Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:58, реферат
Бухгалтерский учет играет важную роль в принятии управленческих решений на предприятиях. Однако учетные системы не соответствуют современным условиям, они не в состоянии своевременно предоставлять менеджерам необходимую информацию для управления процессами, определять себестоимость продукции и оценивать результаты деятельности.
Введение
1.1 Сущность и содержание бухгалтерского дела.
1.2 Организация учетного аппарата.
Список использованной литературы.
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный
университет дизайна и
Реферат на тему: Сущность бухгалтерского дела, его содержание.
Кафедра аудита и контроллинга.
Выполнила студентка гр.ЗБ-101: Дементьева А.И.
Москва 2012
Содержание: Введение 1.1 Сущность и содержание бухгалтерского дела. 1.2 Организация учетного аппарата. Список использованной литературы.
Введение В настоящее время в
России активно развивается Бухгалтеру необходимо знать
и правила бухгалтерского учета,
и правила исчисления налогов
и, что самое главное, их взаимосвязь.
Выполнение всех правил на практике - дело
крайне сложное, особенно если учесть,
что правила служат целям разных
пользователей бухгалтерской Неэффективность системы управления предприятием в настоящее время обусловлена следующими причинами: отсутствие либо низкий уровень
ответственности руководителей
предприятий перед участниками (учредителями)
за принимаемые решения, а также
сохранность и результативное применение
имущества предприятия и пренебрежение необходимым
исследованием внешних и небольшая величина уставного капитала акционерных обществ; отсутствие верной информации
для возможных инвесторов и кредиторов,
а также для органов Бухгалтерский учет играет важную роль в принятии управленческих решений на предприятиях. Однако учетные системы не соответствуют современным условиям, они не в состоянии своевременно предоставлять менеджерам необходимую информацию для управления процессами, определять себестоимость продукции и оценивать результаты деятельности. В этих условиях современный
бухгалтер должен в совершенстве
владеть не только теорией и практикой
бухгалтерского учета, но и другими
вопросами, связанными с бухгалтерской
наукой (юриспруденцией, финансами, маркетингом,
технологией производства, нормированием,
информатикой, налогообложением, менеджментом
и др.). Кроме того, теорией бухгалтерского
учета еще недостаточно освещаются
вопросы организации учета при
образовании, реорганизации, ликвидации
предприятий различных форм собственности.
Начинающему главному бухгалтеру также
сложно ориентироваться в вопросах
взаимоотношения с акционерами,
с контролирующими и Бухгалтерский учет является
большой и сложной системой, и
изучение его отдельных объектов
не дает ответа на многие из существенных
вопросов, если исследование ведется
изолированно от внешней среды, от всей
совокупности реальных взаимосвязей.
Поэтому бухгалтерское дело должно
способствовать четкой организации
учетной информации и учетного аппарата
при взаимодействии с внешней
средой, при рационализации внутренних
учетных структур и сегментов, а
также при различных
1.1 Сущность и содержание бухгалтерского дела Для управления хозяйствующим субъектом, особенно на современном этапе, характерно возникновение больших и сложных проблем. Каждая проблема состоит из множества более мелких, взаимосвязанных между собой проблем. При их решении необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости с использованием системного подхода, предназначенного для лучшего понимания проблемы, более точной ее постановки, выбора лучших вариантов. Система - фундаментальное
понятие кибернетики. Слово "система"
происходит из греческого языка, оно
означает целое, состоящее из частей.
Это понятие уже давно Сущностью учетной системы
является то, что она содержит в
себе основную информацию, поступающую
из управляемого объекта в управляющий.
