Связь аудита с другими формами контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание

Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Содержание

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
2 СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 8
3 СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 11
3.1 Связь аудита и ревизии 11
3.2 Связь аудита с налоговой проверкой 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат!.docx

— 47.64 Кб (Скачать документ)

     В качестве еще одной причины слабой связи аудиторской науки с другими, по-видимому, надо добавить ложное ощущение некоторой второстепенности аудита у многих экономистов.

     В силу изложенных обстоятельств импульс к построению теоретических основ аудита на базе экономической теории и других экономических дисциплин на всей его истории оказался слишком слабым.

     Слабая  связь аудиторской науки с  экономической теорией и другими фундаментальными науками имеет ряд неприятных следствий. Во-первых, это ненадежный фундамент аудиторской науки и неудовлетворительный климат в ней. Во-вторых, понятия, методы и результаты экономической теории и других наук (в чистом виде, с доработкой или с применением аналогии) лишь изредка переносятся на аудит. В-третьих, большое количество кустарных и полукустарных разработок, имеющих место при решении различных аудиторских задач. В-четвертых, затрудняется решение различных аудиторских проблем . В-пятых, это отрицательно сказывается на отношении экономической общественности к институту аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СВЯЗЬ  АУДИТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 

3.1 Связь аудита и  ревизии 

     Прежде  всего, необходимо отметить, что назначение аудиторского финансового контроля заключается в удовлетворении потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

     Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные  профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. В настоящей работе уже упоминалось, что аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта. Аудит не подменяет и не заменяет государственный финансовый контроль, и наоборот. Но, с другой стороны, деятельность государственных органов в нашей стране имеет глубокие исторические корни, методы государственного контроля развивались в нашей стране на протяжении веков, как было показано в предыдущих параграфах данной главы. Из этого следует, что в России аудит не может не базироваться в основном на практике применения методов госконтроля. Автор считает, что сходство конкретных приемов этих видов контроля абсолютно естественно и правильно. Ведь что такое аудит, как не помощь клиенту в выявлении огрехов его бухгалтерской и финансовой отчетности, выправлении ее для того, чтобы клиент был готов к тому, что на него «нагрянет» налоговая проверка (в смысле, что налоговые органы останутся довольны положением дел клиента)? Поэтому методологически аудит и, например, ревизия очень близки. На практике известно, что большинство российских аудиторов имеют огромной опыт ревизионной работы и в настоящей аудиторской деятельности применяют именно ревизионные приемы.

     Итак, сходство аудиторской проверки и  государственной ревизии проявляются в том, что:

  1. аудит и ревизия имеют сходные цели: выявление, локализация и оценка недостатков в финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. в своей работе аудиторы и ревизоры опираются на общую нормативно- правовую основу — финансовое законодательство и используют для контроля общую базу — финансовую документацию;
  3. аудит или ревизия могут проводиться как внешним аудитором (внешним ревизором), так и внутренним аудитором (внутренним ревизором);
  4. при проведении аудита могут применяться приемы документального и фактического ревизионного контроля (экспертные оценки, методы анализа и ревизии отдельных объектов учета), а при проведении ревизионной проверки могут быть использованы (с определенными оговорками) правила и стандарты.

     Между аудитом и ревизией существует определенное сходство:

  1. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и законности их проведения — основная задача и аудита, и ревизии.
  2. При проведении ревизии могут быть использованы методы аудита для выявления признаков нарушения законодательства.
  3. Завершающим этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, а ревизии- составление акта ревизии, которые включают в себя три части примерно одинакового содержания.
  4. И аудитор, и ревизор должны быть компетентными (иметь опыт, навыки, образование и т. д.).
  5. К проведению аудита, так же, как и к проведению ревизии, могут привлекаться специалисты в различных областях знаний.
  6. И аудитор, и ревизор имеют определенные права и обязанности в процессе проведения проверок, основываясь при этом регламентирующими их деятельность документами
  7. И аудитор, и ревизор могут отказаться от проведения проверки в случаях, предусмотренных для каждого из них отдельно.
 
 

3.2 Сходство аудита  с налоговой проверкой 

     Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели, оснований возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

  1. формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  2. сплошное и выборочное наблюдение;
  3. истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
  4. анализ документов.

     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

  1. допрос свидетелей,
  2. исследование документов,
  3. получение объяснений (допрос свидетелей),
  4. осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
  5. вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  6. сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
  7. экспертиза и экстраполяция.

     Формальная  проверка документов подразумевает  выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;

     Логическая  проверка документов позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Таким образом возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.

     Арифметическая  проверка документов предусматривает  проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной документ.

     Истребование  документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Данный метод был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЭ, заменив понятия встречная проверка,однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах.

  1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках может осуществляться только во время проведения либо выездной, либо камеральной налоговой проверки.
  2. Требовать документы инспектор может только в письменной форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять.
  3. Запрос инспектора должен быть обязательно мотивирован. Закон разрешает налоговикам требовать документы и вне рамок проверки, если имеется «обоснованная необходимость в получении информации». В таком случае в требовании должны быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления требования.
  4. При запросе должны четко указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция: наименование или реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы.

     Допрос  свидетеля осуществляет сотрудник  налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.

     Свидетельские показания можно использовать в  качестве доказательства, но их нужно  оценивать наряду с другими доказательствами.

     Метод налогового контроля - это способы  осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и применения которых зависит эффективность проведения того или иного контрольного мероприятия.

     Из  вышесказанного следует вывод, что  форм и методов налогового контроля - это постоянно взаимодействующие  и дополняющие друг друга наиглавнейшие  элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля.

     Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка.

     Формальная  проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие  в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок.

     При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.

     Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным  актам, правилам. Именно этот метод  позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.

     Именно  с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

     К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные  операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

     Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Он применяется для документов, оформленных  в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находится либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

     Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.

     В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

Информация о работе Связь аудита с другими формами контроля