Структуры материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Материально-производственные запасы 5
1.1 Материально-производственные запасы и их классификация 5
1.2 Оценка материально-производственных запасов 8
ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 16
2.1 Синтетический учет производственных запасов 16
2.2 Аналитический учёт материалов 21
2.3 Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии 24
ГЛАВА 3 ПРИОБРЕТЕНИЕ И УЧЁТ МАТЕРИАЛЬНО – 31
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 31
3.1 Документальное оформление поступления производственных запасов на примере ООО «Таёжное» 31
3.2 Документальное оформление расхода 35
производственных запасов на примере ООО «Таёжное» 35
Заключение 39
Список литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая по бухучёту2.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

      Накопленные на счете 16 «Отклонения в стоимости  материальных ценностей» разницы между  фактической себестоимостью приобретенных  материально-производственных запасов  и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам.

      Аналитический учет по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

      При продаже материалов на сторону составляют следующие бухгалтерские записи: 

     1. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» Кредит счета 10 «Материалы». 

     2. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» Кредит счета 16 «Отклонение  в стоимости      ценностей».                                

     3. Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» Кредит счета  91 «Прочие доходы и расходы».  

     4. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» Кредит счета 68 «Расчеты  по налогам и сборам».   

      Финансовый  результат реализации материалов списывают  со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

      При продаже материальных запасов, синтетический  учет которых ведется по фактической себестоимости, их списывают со счета 10 в дебет счета 91 в течение месяца по учетным ценам, а по окончании месяца такой же проводкой списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам (способом «красное сторно» или способом дополнительных проводок).

      Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить помимо средней стоимости методами ФИФО и ЛИФО.

      При использовании этих методов возникает необходимость оценки каждой партии расходуемых материалов, что осуществить довольно сложно, учитывая современный уровень механизации и автоматизации учета.

      Целесообразнее  стоимость израсходованных материалов при их оценке по методам ФИФО и  ЛИФО определять расчетным путем.  В этом случае в течение первого месяца материалы списывают на производство по учетным ценам. По окончании месяца определяют стоимость израсходованных материалов по методу ФИФО или ЛИФО, находят отклонение исчисленной стоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и списывают выявленное отклонение на соответствующие счета пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.

      При журнально-ордерной форме учета  расчетов с поставщиками ведут в  журнале-ордере № 6, который открывается суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, пример приведён в ПРИЛОЖЕНИИ «А». Аналитический учет в этом журнале-ордере осуществляют по каждому платежному документу, приходному ордеру или приемному акту.

      Для выявления фактической себестоимости материалов, отклонений от стоимости их по учетным ценам, контроля за сохранностью материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии составляют по истечении каждого месяца ведомость № 10 «Движение материальных ценностей», пример приведён в ПРИЛОЖЕНИИ «Б».

      Для списания израсходованных материалов на соответствующие объекты учета  затрат в бухгалтерии составляют разработанную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов». Материалы  в ведомости № 10 отражаются по учетным ценам.

     При использовании в учете ЭВМ  приходные документы группируют в пачки и после контроля проверки кодов, на основе этих документов разрабатывают  машинограмму-ведомость поступления  материалов на склад. В ведомости  отражают стоимость приобретенных материалов по учетным ценам и фактической себестоимости с расшифровкой ее слагаемых по каждому платежному требованию поставщиков.

      На  основании ведомостей поступления  материалов составляют сводную ведомость  расчета транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и исчисляют коэффициент отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.

      По  данным расходных документов и указанной  ранее сводной ведомости составляют машинограмму-ведомость расхода материалов по корреспондирующим счетам. В ней по каждому виду израсходованных материалов по различным шифрам затрат отражают их стоимость по учетным ценам, коэффициент отклонений и сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные материалы.

      Для получения обобщенных данных по счетам производственных запасов по каждому  из них составляют машинограммы-оборотные  ведомости, их данные сверяют с общей  оборотной ведомостью по синтетическим  счетам и субсчетам и после  сверки переносят в машинограмму – главную книгу.

2.3 Учет производственных  запасов на складах  и в бухгалтерии

 

      Учет  производственных запасов на складах. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

      На  складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них  — по группам, типоразмерам и сорторазмерам  в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

      Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально  ответственным лицом, которого принимают  на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

      Если  в штатном расписании организации  отсутствует должность заведующего  складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

      На  каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к  месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

      Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов, показано в ПРИЛОЖЕНИИ «В». На каждый номенклатурный номер открывают  отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

      Карточки  открывают в бухгалтерии или  вычислительной установке и записывают в ней номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.

      Первичные документы, на которых основываются все операции по движению материальных ценностей: приходных ордеров, накладных, счёт-фактур, платёжных требований, товарно-транспортным накладным и др. Накладная показана в ПРИЛОЖЕНИИ «Д». Счёт-фактура показана в ПРИЛОЖЕНИИ «Е». Платёжное требование показано в ПРИЛОЖЕНИИ «Ж». Товарно-транспортная накладная показана в ПРИЛОЖЕНИИ «З». После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

      Ведение учета материалов допускается также  в книге учета материалов, которая  содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

      В условиях функционирования автоматизированного  складского хозяйства вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета, однако в отличие от них машинограммы-ведомости составляют лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

      Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Лимитно-заборная карта показана в ПРИЛОЖЕНИИ «Г». Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

      В цехах, имеющих кладовые, а также  в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные  лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

      При использовании материальных отчетов  отпадает необходимость в составлении  других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

      Учет  материалов в бухгалтерии. Все первичные  документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия  поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

      Первичные документы по движению материалов могут  передаваться сразу на ВУ, минуя  бухгалтерию, – в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.

      Существует  несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

      При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам. В конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам, по каждому складу отдельно.

      Этот  вариант значительно уменьшает  трудоемкость учета, поскольку отпадает, необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и  в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а, иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

      Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Информация о работе Структуры материальных ресурсов