.

В бухгалтерском учете соответствующая информация форми­руется на счете 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж».

3

«Валовая прибыль»

Указывается валовая прибыль ор­ганизации. Она определяется как разность между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг).

4

«Коммерческие расходы»

Отражаются расходы, свя­занные со сбытом товаров, продукции, работ, услуг, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу»:

     расходы на рекламу товаров, продукции, работ, услуг;

     вознаграждения, уплаченные посреднически организациям;

     расходы на транспортировку продукции до места назначения;

     расходы по погрузочно-разгрузочным работам;

     расходы по содержанию помещений для хранения продукции;

     другие расходы, связанные со сбытом продукции.

5

«Управленческие расходы»

Показываются общехо­зяйственные расходы организации, но только в том случае, если в соответствии с учетной политикой они списываются с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж». Если в соответствии с учетной полити­кой организации общехозяйственные расходы списываются с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета «Основное производство», то они включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и отражаются по «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг»

6

Прибыль (убыток) от продаж

Определяет финансовый результат от обычных видов деятельности

2

«Доходы от участия в других организациях»

Показываются:

   поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бу­магам);

   доходы, полученные организацией от совместной деятель­ности.

1

«Проценты к получению» «Проценты к уплате»

Отражаются суммы, которые организация должна получить или заплатить за предоставленные или полученные денежные средства (кредиты, займы), а также проценты по облигациям и др.

 

«Прибыль (убыток) до налогообложения»

Определя­ется с учетом доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете, т. е. является бухгалтерской прибылью (убытком). Он слу­жит основой для расчета условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль.

 

«Текущий  налог  на прибыль»

Для того чтобы получить сумму текущего налога на прибыль, следует произвести корректировку условного расхода (дохода) с помощью постоянных и временных налоговых активов и обязательств.

 

«Изменения отложенных налоговых обязательств»

Отложенное налоговое обязательство - та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

1

 

 

 

 

«Изменения отложенных налоговых активов»

 

 

 

Отложенные налоговые активы определяются как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, наставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. В бухгалтерском учете информация об отложенных налоговых активах формируется на счете 09 «Отложенные налоговые обязательства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Приложение 3

Принципы составления консолидированной отчетности

№п/п

Принцип

Содержание принципа

1

Принцип единой даты

составления

В консолидированную бухгалтерскую отчетность должна объединяться бухгалтерская отчетность предприятий, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату. Как правило, консолидированная отчетность составляется на дату отчета головного предприятия. Бухгалтерская отчетность дочерних предприятий, в случае, если она составлена на иную дату, должна быть пересчитана.

2

Принцип единого денежного измерения

Консолидированная бухгалтерская отчетность должна быть составлена в единой валюте. В качестве единой валюты обычно принимается валюта отчетности головного предприятия. Для включения в консолидированную бухгалтерскую отчетность бухгалтерской отчетности дочернего предприятия, составленной в иностранной валюте, ее необходимо пересчитать в валюту отчета головного предприятия.

3

Принцип единства методов оценки статей баланса (унификации оценки)

Согласно этому принципу методы оценки статей консолидированного отчета должны быть едиными независимо от того, какие методы оценки статей использованы в финансовых отчетах отдельных предприятий. Поэтому, прежде чем приступить к составлению консолидированного отчета, необходимо привести все статьи отчетов предприятий группы к единой оценке, в противном случае консолидированный отчет будет недостоверным. Как правило, в качестве методологии базовой оценки используется методология головного предприятия. Это означает, что в случае, если дочерние предприятия имеют отличную от головного учетную политику в части оценки материально-производственных запасов, амортизации основных средств и предметов в обороте, полезного срока использования нематериальных активов и т. д., то перед представлением данных для составления консолидированного отчета они обязаны пересчитать эти статьи в оценке, принятой головным предприятием.

4

Принцип продолжительности использования методов консолидации

Методы консолидации и формы представления консолидированного отчета для обеспечения сравнимости показателей и преемственности должны применяться продолжительное время — от одного отчетного года к другому. Этот принцип распространяется и на методы составления и оценок статей баланса.

5

Принцип

полноты

информации

Содержит требование о включении в консолидированную бухгалтерскую отчетность всех активов, пассивов, доходов и расходов головного и дочерних предприятий в полном объеме независимо от доли головного предприятия. В консолидированном балансе отдельной строкой должна показываться доля меньшинства

6

Принцип существенности

информации.

В соответствии с этим принципом консолидированный отчет должен содержать лишь существенную для пользователей информацию. Данные о дочернем предприятии, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы за отчетный период, могут не включаться в консолидированный отчет. Например, если величина уставного капитала дочернего предприятия не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних предприятии, включаемых в консолидированный отчет группы, — 10% величины капитала группы, показатели такого дочерней фирмы  могут не включаться в консолидированную отчетность группы

7

Принцип

рациональности

В соответствии с этим принципом включение в консолидированный отчет данных о дочернем предприятии возможно лишь в том случае, если оно не противоречит требованию рациональности ведения бухгалтерского учета. Если налицо противоречие, то данные о дочернем предприятии не включаются в консолидированный отчет, а стоимостная оценка участия головного предприятия в дочернем должна быть отражена в этом случае в порядке, установленном для отражения финансовых вложений.

 


                                                                           Приложение 4

Классификации сегментов

№п/п

Виды сегментов

Определения

1

Отчетный

сегмент

представляет собой информацию по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащую обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности. Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

   выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки  всех сегментов;

   финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

   активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

2

Операционный сегмент

информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенной продукции, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп продукции, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим видам продукции, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

3

Географический сегмент

информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список использованной литературы

 

1.      Ефимова О.В. Финансовый анализ.- М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2002 г., с.528.

2.      Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 480с.

3.      Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2001. – 512с.

4.      Алексеева И.В.  Бухгалтерская финансовая отчетность, 2010.-137с.

5.      Статья: Обзор новостей от 10.03.2011 ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2.

6.      Статья: О новом проекте федерального закона "О бухгалтерском учете" (Гетьман В.Г.) ("Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2010, N 9.

7.      "Бухгалтерский учет и отчетность" (Агафонова М.Н.) ("Налоговый вестник", 2011)

8.      Статья: Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение (Начало) (Вахрушина М.А.) ("Международный бухгалтерский учет", 2011, N 7.)

9.      Положение о консолидированной отчетности(утв.Банком России № 191-П)

10. Статья: О составлении консолидированной отчетности(Лемещенко Г.Л.) ( «Всё для бухгалтера», 2011, №1)

11. Статья: Формирование промежуточной бухгалтерской отчетности (Загорская А.В.)

12. «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности»(утв. Минсельхозом)

13. Статья: Общие требования к формированию учетной политики(Шишкоедова Н.Н)(«Советник бухгалтера», 2011, №1)

56

 


[1] Суммы дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12  месяцев (включительно) после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, должны показываться по каждой статье раздельно.

Информация о работе Современные виды бухгалтерской отчетности