Именно благодаря учетной информации
управляющий объект может выполнять
все виды контроля за управляемым
объектом (предварительный, текущий
и последующий) и к тому же осуществлять
связь с внешней средой на входе
и выходе системы. Таким образом,
систему учета можно считать
аналогичной системе Основными элементами системы учета являются оперативный, бухгалтерский и статистический учет, которые обладают определенными свойствами. Свойства систем представляют собой способы отражения в человеческом сознании объективных законов окружающего нас материального мира. Свойства вещей бесконечно разнообразны, так же разнообразны и их отношения. Исследователь отбирает в системе такие свойства объектов и отношения между ними, которые необходимы для решения поставленной задачи. Так, например, на предприятии имеется определенная система документации. Поставлена задача изучить учетную документацию, которую необходимо выделить из технической, плановой и других видов. В свою очередь, между видами документации существуют определенные связи, например учетная документация подразделяется на документацию оперативного, бухгалтерского (финансового или управленческого), статистического учета. Документация бухгалтерского учета состоит из документов по учету материальных ценностей, труда и заработной платы, производства и т.д., между которыми существуют взаимосвязи. Составление и обработка документации осуществляются в соответствующих структурных подразделениях предприятия. В этом случае также необходимо определить связи между этими подразделениями. Следовательно, предел деления системы определяется постановкой задачи и принятым в ней масштабом измерения. Так, если рассматривать систему документации цеха, за элементы системы можно принять документацию участков, если же рассматривать систему документации предприятия, элементами могут быть документация цехов, отделов и т.д. Необходимо подчеркнуть,
что элемент системы Элементы системы Исходя из сказанного можно утверждать, что основными свойствами любой системы управления, в том числе и учетной системы хозяйствующего субъекта, являются: целостность - комплекс объектов системы обладает общими свойствами и поведением; делимость - систему можно расчленить на элементы; изолированность - комплекс объектов, образующих систему, и связи между ними можно отграничить от их окружения и рассматривать изолированно. Изолированность систем является относительной, поскольку комплекс объектов, образующих систему, общается со средой через входы и выходы; определимость - каждая составная часть системы может быть отделена от других составляющих; множественность - каждый элемент системы обладает своим собственным поведением и состоянием, отличным от поведения и состояния других элементов и системы в целом; иерархичность - каждая система, в свою очередь, является подсистемой системы более высокого уровня; управляемость - наличие в системе управляющего и управляемого объекта. Свойства систем многообразны,
и любая рассматриваемая Наука о бухгалтерском учете находится в системе экономических, юридических наук и кибернетики. Как известно, любая наука использует собственную методологию и организацию. бухгалтерское дело расчетная группа До настоящего времени
составной частью бухгалтерского учета
являлся элемент "организация
бухгалтерского учета". Однако данный
элемент существует, по моему мнению,
только в условиях статического, стабильного
поведения учетной системы жизненный цикл предприятия проходит несколько стадий - образование, реорганизация, ликвидация; каждая стадия жизненного цикла определяет состояние бухгалтерского дела; организация бухгалтерского
дела зависит от структуры и организационно- внутренняя, входная и выходная учетная информация постоянно меняет свои параметры. Таким образом, бухгалтерское дело - это организация внутренней, входной и выходной учетной информации в условиях динамического изменения параметров хозяйствующего субъекта. Предметом бухгалтерского дела являются организационно-правовые процедуры управления учетной системой и учетным аппаратом на всех стадиях жизненного цикла функционирования предприятия (организации). На рис.1 представлено место бухгалтерского дела в системе бухгалтерского учета как связующее звено между наукой и практикой. Известно, что зачастую существует
разрыв между наукой и практикой
бухгалтерского учета, между требованиями
нормативных актов и Считаем, что развитие научно-практических основ бухгалтерского дела в нашей стране позволит готовить профессиональных учетных работников в соответствии с требованиями, которые постоянно растут в сегодняшнем мире.
Рис.1. Место бухгалтерского дела в системе бухгалтерского учета
1.2 Организация учетного аппарата Бухгалтерский учет может быть действенным лишь в том случае, когда вся учетная и отчетная работа и ее организация будут строго продуманы, обоснованы и увязаны во всех своих частях и деталях, а учетный аппарат предприятия будет экономичным, слаженным и гибким. Правильно организованный учет
и повседневный контроль создают
условия для выявления Однако организация Решение вопросов организации
правильного учета и повышения
его качества является весьма сложной
задачей, требующей от учетных работников
большого опыта и научных знаний.
Это обусловливает Однако работа по обобщению опыта организации учета и учетных аппаратов до сих пор не отвечала предъявляемым требованиям и не получала достаточного отражения в специальной литературе. Отсутствие современной литературы по этим вопросам служит серьезным препятствием в постановке правильного учета и подготовке учетных кадров. В программах и учебниках
по теории бухгалтерского учета вопросам
организации учета уделено явно
недостаточное внимание. Поэтому
молодые специалисты, заканчивающие
учетно-экономические Наряду с этим опыт показывает, что неудовлетворительное состояние учета, запоздалая отчетность и штатные излишества в учетных аппаратах являются результатом неумелой организации учетного процесса и неэффективного использования труда учетных работников. Многим работникам учета приходится опытным путем познавать и повторять пройденные этапы совершенствования организации учета и учетного аппарата, а также способы выполнения учетных работ, и далеко не всем удается при этом найти правильные решения. Учетный аппарат каждого
предприятия в осуществлении
своих функций тесно связан со
всеми цехами и отделами заводоуправления
и его отдельными исполнителями.
Все цеха и отделы обязаны своевременно
представлять в бухгалтерию документы,
отчетные сведения, а также планы
и сметы. В свою очередь, учетный
аппарат подготавливает учетные
данные, характеризующие работу цехов
и отделов. Практическая ценность этих
данных заключается в том, что
они позволяют руководителям
предприятий, цехов и отделов
глубоко вникать в Организация учетного аппарата зависит от размера предприятия, уровня технической вооруженности, видов вырабатываемой продукции, характера технологического процесса, типа организации производства и его организационной структуры. На каждом предприятии
для осуществления На крупных и средних промышленных предприятиях главная бухгалтерия подразделяется на группы (подотделы). На
большинстве предприятий учета заработной платы и расчетов с рабочими и служащими; учета материалов и основных средств; учета производства и калькулирования себестоимости продукции; финансовая группа; общая группа. Функциями расчетной группы являются: прием и проверка документов по заработной плате, расчетно-платежных ведомостей и расчетных листков; ведение лицевых счетов рабочих-сдельщиков, составление платежных, расчетных и других ведомостей по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.д.; начисление взносов на социальное страхование и ведение расчетов с органами социального страхования; расчеты с бюджетом и депонентами по суммам, удержанным из заработной платы рабочих и служащих; подготовка и выписка
документов, связанных с выплатой
заработной платы и перечислениями
сумм органам социального составление свода и отчетности по заработной плате; синтетический учет заработной платы. Выполняя работу по учету заработной платы и расчетов с рабочими и служащими, группа должна обеспечить: 1) своевременное и точное
определение заработной платы
каждому работнику за 2) возможность текущего
контроля за отклонениями от
утвержденной технологии и 3) возможность текущего
контроля заработной платы по
ее составу, категориям 4) контроль за выработкой,
использованием фонда 5) анализ выполнения планов по труду. Функции группы учета материалов и основных средств следующие: регистрация счетов-фактур поставщиков, передача по назначению и наблюдению за их оплатой; проверка и обработка приходных документов на поступившие материалы и основные средства, запись их в накопительные реестры; подготовка документов для
предъявления претензий к поставщикам
в случаях нарушения ими определение затрат по заготовлению и приобретению материальных ценностей; прием, проверка и обработка расходных документов и запись их в накопительные регистры; выписка счетов и других документов на отпуск материальных ценностей, запись их в накопительные регистры и контроль за оплатой счетов; ведение аналитического и синтетического учета основных средств и материальных ценностей; начисление амортизации основных средств, износа малоценных предметов и запись этих данных в соответствующие регистры; учет капитальных ремонтов основных средств; участие в проведении инвентаризации основных средств и материалов и подготовка соответствующих документов. Группа должна обеспечить: контроль за сохранностью средств, за их движением и правильным использованием; наблюдение за выполнением планов материально-технического снабжения, за установленными нормами материальных запасов; своевременное выявление бездействующего и излишнего оборудования и материалов, не используемых предприятием; систематический контроль за
