Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:29, реферат

Описание

При выполнении государством функций по управлению хозяйственно-рыночными и кредитно-финансовыми сферами жизнедеятельности его субъектов возникает необходимость привлечения свободных денежных средств, принадлежащих последним. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью. Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Работа состоит из  1 файл

Сущность понятия государственных ценных бумаг.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

Сущность понятия  государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска

 

При выполнении государством функций по управлению хозяйственно-рыночными  и кредитно-финансовыми сферами  жизнедеятельности его субъектов  возникает необходимость привлечения  свободных денежных средств, принадлежащих последним. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью. Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Правовое регулирование  формирования и осуществление государством деятельности по созданию государственного внутреннего долга закреплено Законом РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", в соответствии с которым долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением  установленной формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением.

Одним из видов ценных бумаг  является государственная ценная бумага.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования  государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство, а порядок и условия размещения, обращения и погашения регулируются нормативными актами.

Государственный долг - это  общая сумма задолженности государства  по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг РФ имеет  следующие формы:

кредиты, полученные Правительством РФ;

государственный займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ;

другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Правительство определяет условия выпуска и размещения государственных долговых обязательств. Обслуживание государственного долга  производится ЦБ и его учреждениями. Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним. Покрытие государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета, в расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой.

Выпуск в обращение  ГЦБ может использоваться для  решения следующих основных задач:

финансирования текущего бюджетного дефицита;

погашения ранее размещенных  займов;

обеспечения кассового  исполнения государственного бюджета;

сглаживания неравномерности  поступления налоговых платежей;

обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

финансирования целевых  программ, осуществляемых местными органами власти;

поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Как уже раньше было сказано  одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных  средств путем продажи государственных  ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость  выпуска долговых инструментов может  появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных  ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств  с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных  преимущества перед любыми другими ценными бумагами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами, часто отсутствуют налоги на операции с ГЦБ и на получаемые с них доходы.

Размещение ГЦБ обычно осуществляется (эмитенты):

Центральным Банком;

Министерством финансов.

Основными инвесторами в зависимости  от вида выпускаемых ценных бумаг  являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды.

ГЦБ размещаются в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях) разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и др.

 

Порядок выпуска и  обращения коммерческими банками депозитных и сберегательных сертификатов

 

ДЕПОЗИТНЫЙ или СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ – это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему. Из определения сертификата следует, что он является передаваемой ценной бумагой.

Право выпуска сберегательных сертификатов предоставляется коммерческим банкам при условии:

  • осуществления ими банковской деятельности не менее 2 лет;
  • публикации годовой отчетности, подтвержденной аудиторской фирмой;
  • соблюдения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, в том числе директивных экономических нормативов;
  • наличии законодательно создаваемого резервного фонда в размере не менее 15% от фактически оплаченной суммы уставного капитала и резервов на покрытие кредитных рисков, созданных в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

 

Коммерческие банки имеют право  приступить к выпуску сертификатов только после утверждения условий  их выпуска и обращения главными территориальными управлениями ЦБ РФ. Условия должны содержать полный порядок выпуска и обращения сертификатов, описание внешнего вида и образец (макет) сертификата.

Сертификат должен содержать следующие  обязательные реквизиты:

  • наименование «депозитный» (или «сберегательный») сертификат;
  • причина выдачи сертификата (внесение депозита или сберегательного вклада);
  • дата внесения, сумма (прописью и цифрами);
  • безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную на депозит или на вклад;
  • дата востребования суммы сертификата;
  • ставки процента и сумма причитающихся процентов;
  • наименование и адрес банка-эмитента; для именного сертификата – владельца;
  • подписи двух лиц, уполномоченных на подписание такого рода обязательств, скрепленные печатью банка.

ЦБ РФ может запретить либо признать выпуск недействительным с возвратом всех собранных от выпуска сертификатов средств вкладчикам, а также потребовать досрочной оплаты сертификатов в случаях, если:

  • условия выпуска сертификатов противоречат действующему законодательству или Правилам по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов;
  • не своевременно представлены условия выпуска сертификатов в ГУ ЦБ РФ;
  • в рекламе о выпуске сертификатов указываются сведения, противоречащие условиям их выпуска, действительному состоянию дел, действующему законодательству или нормативным актам ЦБ РФ;
  • банк нарушает действующее законодательство и правила, установленные письмом ЦБ РФ, в процессе выпуска, обращения и оплаты сертификатов.

Банки могут выпускать сертификаты в разовом порядке и сериями. При этом сертификаты могут быть именными и на предъявителя. В зависимости от статуса вкладчика сертификаты делятся на депозитные и сберегательные.

Депозитные сертификаты выпускаются  для продажи только юридическим  лицам, а сберегательные – физическим. Оба вида сертификатов выпускаются в рублях. Сертификаты являются срочной ценной бумагой, то есть в нем указывается срок обращения.

Депозитные и сберегательные сертификаты  – это вид доходной ценной бумаги, поэтому они не могут служить  расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Имеются также и ограничения по передаче их от одного владельца к другому. Депозитный сертификат может быть передан только от юридического лица к юридическому, а сберегательный – соответственно от физического лица к физическому. Бланк именного сертификата должен иметь место для передаточных надписей.

Выпускаемые банком сертификаты должны быть изготовлены типографским способом, отвечать требованиям, предъявляемым  к подобного рода ценным бумагам.

 

Кассовая биржевая сделка.

Понятие, виды, основные характеристики

Кассовые сделки представляют собой  простейший вид биржевых сделок. Характерным  признаком кассовых сделок является немедленное их исполнение. Понятие  «немедленное исполнение» для биржевых сделок носит условный характер. Это связано с тем, что исполнение биржевого договора осуществляется вне биржи и на момент заключения договора товар, который представляет предмет сделки, как правило, отсутствует на бирже и находится на складе продавца или транспортируется на склад биржи. Поэтому для передачи товара необходимо определенное время:

· для подготовки перевозных объектов, погрузка и транспортирование товара на место, оговоренное сторонами  в договоре, а если эта обязанность  лежит на покупателе, то для принятия и вывоза товара со склада продавца;

· для разгрузки товара в месте, обусловленном сторонами.

В зависимости от сроков исполнения кассовые биржевые сделки заключаются  на таких условиях:

· товар во время торгов находится  на территории биржи, в принадлежащих  ей склада либо ожидается к прибытию на биржу в день торгов до окончания биржевого собрания;

· товар на момент заключения договора транспортируется водным, воздушным, железнодорожным или другим транспортным способом к месту нахождения биржи;

· товар готов к  погрузке на транспортный объекты отправка в место, которое будет определено в договоре.

Правила биржевой торговли устанавливают для каждого из вышеперечисленного условия максимальные сроки исполнения договора, но на некоторых  биржах эти условия не конкретизируются и установлен единый срок для всех кассовых сделок. Этот срок не превышает, как правило,14 дней.

Но в некоторых случаях  на биржах может устанавливаться  и более длительный срок кассовых сделок. Так, Типовые правила биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией устанавливают этот срок от 1 до 13 дней. В границах определения сроков сторона вправе предусмотреть точную дату исполнения договора.

Информация о работе Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска