Сущность,роль и значение экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание

Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего, обеспечение эффективного использования контролируемых ими ресурсов, а для общества в целом – легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.

Работа состоит из  1 файл

контроль.docx

— 38.34 Кб (Скачать документ)

1.Сущность,роль и значение экономического контроля.

Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.

Место контроля в системе управления можно отразить схемой.

Исследования  систем управления всегда шло рядом  с исследованиями проблем контроля. Фундаментальные элементы экономических  знаний по проблемам управления и  контроля очень редко рассматривались  как отдельные понятия экономических  субъектов. Это и есть безусловное  отражение практических реалий экономического контроля как функции управления.

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Другими словами, контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

В научных  формулировках контроль определяется как периодическое действие механизма возврата к ранее обозначенным задачам, что обусловливает гарантии корректировок в ходе выполнения текущих и прогнозных решений.

Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных функций только на сферу экономических явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Он помогает наиболее реально, с достаточной степенью эффективности выявлять нерациональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества, и в конкретной отрасли – в частности.

В системах управления имеют место два вида связи: прямая связь – от органа управления к объектам управления и обратная связь – реакция объекта управления на воздействия органа управления. Экономический контроль, выполняя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклонений в развитии экономического производства от заданных параметров и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений. То есть экономический контроль является незаменимым средством нормального функционирования экономической системы на всех уровнях, начиная от хозяйствующего субъекта и заканчивая общенациональным уровнем.

Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего, обеспечение эффективного использования контролируемых ими ресурсов, а для общества в целом – легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.

Основные принципы, цели и задачи экономического контроля

Эффективное осуществление экономического контроля предполагает соблюдение системы основополагающих принципов как важнейших идей, составляющих структуру любой организации. Основными принципами организации экономического контроля являются:

Законность – означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности. Этот принцип непосредственно вытекает из сути правового государства, и любой контролер, включая собственника хозяйствующего субъекта, вправе игнорировать указанные требования, руководствуясь какими-либо иными соображениями при осуществлении контрольных функций.

Объективность – означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий.

Профессиональная компетентность – предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций.

Функциональная независимость – обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью.

Ответственность – связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Чаше всего нарушение этого принципа связано с незаконным разглашением и использованием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением материального и морального вреда проверяемым лицам.

Действенность – означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления. Соблюдая этот принцип, можно не только своевременно устранить недостатки и добиться возмещения виновными лицами причиненного ущерба, но и создать условия для более эффективного ведения дел.

Рациональность – соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Для понимания  сущности экономического контроля, наряду с основными принципами, важное значение имеет определение его целей и задач.

К основным задачам экономического контроля относят:

– укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

– обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи;

– выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

– проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности;

– выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Цель контроля – это объективное изучение положения дел определенных отраслях деятельности Предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

 

Функции экономического контроля

Содержание  экономического контроля вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе управления.

К их числу  относятся:

информационная функция – заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

профилактическая функция – заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;

мобилизующая функция – заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;

воспитательная функция – заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у работников предприятий, организаций неукоснительное соблюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.

Таким образом, функции контроля в обществе с  рыночной экономикой состоят в благоприятствовании  деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов.

Контроль  помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанавливать  причины нарушения законодательства) следить за правильностью распределения  и потребления общественного  продукта и использования финансовых ресурсов. Функции контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами.

 

Предмет и объекты экономического контроля

Каждая  наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей  целью присущими ей методами.

Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.

Экономический контроль в условиях рыночной экономики  направлен на выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку нормального функционирования, выступая составной частью его организации и регулирования.

На контроль как функцию управления социально-экономической  системой, накладывается беспрерывное наблюдение за процессами производства, распределения, обмена и потребления  общественно необходимого продукта и их проверка, установление причин нарушения законности финансово-хозяйственных  операций.

На стадии производства предметом экономического контроля являются все моменты труда как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности применения утвержденных в установленном порядке нормативов.

На стадии распределения, характеризующейся использованием общественного продукта на удовлетворение различных потребностей общества, экономический контроль охватывает как возмещение потребленных средств производства, так и распределение и перераспределение вновь созданного продукта.

На стадии обмена, представляющего собой обращение товаров в условиях наличия товарно-денежных отношений, предметом экономического контроля являются операции по сбыту и заготовкам, расчетам, договорным отношениям.

На стадии потребления, подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производственных фондов. Личное потребление входит в предмет экономического контроля в той мере, в какой оно характеризует отставание от заданных темпов удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.

На всех стадиях воспроизводственного процесса в предмет экономического контроля входит выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников экономического кругооборота, включая государственное управление.

Таким образом, предметом экономического контроля является отслеживание и выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования.

В качестве объектов экономического контроля выступают юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов. При этом контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и хозяйственно-финансовую деятельность организаций, а также отдельных должностных лиц за определенный период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Контроль и ревизия трудовых  ресурсов и расчетов по оплате  труда.

 
    Основными задачами контроля и ревизии использования трудовых ресурсов и фондов заработной платы являются: оценка напряженности плановых заданий по росту производительности труда и достоверности отчетных данных об их выполнении; изучение состояния организации и нормирования труда, использования рабочего времени; проверка правильности и своевременности расчетов с рабочими и служащими по оплате труда; установление обоснованности распределения заработной платы (включая затраты на оплату отпусков) и отчислений на социальное страхование по назначению затрат и источникам покрытия; проверка использования фондов заработной платы и соблюдения предусмотренных в плане нормативных соотношений между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда. 
    Для комплексной ревизии используются: финплан - раздел "План по труду и заработной плате"; паспорт производственного предприятия - раздел "Трудовые ресурсы и социальное развитие"; отчетность о выполнении плана по труду (ф. 2-т текущей и годовой отчетности), о выполнении норм выработки (ф. № 4-т), о трудоемкости единицы изделия (ф. № 7-тп) и др.; табели учета использования рабочего времени; штатные расписания аппарата управления; бухгалтерские записи в Главной книге, журналах-ордерах ; регистры аналитического учета заработной платы - ежемесячные сводки учетных данных по расчетам с рабочими и служащими и сводки заработной платы по ее составу и категориям работающих (разработочная таблица ф. №4) или составляемые в условиях применения ЭВМ накопительные машинограммы "Ведомость распределения начисленных рабочим и служащим сумм по видам оплат" и "Ведомость распределения удержаний и зачетов по расчетам с рабочими и служащими по видам и корреспондирующим счетам". 
     Источниками информации для ревизии служат также ежемесячные ведомости распределения заработной платы по назначению затрат (по счетам синтетического учета, видам и шифрам производственных затрат и непромышленной деятельности), расчетно-платежные ведомости и первичные документы по учету выработки продукции и заработной платы (выборочно).  
     На начальном этапе ревизии важно изучить динамику численности работающих и роста производительности труда, сопоставив плановые задания (лимиты) с фактическими показателями предыдущего года, а также планируемые и достигнутые темпы роста (к базовому году). Далее целесообразно выяснить, в какой мере рост производительности труда обеспечен за счёт научно-технического прогресса. С этой целью привлекаются показатели техплана и статистической отчетности (ф. № 1-нт, 2-нт, 19т-НОТ) об экономическом эффекте и высвобождении работников в результате внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, расширения зон обслуживания, совмещения профессий и др. 
Большое значение имеет проверка состояния нормативного хозяйства. Ревизиями нередко вскрываются случаи, когда при значительном перевыполнении норм выработки производительность труда в отчетном периоде снижалась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По этим материалам можно судить о проделанной на ревизуемом объекте работе по проверке действующих норм и замене устаревших норм с учетом происшедших преобразований в технике, технологии, организации производства и труда. Удельный вес технически обоснованных норм в общем количестве действующих норм анализируется в динамике за ряд лет отдельно по основному и вспомогательному производствам. 
В ходе ревизии следует выяснить, приведена ли сложившаяся на предприятии практика нормирования в соответствие с требованиями бригадной организации труда. Ревизор должен проверить, как организована на ревизуемом объекте работа по внедрению укрупненных норм и расценок, сориентированных на конечный результат деятельности бригады, исходя из нормативов трудовых затрат и заработной платы на изделие. 
В процессе комплексной ревизии следует обратить внимание на соблюдение разработанного на предприятии графика достижения проектной трудоемкости запущенных в производство новых (модернизированных) изделий. Она не должна превышать принятую в техническом задании величину предельных экономически допустимых затрат труда на изготовление единицы продукции. 
Не менее важный этап ревизии - сопоставление фактических уровней трудоемкости изделий, по которым уже достигнута проектная трудоемкость, с их нормативной трудоемкостью. Последняя устанавливается министерством (ведомством) для отрасли, группы предприятий или индивидуально для отдельных предприятий исходя из наиболее прогрессивных технико-технологических и организационно-экономических решений с учетом результатов периодической аттестации рабочих мест и мероприятий по их рационализации. Предусмотренные в плане задания по снижению трудоемкости продукции распределяются в каждом объединении (предприятии) между его структурными подразделениями (производственными единицами, цехами, службами и т. д.). Сравнение фактических затрат труда с нормативными позволяет по результатам комплексной ревизии определить величину имеющихся резервов снижения трудоемкости отдельных видов изделий и технологических процессов. На этой основе разрабатываются конкретные предложения по пересмотру нормативной трудоемкости, увязанные с намечаемым ростом производительности труда и формированием средств на его оплату. 
В большинстве отраслей промышленности производительность труда исчисляется как выработка продукции (нормативной чистой или товарной) на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Достоверность отчетных данных о фактической численности персонала проверяется по данным учета использования рабочего времени и оперативного учета личного состава в отделе кадров. 
При ревизии важно выяснить, полностью ли учтен для определения отчетного показателя производительности труда персонал всех производственных подразделений, находящихся на балансе предприятия. К промышленно-производственному персоналу относятся работники всех производственных единиц объединения, в том числе научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических подразделений, которые не являются юридическими лицами и не пользуются правами, предусмотренными Положением о социалистическом государственном производственном предприятии. 
По первичным документам нужно установить, обоснованно ли уменьшалась за некоторые дни отчетного периода фактическая численность промышленно-производственного персонала, принятая для расчета производительности труда, в связи с временным отвлечением части работников на производимые хозяйственным способом строительно-монтажные работы, капитальный ремонт зданий и сооружений. В таких случаях следует выяснить, есть ли на предприятии приказы или распоряжения о временном переводе на такие работы и действительно ли они в это время производились. Ревизии показали, что на некоторых предприятиях использование части работников промышленно-производственного персонала на строительно-монтажных работах документально не подтверждалось. По этой причине иногда завышались отчетный показатель производительности труда, отчисления в фонды и премии. Следовательно, в таких случаях не корректируется численность промышленно-производственного персонала, взятая для расчета средней выработки продукции на одного работника. 

Информация о работе Сущность,роль и значение экономического контроля