Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:44, реферат
Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего, обеспечение эффективного использования контролируемых ими ресурсов, а для общества в целом – легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.
1.Сущность,роль и значение экономического контроля.
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.
Место контроля в системе управления можно отразить схемой.
Исследования
систем управления всегда шло рядом
с исследованиями проблем контроля.
Фундаментальные элементы экономических
знаний по проблемам управления и
контроля очень редко рассматривались
как отдельные понятия
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.
Другими словами, контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.
В научных формулировках контроль определяется как периодическое действие механизма возврата к ранее обозначенным задачам, что обусловливает гарантии корректировок в ходе выполнения текущих и прогнозных решений.
Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных функций только на сферу экономических явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Он помогает наиболее реально, с достаточной степенью эффективности выявлять нерациональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества, и в конкретной отрасли – в частности.
В системах управления имеют место два вида связи: прямая связь – от органа управления к объектам управления и обратная связь – реакция объекта управления на воздействия органа управления. Экономический контроль, выполняя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклонений в развитии экономического производства от заданных параметров и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений. То есть экономический контроль является незаменимым средством нормального функционирования экономической системы на всех уровнях, начиная от хозяйствующего субъекта и заканчивая общенациональным уровнем.
Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего, обеспечение эффективного использования контролируемых ими ресурсов, а для общества в целом – легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.
Основные принципы, цели и задачи экономического контроля
Эффективное осуществление экономического контроля предполагает соблюдение системы основополагающих принципов как важнейших идей, составляющих структуру любой организации. Основными принципами организации экономического контроля являются:
Законность – означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности. Этот принцип непосредственно вытекает из сути правового государства, и любой контролер, включая собственника хозяйствующего субъекта, вправе игнорировать указанные требования, руководствуясь какими-либо иными соображениями при осуществлении контрольных функций.
Объективность – означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий.
Профессиональная
Функциональная независимость – обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью.
Ответственность – связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Чаше всего нарушение этого принципа связано с незаконным разглашением и использованием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением материального и морального вреда проверяемым лицам.
Действенность – означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления. Соблюдая этот принцип, можно не только своевременно устранить недостатки и добиться возмещения виновными лицами причиненного ущерба, но и создать условия для более эффективного ведения дел.
Рациональность – соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.
Для понимания сущности экономического контроля, наряду с основными принципами, важное значение имеет определение его целей и задач.
К основным задачам экономического контроля относят:
– укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;
– обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи;
– выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;
– проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности;
– выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.
Цель контроля – это объективное изучение положения дел определенных отраслях деятельности Предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.
Функции экономического контроля
Содержание экономического контроля вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе управления.
К их числу относятся:
информационная функция – заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;
профилактическая функция – заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;
мобилизующая функция – заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;
воспитательная функция – заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у работников предприятий, организаций неукоснительное соблюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.
Таким образом, функции контроля в обществе с рыночной экономикой состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов.
Контроль
помогает государству осуществлять
беспрерывное наблюдение и проверку
работы на объекте управления, устанавливать
причины нарушения
Предмет и объекты экономического контроля
Каждая
наука имеет свой предмет исследования,
который она изучает с
Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.
Экономический контроль в условиях рыночной экономики направлен на выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку нормального функционирования, выступая составной частью его организации и регулирования.
На контроль как функцию управления социально-экономической системой, накладывается беспрерывное наблюдение за процессами производства, распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта и их проверка, установление причин нарушения законности финансово-хозяйственных операций.
На стадии производства предметом экономического контроля являются все моменты труда как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности применения утвержденных в установленном порядке нормативов.
На стадии распределения, характеризующейся использованием общественного продукта на удовлетворение различных потребностей общества, экономический контроль охватывает как возмещение потребленных средств производства, так и распределение и перераспределение вновь созданного продукта.
На стадии обмена, представляющего собой обращение товаров в условиях наличия товарно-денежных отношений, предметом экономического контроля являются операции по сбыту и заготовкам, расчетам, договорным отношениям.
На стадии потребления, подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производственных фондов. Личное потребление входит в предмет экономического контроля в той мере, в какой оно характеризует отставание от заданных темпов удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.
На всех стадиях воспроизводственного процесса в предмет экономического контроля входит выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников экономического кругооборота, включая государственное управление.
Таким образом, предметом экономического контроля является отслеживание и выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования.
В качестве объектов экономического контроля выступают юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов. При этом контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и хозяйственно-финансовую деятельность организаций, а также отдельных должностных лиц за определенный период
18.Контроль и ревизия
Основными задачами контроля
и ревизии использования трудовых ресурсов
и фондов заработной платы являются: оценка
напряженности плановых заданий по росту
производительности труда и достоверности
отчетных данных об их выполнении; изучение
состояния организации и нормирования
труда, использования рабочего времени;
проверка правильности и своевременности
расчетов с рабочими и служащими по оплате
труда; установление обоснованности распределения
заработной платы (включая затраты на
оплату отпусков) и отчислений на социальное
страхование по назначению затрат и источникам
покрытия; проверка использования фондов
заработной платы и соблюдения предусмотренных
в плане нормативных соотношений между
приростом средней заработной платы и
приростом производительности труда.
Для комплексной ревизии используются:
финплан - раздел "План по труду и заработной
плате"; паспорт производственного
предприятия - раздел "Трудовые ресурсы
и социальное развитие"; отчетность
о выполнении плана по труду (ф. 2-т текущей
и годовой отчетности), о выполнении норм
выработки (ф. № 4-т), о трудоемкости единицы
изделия (ф. № 7-тп) и др.; табели учета использования
рабочего времени; штатные расписания
аппарата управления; бухгалтерские записи
в Главной книге, журналах-ордерах ; регистры
аналитического учета заработной платы
- ежемесячные сводки учетных данных по
расчетам с рабочими и служащими и сводки
заработной платы по ее составу и категориям
работающих (разработочная таблица ф.
