Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких предприятий. В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

Сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств );
Сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных предприятий.

Содержание

1. Введение 3
2. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность 4
3. Курсовые разницы отражаются в составе добавочного капитала 11
4. Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

сводная (конс.) бухг-рская отчётность.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

     В мировой практике основной сферой применения сводной бухгалтерской отчетности группы предприятий является котировка  на фондовом рынке акций группы. Без предоставления сводной отчетности котировка акций группы, как правило, невозможна. Таким образом, основными пользователями сводной отчетности являются акционеры и инвесторы группы. Однако, неправильно было бы считать круг пользователей сводной отчетности столь ограниченным. Сводная отчетность часто применяется при принятии экономических решений акционерами и инвесторами не только самой группы, но и предприятий, входящих в группу, поскольку она дает возможность оценить перспективы деятельности группы, а следовательно, и конкретного предприятия, входящего в группу, на будущее. В особенности это касается предприятий, глубоко интегрированных в группу, которые имеют тесные экономические связи с другими предприятиями группы, вследствие чего правильная оценка финансово-хозяйственной деятельности таких предприятий невозможна без знания результатов деятельности группы в целом. Сводная отчетность может быть также успешно использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее конкретных предприятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы и ее предприятий. Кроме того, сводная отчетность как правило используется для осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической деятельностью группы предприятий, а также для целей эффективного управления группой предприятий.

     Таким образом, основными пользователями сводной бухгалтерской отчетности группы предприятий являются акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики и  покупатели группы и предприятий, входящих в нее, а также управленческий персонал группы и государственные контролирующие органы.

     Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской  отчетности нескольких предприятий. В  настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

  • Сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств );
  • Сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных предприятий.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность

   Первый  вид сводной отчетности - сводная  бухгалтерская отчетность федеральных  органов исполнительной власти (министерств  и ведомств) составлялся в нашей  стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств. Сводная отчетность министерств и ведомств включала в себя:

  • текущую сводную статистическую отчетность;
  • периодическую сводную бухгалтерскую отчетность;
  • годовую сводную бухгалтерскую отчетность.

   Свод  отчетности осуществлялся в порядке  ведомственного подчинения предприятий  и организаций. Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости  от отраслевой принадлежности организаций):

  • фабрично-заводским методом, при котором сводный отчет составлялся по признаку ведомственной подчиненности;
  • отраслевым методом, при котором сводный отчет составлялся по отраслевому признаку.

   Большинство показателей сводной отчетности, например, показатели выпуска продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др., получали суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности получали путем вычисления средних и относительных величин как по сводным данным, так и по данным отчетов организаций. В настоящее время этот вид сводной отчетности претерпел некоторые изменения.

   В частности, "Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ" установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им унитарным предприятиям, а также отдельную сводную отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли). Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти определен приказом Министерства финансов РФ от 15 января 1997г. №3. В соответствии с утвержденным порядком, при составлении сводной отчетности министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности. Сводный годовой бухгалтерский отчет министерствами и ведомствами рекомендуется составлять и представлять по следующим видам деятельности:

  • по основной деятельности предприятий промышленности;
  • по основной деятельности строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;
  • по основной деятельности геологических организаций и топографо-геодезических предприятий (экспедиций);
  • по основной деятельности научных организаций;
  • по основной деятельности предприятий по материально-техническому снабжению и сбыту;
  • по основной деятельности предприятий торговли и общественного питания;
  • по основной деятельности предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;
  • по основной деятельности вычислительных центров и других предприятий, оказывающих информационно-вычислительные услуги;
  • по основной деятельности предприятий транспорта;
  • по основной деятельности предприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
  • по основной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
  • по основной деятельности внешнеэкономических предприятий.

   Сводная отчетность федеральных органов  исполнительной власти составляется путем суммирования соответствующих данных отчетности организаций, подведомственных органу исполнительной власти. Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике.

   Кроме того, в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении. При составлении сводного отчета об исполнении смет доходов и расходов также производится суммирование показателей отчетности подведомственных организаций. С целью избежания двойного счета, остатки по счетам расчетов в активе баланса главного распорядителя и по этим счетам в пассиве баланса учреждений, находящихся в их ведении, взаимно исключаются. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.

   Характерными  особенностями сводной бухгалтерской  отчетности, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти являются:

  • собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти.
  • как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли.
  • основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов.
  • сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.

   Второй  вид сводной отчетности - сводная (консолидированная) бухгалтерская  отчетность группы взаимосвязанных  организаций. Правила и порядок  составления этого вида сводной отчетности существенно отличается от правил и порядка составления сводной отчетности органов исполнительной власти. В настоящее время правила и порядок составления сводной отчетности группами взаимосвязанных организаций регулируется следующими документами:

  • методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности;
  • порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правительства РФ.

   При этом, "Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы" носит в большей степени  декларативный, "рамочный" характер, в то время как основные положения  по составлению сводной отчетности излагаются в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

   Перед тем как приступать к рассмотрению особенностей составления сводной  отчетности группами взаимосвязанных  организаций, необходимо рассмотреть  само понятие "группа взаимосвязанных организаций", определить состав группы и характер возникающих внутри нее связей, обуславливающий необходимость составления единой групповой отчетности - сводной бухгалтерской отчетности. В Методических рекомендациях под группой понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами. При этом под дочерним обществом понимается организация, в отношении которой головная организация:

  • обладает более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале);
  • либо имеет возможность определять решения, принимаемые этой организацией, в соответствии с заключенным между ними договором;
  • либо имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

   Под зависимым обществом понимается организация, значительной долей капитала которой (от 25% до 50%) владеет головная организация. Более полно понятие группы предприятий раскрыто в законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с положениями указанного закона группа предприятий может состоять из двух и более юридических лиц, в отношении которых одно юридическое лицо (или группа лиц):

  • имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие их уставный капитал;
  • имеет возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые их руководством, в том числе определять условия ведения ими предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия их исполнительного органа;
  • имеет право назначать их единоличный исполнительный орган или более 50 процентов состава их коллегиального исполнительного органа.

   Физическое  лицо единолично, либо вместе со своими близкими родственниками, имеет права, указанные в пункте 1, либо осуществляет полномочия исполнительного органа нескольких юридических лиц.

   Юридические лица являются участниками одной  финансово-промышленной группы. Определение  финансово-промышленной группы дается в законе РФ "О финансово-промышленных группах", где под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания, уполномоченная ими на ведение общих дел и управление финансово-промышленной группой. В составе ФПГ обязательно должно быть кредитное учреждение (банк).

Информация о работе Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность