Структура, методика и техника составления бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
1. Понятие баланса и балансового обобщения
2 Виды и формы бухгалтерских балансов
2.1 Классификация бухгалтерских балансов
2.2 Статические и динамические балансы
3. Принципы построения бухгалтерского баланса
3.1 Структура бухгалтерского баланса
3.2 Формирование показателей строк бухгалтерского баланса
3.3 Техника составления бухгалтерского баланса
4. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности
4.1 Значение и функции бухгалтерского баланса
4.2 Требования к составлению бухгалтерского баланса
Заключение

Работа состоит из  1 файл

финансовая отчетность курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)


Структура, методика и техника составления бухгалтерского баланса

Содержание

 

Введение

1. Понятие баланса и балансового обобщения

2 Виды и формы бухгалтерских балансов

2.1 Классификация бухгалтерских балансов

2.2 Статические и динамические балансы

3. Принципы построения бухгалтерского баланса

3.1 Структура бухгалтерского баланса

3.2 Формирование показателей строк бухгалтерского баланса

3.3 Техника составления бухгалтерского баланса

4. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

4.1 Значение и функции бухгалтерского баланса

4.2 Требования к составлению бухгалтерского баланса

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Введение

 

Понятие бухгалтерский баланс является одним из основных в бухгалтерском учете.

Термин «Баланс», в переводе с французского, буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях.

Основной и главной формой бухгалтерской отчетности был и остается бухгалтерский баланс (форма № 1).

«Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности» - актуальная тема, которая раскрывает суть баланса, как формы для налоговой инспекции, отчета и информации для других внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, кредиторов и прочих), а также как документ внутреннего исследования и контроля для проведения анализа и разработки новых управленческих решений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации.

Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть значение и функции бухгалтерского баланса

2. Усвоить принципы классификации балансов по различным признакам

3. Изучить структуру и методы составления бухгалтерского баланса

4. Изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности.

1. Понятие баланса и балансового обобщения

 

Бухгалтерский баланс-система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.

Информация группируется одновременно по двум признакам, связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.

Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением. При этом предполагается, что количественно одну и ту же операцию оценивают дважды по каждому выбранному признаку. Балансовое обобщение предполагает и соответствующую организацию текущих учетных записей таким образом, чтобы в результате любой проведенной и отраженной в учете хозяйственной операции балансовое равенство активов и пассивов не нарушалось. Например, приобретение имущества приводит к увеличению общей стоимости имущества, но одновременно увеличивается и размер пассивов, посредством увеличения суммы обязательств организации. Внесение вкладов в уставный капитал организации отражается в итоге посредством увеличения размера активов и увеличения размера собственного капитала организации. Напротив, списание денежных средств с расчетного счета сопровождается уменьшением обязательств на ту же сумму. Помимо записей, затрагивающих обе стороны бухгалтерского баланса, могут иметь место и проводки, оформляемые в рамках одной стороны.(Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М.: ИНФРА-М:338 ФОРУМ,2003. - 304 с.)

2. Виды и формы бухгалтерских балансов

 

2.1 Классификация бухгалтерских балансов

 

Бухгалтерский баланс имеет свои признаки классификации. Классификация приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Классификация бухгалтерских балансов

Признаки классификации

Виды бухгалтерского баланса

По срокам

составления

Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК.

Текущий – формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный).

Заключительный – составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.

Санируемый – составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства.

Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.

Разделительный – формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов.

Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.

По источникам составления

Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации.

Книжный – составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа – Главные книги.

- Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.

По объему

информации

Индивидуальный – баланс 1 юридического лица.

Сводный - баланс 1 организации с различными филиалами.

Консолидированный - это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях.

По характеру деятельности

Баланс основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу.

Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.

Признаки

классификации

Виды бухгалтерского баланса

По формам

собственности

- Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств.

По объекту

отражения

Самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

- Отдельный - составляют структурные единицы организаций.

По форме

Шахматные – к ним относятся оборотные ведомости.

Горизонтальные – к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1).

Вертикальные.

