Связь аудита с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:39, реферат

Описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Содержание

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
2 СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 8
3 СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 11
3.1 Связь аудита и ревизии 11
3.2 Связь аудита с налоговой проверкой 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Реферат!.docx

— 47.64 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ,  НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 4
2 СВЯЗЬ  АУДИТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 8
3 СВЯЗЬ  АУДИТА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 11
   3.1 Связь аудита и ревизии 11
   3.2 Связь аудита с налоговой  проверкой 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

     Главная цель аудита состоит в определении  достоверности и правдивости  финансовой отчетности субъекта проверки, а также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     Положение в аудите в одном отношении  сильно отличается от ситуации в большинстве других сфер человеческой деятельности. Если там обслуживающая сферу прикладная наука базируется на одной или нескольких фундаментальных, ввиду чего практическая деятельность имеет довольно прочную научную (так сказать, «двухъярусную») основу, то аудиторская наука пока чрезвычайно слабо связана с экономической теорией и другими фундаментальными науками, которые в перспективе могут иметь большое значение для аудита. Другими словами, применительно к аудиту цепочка «фундаментальная наука — прикладная наука — практическая деятельность» в первом звене ослаблена, что отрицательно сказывается и на втором. Страдает при этом не только аудиторская наука, но и практический аудит. 
 
 

     1 Понятие, назначение и содержание финансового контроля 

     Контроль  – это неотъемлемая часть системы  регулирования, благодаря которой  субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о  ее состоянии, функционировании, благодаря  чему имеет возможность анализировать  соответствие фактического положения  дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент  системы контроля, который формирует  совокупность способов, приемов и  средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.

     Финансовый  контроль – это особая область финансово-правовой науки. С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений.

     Предметом финансового контроля выступают  денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов, а также на уровнях  отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.

       Объектами финансового контроля  являются те конкретные организации,  органы управления, деятельность  которых порождает указанные  процессы.

     В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается  в содействии реализации государственной  экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

     По  организационным формам контроль подразделяется:

    • на государственный;
    • ведомственный;
    • вневедомственный;
    • аудиторский;
    • внутрихозяйственный;
    • общественный.

     Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь  подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и  др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский  контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами  во всех сферах производства задачам  финансовой политики государства. Государственный  контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.

     Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его  проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.

     Вневедомственный  контроль осуществляется уполномоченными  органами в отношении различных  предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может  являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными  органами при рассмотрении уголовных  и гражданских дел. Аудит также  представляет собой форму вневедомственного  контроля.

     Аудиторский контроль представляет собой независимую  проверку финансовых отчетов и относящейся  к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это  удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной  информации о результатах финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

     Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности  его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность  за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия  или организации. В экономическом  субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего  распорядка может быть создана ревизионная  комиссия, отдел «внутреннего аудита»  или назначен ревизор.

     Общественный  контроль реализуется без посредства специальных государственных органов  через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении  общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

     В условиях рыночной экономики значение аудита как одной из форм экономического контроля неуклонно возрастает. Это  обусловлено практической необходимостью, так как именно предприятие (хозяйствующий  субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность  годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПРИЧИНЫ  И СЛЕДСТВИЯ СЛАБОЙ СВЯЗИ АУДИТОРСКОЙ  НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 

     Аудит связан с экономическими науками, как  минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) составляют его фундамент. Во-вторых, будучи отраслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми науками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компьютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.

     После констатации факта ослабления первого звена в цепочке «фундаментальная наука — прикладная наука — практическая деятельность» возникает вопрос о причинах этого ослабления. Для специалистов по экономической теории аудит, скорее всего, представляется менее важной, масштабной и привлекательной предметной областью, нежели налогообложение, экология, страховое дело, кредитование и т.п. Кроме того, прежде чем прикладывать экономическую теорию к некоторой предметной области, в последнюю надо как следует вжиться . С другой стороны, «спецы» аудиторской науки, кажется, весьма и чересчур подвержены традиции предметных специалистов замыкаться в рамках своей узкой области и делают исключение лишь для бухгалтерского учета.

     Сама  же эта традиция коренится в недооценке широкой эрудиции и профессионального  потенциала. Ведь подавляющая часть знаний, полученных любым человеком в вузе, не применяется им в конкретной практической деятельности, но она повышает профессиональный потенциал специалиста и обостряет его интуицию, что позволяет ему лучше решать задачи, в первую очередь нестандартные. В аудите это особенно важно, поскольку клиенты зачастую нуждаются в свежем взгляде стороннего специалиста и его советах по разнообразным вопросам своего бизнеса (как в рамках аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих услуг), из-за чего аудитор с высоким профессиональным потенциалом имеет значительное конкурентное преимущество.

     Это, так сказать, субъективные причины  слабой связи аудита с экономической теорией и другими науками. Но есть и серьезные объективные причины, вытекающие из особого характера формирования экономической науки.

     Экономическая наука развивается в результате применения новых исследовательских методов (таких, как теория игр или эксперименты), в силу тенденций исключительно внутреннего развития (например, разработка теории несовершенной конкуренции), благодаря отслеживанию долговременных проблем, ранее не привлекавших внимания экономистов—теоретиков (например, новая экономическая география), междисциплинарному сотрудничеству (поведенческая экономика) и концентрации на новых экономических проблемах, требующих анализа (например, Великая депрессия и крах советского социализма). В результате Великой депрессии возникла макроэкономика, а крах советского социализма породил переходную экономику. Из этого перечня к аудиту наибольшее отношение имеет, пожалуй, отслеживание долговременных проблем, в частности, как обеспечить необходимую достоверность бухгалтерской отчетности.

     Приведенная цитата хорошо объясняет то, почему экономическая наука напоминает не дерево со штамбом, скелетными ветвями  и т.д., а куст из большого количества побегов, связанных одной корневой системой; в роли последней выступает экономический образ мышления, характеризующийся максимально возможным отвлечением от технологических процессов, акцентом на исследование ресурсов, затрат, результатов, нацеленностью на перевод их в стоимостную форму и т.д. Аудит — один из таких побегов, причем растущий несколько в стороне от основной их массы.

     Еще одним источником слабой связанности  экономических наук является, по-видимому, научный менталитет англосаксонской  школы, сыгравшей особую роль в развитии экономических наук. Наверное, есть и иные источники такой слабой связи. А сам этот феномен приводит к невозможности опоры аудита на какую-то одну (или две-три) экономические науки и необходимости «сидеть на многих стульях».

Информация о работе Связь аудита с другими науками