№4) или составляемые в условиях применения
ЭВМ накопительные машинограммы "Ведомость
распределения начисленных рабочим и
служащим сумм по видам оплат" и "Ведомость
распределения удержаний и зачетов по
расчетам с рабочими и служащими по видам
и корреспондирующим счетам".
Источниками информации
для ревизии служат также ежемесячные
ведомости распределения заработной платы
по назначению затрат (по счетам синтетического
учета, видам и шифрам производственных
затрат и непромышленной деятельности),
расчетно-платежные ведомости и первичные
документы по учету выработки продукции
и заработной платы (выборочно).
На начальном этапе ревизии
важно изучить динамику численности работающих
и роста производительности труда, сопоставив
плановые задания (лимиты) с фактическими
показателями предыдущего года, а также
планируемые и достигнутые темпы роста
(к базовому году). Далее целесообразно
выяснить, в какой мере рост производительности
труда обеспечен за счёт научно-технического
прогресса. С этой целью привлекаются
показатели техплана и статистической
отчетности (ф. № 1-нт, 2-нт, 19т-НОТ) об экономическом
эффекте и высвобождении работников в
результате внедрения прогрессивной технологии,
механизации и автоматизации производственных
процессов, расширения зон обслуживания,
совмещения профессий и др.
Большое значение имеет проверка состояния
нормативного хозяйства. Ревизиями нередко
вскрываются случаи, когда при значительном
перевыполнении норм выработки производительность
труда в отчетном периоде снижалась по
сравнению с соответствующим периодом
прошлого года. По этим материалам можно
судить о проделанной на ревизуемом объекте
работе по проверке действующих норм и
замене устаревших норм с учетом происшедших
преобразований в технике, технологии,
организации производства и труда. Удельный
вес технически обоснованных норм в общем
количестве действующих норм анализируется
в динамике за ряд лет отдельно по основному
и вспомогательному производствам.
В ходе ревизии следует выяснить, приведена
ли сложившаяся на предприятии практика
нормирования в соответствие с требованиями
бригадной организации труда. Ревизор
должен проверить, как организована на
ревизуемом объекте работа по внедрению
укрупненных норм и расценок, сориентированных
на конечный результат деятельности бригады,
исходя из нормативов трудовых затрат
и заработной платы на изделие.
В процессе комплексной ревизии следует
обратить внимание на соблюдение разработанного
на предприятии графика достижения проектной
трудоемкости запущенных в производство
новых (модернизированных) изделий. Она
не должна превышать принятую в техническом
задании величину предельных экономически
допустимых затрат труда на изготовление
единицы продукции.
Не менее важный этап ревизии - сопоставление
фактических уровней трудоемкости изделий,
по которым уже достигнута проектная трудоемкость,
с их нормативной трудоемкостью. Последняя
устанавливается министерством (ведомством)
для отрасли, группы предприятий или индивидуально
для отдельных предприятий исходя из наиболее
прогрессивных технико-технологических
и организационно-экономических решений
с учетом результатов периодической аттестации
рабочих мест и мероприятий по их рационализации.
Предусмотренные в плане задания по снижению
трудоемкости продукции распределяются
в каждом объединении (предприятии) между
его структурными подразделениями (производственными
единицами, цехами, службами и т. д.). Сравнение
фактических затрат труда с нормативными
позволяет по результатам комплексной
ревизии определить величину имеющихся
резервов снижения трудоемкости отдельных
видов изделий и технологических процессов.
На этой основе разрабатываются конкретные
предложения по пересмотру нормативной
трудоемкости, увязанные с намечаемым
ростом производительности труда и формированием
средств на его оплату.
В большинстве отраслей промышленности
производительность труда исчисляется
как выработка продукции (нормативной
чистой или товарной) на одного среднесписочного
работника промышленно-производственного
персонала. Достоверность отчетных данных
о фактической численности персонала
проверяется по данным учета использования
рабочего времени и оперативного учета
личного состава в отделе кадров.
При ревизии важно выяснить, полностью
ли учтен для определения отчетного показателя
производительности труда персонал всех
производственных подразделений, находящихся
на балансе предприятия. К промышленно-производственному
персоналу относятся работники всех производственных
единиц объединения, в том числе научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических
подразделений, которые не являются юридическими
лицами и не пользуются правами, предусмотренными
Положением о социалистическом государственном
производственном предприятии.
По первичным документам нужно установить,
обоснованно ли уменьшалась за некоторые
дни отчетного периода фактическая численность
промышленно-производственного персонала,
принятая для расчета производительности
труда, в связи с временным отвлечением
части работников на производимые хозяйственным
способом строительно-монтажные работы,
капитальный ремонт зданий и сооружений.
В таких случаях следует выяснить, есть
ли на предприятии приказы или распоряжения
о временном переводе на такие работы
и действительно ли они в это время производились.
Ревизии показали, что на некоторых предприятиях
использование части работников промышленно-производственного
персонала на строительно-монтажных работах
документально не подтверждалось. По этой
причине иногда завышались отчетный показатель
производительности труда, отчисления
в фонды и премии. Следовательно, в таких
случаях не корректируется численность
промышленно-производственного персонала,
взятая для расчета средней выработки
продукции на одного работника.
Информация о работе Сущность,роль и значение экономического контроля