начислением амортизации Задачами группы учета
производства и калькулирования
себестоимости продукции В обязанности учетных работ группы входит: прием, проверка и обработка документов по учету затрат основного и вспомогательных производств и запись их в учетные регистры; своевременное и правильное отражение затрат на производство по заказам, видам изделий и работ, по экономическим элементам и статьям калькуляции; учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов за счет резерва предстоящих платежей; учет брака, определение
его себестоимости и выявление объема фактически выпущенной продукции; учет и оценка незавершенного производства; выявление фактической себестоимости продукции; составление отчетности по производству и калькуляции по основным видам продукции. Наряду с этими работами группа должна обеспечить: контроль и анализ выполнения планов по выпуску и себестоимости продукции; контроль за соблюдением лимитов, смет и других нормативов по затратам на производство; своевременную сигнализацию об отклонениях от норм, лимитов и других нормативов; выявление внутренних резервов; соблюдение строжайшего режима экономии. Финансовая группа[1] должна обеспечить: участие в составлении финансовых планов и контроль за их выполнением; наблюдение за состоянием остатков на расчетном и других счетах в банках; наблюдение за своевременным поступлением платежей от покупателей и дебиторов и погашением кредиторской задолженности; наблюдение за своевременными платежами в государственный бюджет; наблюдение за состоянием и сроками погашения ссуд банка; контроль за соблюдением лимита остатков в кассе и расходованием денежных средств по целевому назначению; оформление чеков, аккредитивов, заявлений, обязательств и других документов по банковским и расчетным операциям; получение от кассиров отчетов с документами, в банках - выписок из счетов предприятия; подбор к выпискам документов, проверка и передача их общей группе; анализ финансового положения предприятия. Учетные функции общей группы: 1) прием, проверка и
обработка документов по учету
поступления готовой продукции
на склады, а также запись этих
документов в накопительные 2) прием и проверка
счетов-фактур на отпуск и 3) ведение учета операций,
связанных с поступлением и
расходованием специальных 4) ведение учета 5) прием отчетов хозяйств,
находящихся на 6) ведение синтетического аналитического учета по всем счетам, закрепленным за группой; 7) составление балансов
и отчетных таблиц по Кроме того, эта группа должна обеспечить: 1) контроль за движением
и сохранностью готовой 2) контроль за своевременной
оплатой покупателями 3) контроль за состоянием
дебиторской и кредиторской 4) своевременное представление месячных, квартальных и годовых отчетов; 5) анализ выполнения планов по реализации продукции и по накоплениям. На некоторых предприятиях учет капитальных вложений осуществляется в балансах основной деятельности силами специальных работников главной бухгалтерии, которые должны обеспечить: учет финансирования капитальных вложений; учет операций по приходу и расходу материальных ценностей, а также контроль за их сохранностью и использованием; учет заработной платы, расчетов с рабочими и служащими и контроль за использованием фонда заработной платы; учет производственных затрат
и калькулирование ведение расчетов с банками, поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами; составление отчетности по капитальным вложениям; анализ выполнения планов капитального строительства. В этих условиях выбор лучшей формы организации учета, создание наиболее гибкого учетного аппарата без лишних звеньев и надстроек является одной из важнейших задач каждого руководителя учета. Одним из основных вопросов организации учета является правильное распределение учетных функций между главной бухгалтерией предприятия и его цехами, увязка и согласованность работы между отдельными группами учетного аппарата и обеспечение соответствующего руководства всей учетной работой предприятия. В зависимости от объема, характера и территориального размещения цехов и отделов предприятия, а также от места и способа обработки учетных данных бухгалтерский учет может быть организован по одному из двух принципов: централизации и децентрализации. При централизации учета бухгалтерский учет всех хозяйственных операций предприятия и составление балансов сосредоточивается в главной бухгалтерии. При децентрализации учета в цехах и отделах ведется законченный бухгалтерский учет с составлением балансов, объединяемых затем главной бухгалтерией в сводный баланс предприятия. При централизации бухгалтерского
учета все хозяйственные В главной бухгалтерии производятся приемка, проверка и обработка первичных документов. Здесь же ведутся накопительные ведомости, аналитические и синтетические регистры и составляется баланс предприятия. При централизации учета некоторые предприятия могут выделять в крупные цеха учетных работников. Этим работникам поручается прием и обработка первичных документов, ведение группировочных и накопительных ведомостей и составление отчетов по операциям цеха. Таким образом, для централизации
учета характерным является то, что
обработка первичной Окончательная же обработка учетных данных, полученных от учетных работников цехов и отделов, а также составление балансов и отчетов производятся в главной бухгалтерии предприятия.
Рис.2. Схема выполнения учетных работ При децентрализации учета
в цехах и отделах создаются
цеховые или корпусные Таким образом, для децентрализованного
учета характерным является то, что
вся обработка учетных данных
цехов и отделов производится
на местах и там составляются частные
балансы. В главной же бухгалтерии
ведется учет расходов по заводоуправлению,
операций по внутрихозяйственным расчетам
с цехами и отделами и составляются
балансы заводоуправления. Кроме
того, на главную бухгалтерию Последовательность выполнения
учетных работ при
Рис.3. Последовательность выполнения учетных работ
Централизация учета имеет существенные преимущества перед децентрализацией. При централизованном учете возможно широкое разделение труда между работниками учетного аппарата, возможно эффективное использование компьютерных техник, применение которых при децентрализации учета во многих случаях нецелесообразно. Децентрализация учета, как правило, приводит к увеличению расходов на содержание учетного аппарата и, самое главное, загромождает, усложняет учетную работу в главной бухгалтерии, снижая возможность использования учета для оперативного руководства предприятием. Однако из этого не следует,
что децентрализация учета Структура учетного аппарата
определяется особенностями отдельных
предприятий. К вопросам организации
учетного аппарата нужно подходить
обоснованно, изучая характер, содержание,
объем и способы выполнения работы
по учету и контролю хозяйственной
деятельности предприятий. Учетный
аппарат должен быть экономичным, минимальным
по своей численности и Изучение вопросов, относящихся к объему, характеру и содержанию учетной работы, а также способов ее выполнения, создает возможность найти наиболее объективные и правильные показатели, необходимые для разработки типовых штатов и структур учетного аппарата. Вместе с этим это поможет установить штатные нормативы учетного аппарата для предприятий различных типов и отраслей промышленности. Систематическая работа по
совершенствованию учетных
Список использованной литературы. 1. Гражданский кодекс РФ. 2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". 3. Письмо от 13 апреля 2001 г. № КА-Ш3-06573 "Меры по реализации в 2001-2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета". 4. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. 5. Бакаев А.С. Нормативное
обеспечение бухгалтерского 6. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. - М.: Книжный мир, 2000. 7. Бортник Н.А. и Бортник Н.Н. Бухгалтерское дело. 8. Бреславцева Н.А., Медведева О.В. Бухгалтерское дело. - М.: Приор-издат, 2004. 9. Бухгалтерское дело / Под ред.Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 10. Вещунова Н. Делопроизводство в бухгалтерии. - М.: Проспект, 2001. 11. Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело. - М.: Экономистъ, 2005. 12. Климова М.А. Бухгалтерское дело. - М.: РИОР, 2004. |
Информация о работе Сущность бухгалтерского дела, его содержание