Становление аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы, социально-экономические изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный, скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского аудита. Не берусь сказать, насколько широко распространено в крупных городах мнение о том, что аудит – это английское название русской ревизии, но на периферии такое суждение встречается еще очень часто.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ
1.1Этапы развития аудиторского контроля

1.2Современный рынок аудиторских услуг в России

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ
3.1Юридические основы российского аудита

3.2Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту

3.3Этические критерии аудита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

  1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ

      1.1Этапы развития аудиторского контроля

      1.2Современный рынок аудиторских услуг в России

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
  2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

      3.1Юридические основы российского аудита

      3.2Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту

      3.3Этические  критерии аудита 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В одной  из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы».

В этой глубокомысленной фразе, по сути, и  заключается цель настоящей курсовой работы, т.е. ощутить себя составляющей проблематики современного аудита. А  это значит, тщательно проработать, буквально «пережить» основные этапы развития и причины, породившие в нашей стране такое явление, как аудит, а также связанные с ним проблемы.

Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы, социально-экономические  изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный, скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского аудита. Не берусь сказать, насколько широко распространено в крупных городах мнение о том, что аудит – это английское название русской ревизии, но на периферии такое суждение встречается еще очень часто. И уже отсюда, просто из-за неправильного понимания одного слова, начинается множество проблем. Все это и определяет задачи настоящего исследования:

  1. вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России;
  2. сравнение аудита и ревизии, а также нахождение сходств и отличий этих двух регуляторов цивилизованного рынка;
  3. выявление и детальное исследование самих проблем аудита, возможность и способы их решения, причины возникновения, а также поиск возможных «виновников»;
  4. рассмотрение основных моментов организации и регулирования аудиторской деятельности в развитых странах, поиск путей решения насущных проблем российского аудита через осознанный и адаптированный к отечественным условиям зарубежный опыт.

Рассматриваемые в настоящей работе проблемы, имеют скорее внешний характер.

Немаловажны с точки зрения организации аудита и аспекты принятия отечественных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, их роль в ее регулировании.

По сути своей такой же характер законодательной  базы, нормативного обеспечения носят  этические критерии аудита. Осознание  их важности, поиск путей внедрения  в жизнь не только на бумаге, но и  на практике также должно найти отражение  в этой работе.

В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и  на переходном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание. Эту мысль в свое время правильно выразил заместитель председателя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ Ю.А. Данилевский словами: «Проблемы становления аудита – наше общее дело» [2,10].

1. СТАНОВЛЕНИЕ  АУДИТА В РОССИИ 

1.1. Этапы  развития аудиторского контроля  

Человечество  всегда проявляло большой интерес  к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет [6,7]. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».

Однако  в настоящей курсовой работе исследуется  проблематика становления и развития современного аудита. Но прежде чем  продолжать наши исследования, необходимо более подробно определить его сущность. Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот подход отражает американскую и некоторую иную практику аудита.

Так, в  Великобритании по определению, данному  Британским комитетом по аудиторской  практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными) тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита:

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый  работник накапливает  и оценивает свидетельства  об информации, поддающейся  количественной оценке и относящейся  к специфической  хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям [8,19].

Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующим в Российской Федерации  Временным правилам, подробному обсуждению которых посвящен п. 3.1. настоящей работы, основной задачей аудиторской деятельности является определение достоверности отчетности экономических субъектов. А определение аудита (п.3 Временных правил) звучит следующим образом:

Аудиторская деятельность – аудит  представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [1].

В специальной  литературе российское определение  аудита приводилось и обсуждалось  много раз. Одни авторы считают его  удачным, исчерпывающим, другие же и  в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ» [16,18].

Да и  вообще, аудит в России в целом  пока не лишен спорных моментов. Так, по вопросу о становлении  аудита существует несколько прямо  противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и появился только при наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего [7,21].

Другие  столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно говорят о “создании  аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а не по указу или  постановлению государственного органа” [9,11].

Вообще  любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас предстоит рассмотреть (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы развития аудита в  России 

Этап Характерные особенности
Подготовитель-ный Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР
Первый 1987 г. Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит”
Второй 1989-1991 гг. Попытка принятия законодательного акта об аудиторской  деятельности в СССР
Третий 5 декабря 1991 г. –  30 декабря 2008г. Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение “Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.). Принятие федерального Закона.
Четвертый 30 декабря 2008г. – по настоящее время Внесение поправок в ФЗ №307
 

Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать: налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990 года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором, утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

Однако  такая хозрасчетная ревизионная  группа была сформирована при КРУ  Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс. руб.

Руководство КРУ Минфина СССР предприняло  попытку распространить положительный  опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в большинстве республик так и не приступили.

В тот  период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы» при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др. Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля, эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов, финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских иконсультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.

Информация о работе Становление аудита в России