По способу «очистки»

 

Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств).

Баланс-нетто - это баланс очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы).

 

2.2 Статические и динамические балансы

 

Все бухгалтерские балансы принято разделять на две большие группы: статические и динамические.

Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.

Наиболее распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации за отчетный год.

Динамические балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.

Динамический и статический балансы показывают финансовое положение организации, но с разных сторон. Поэтому пользователю бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности необходимо разрабатывать баланс с точки зрения его полезности для принятия решений или дальнейшей стратегии действий организации. В зависимости от этого баланс получается либо с достаточно четким представлением об имущественном комплексе либо о финансовых результатах.(Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М.: ИНФРА-М:338 ФОРУМ,2003. - 304 с.)

Сравнительная характеристика статического и динамического балансов приведена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительная характеристика статического и динамического балансов

Предмет сравнения

Статический баланс

Динамический баланс

Задача баланса

Оценка финансового положения

Выявление финансового результата

Группировка статей

По ликвидности (актив) и изъятию (пассив)

По фазам (стадиям) кругооборота капитала

Оценка статей

Текущие (продажные цены)

Себестоимость

Отражение договоров

Права и обязательства, вытекающие из договоров

Выполнение договоров

Информационная база

Инвентаризация

Первичные документы

Актив

Средства

Затраты будущих отчетных периодов

Пассив

Источники средств

Поступления, которые должны стать затратами

Отражение задолженности по уставному капиталу

Вся задолженность, вытекающая из учредительного договора

В объеме фактически внесенных средств

Организационные расходы фирмы

Списываются сразу на затраты

Списываются в течение всего срока работы

Кредиты

Отражают общую величину процентов

Отражают фактически полученный кредит

Амортизация

Обеспечение ценностей во времени

Перенос стоимости эксплуатируемого имущества на готовую продукцию (расходы становятся затратами)

Роль ликвидационной стоимости при расчете норм амортизации

Принимается во внимание

Не принимается во внимание

Природа счета амортизации

Резерв на возобновление имущества

Контрактив, отражающий перенос стоимости

Отражение субсидий

Увеличение прибыли

Увеличение фондов

Научно-исследовательские расходы (НИР)

Подлежат отнесению на те отчетные периоды, когда они были понесены

Подлежат отнесению на те отчетные периоды, когда благодаря НИР будет получен доход

Ценные бумаги

Отражаются по текущему курсу

Отражаются по фактической цене приобретения

Иностранная валюта

Деньги

Товар

Схема учета запасов

Натурально-стоимостная

Стоимостная

Расходы будущих периодов

Отвлеченные средства

Расходы, но еще не затраты

Доходы будущих периодов

Дополнительный счет к счету убытков и прибылей

Доходы, но еще не прибыль

Валовая прибыль

Разность между конечными и начальными инвестициями

Кредитовое сальдо счетов реализации

Природа счета убытков и прибылей

Дополнительный счет к счетам фондов и резервов. В балансе может отсутствовать

Центральный счет бухгалтерского учета

Сопоставимость

Полная

Условная

Оценка бизнеса

Ликвидационная

Дисконтированная

Идеальная база для налогообложения

Имущество

Прибыль

В российской практике составляются статические балансы и показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д., следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.

 

3. Принципы построения бухгалтерского баланса

 

3.1 Структура бухгалтерского баланса

 

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы (Приложение А).

Актив баланса содержит два раздела:

1 Внеоборотные активы,

2 Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

1 Капитал и резервы,

2 Долгосрочные обязательства,

3 Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве – по степени закрепления источников.

Система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности сформирована, исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении трех основных элементов баланса: активов, обязательств и собственного капитала.

Активы характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которыми организация получила в результате ведения своей деятельности путем размещения привлеченного капитала извне на определенных условиях финансовых результатов организации.

Обязательства (заемный капитал) представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований, вытекающих из существа заключенных сторонами договоров, императивных правовых норм, а также обычаев делового оборота, а также связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Информация о работе Структура, методика и техника составления бухгалтерского баланса