Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблемы учета доходов и расходов организации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации;
изучить методологические нормы и правила учета доходов и расходов организации;
исследовать основные принципы классификации доходов и расходов организации;
выработать практические рекомендации по совершенствованию учета доходов и расходов в организации;
Вступление……………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Сущность доходов и расходов в современных условиях хозяйствования……4
1.1 Доходы и расходы, как потоки ресурсов в организации…………………………..4
1.2 Объективная необходимость исчисления доходов и расходов…………………...7
1.3 Принципы классификации доходов и расходов…………………………………..11
Глава 2. Принципы учета доходов и расходов организации…………………………...21
2.1 Методологические нормы и методические правила учета доходов и расходов. .21
2.2. Способы оценки доходов и расходов……………………………………………..34
2.3 Информационная подсистема текущего учета доходов и расходов…………….40
2.4. Содержание отчетности о доходах и расходах…………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы…………………………………………………….51
Таким образом, расходы будущих
периодов могут списываться при
формировании финансового результата
в том отчетном периоде, в котором
появляется связь между этими
расходами и полученными
Придумать случай, когда расходы будущих периодов признаются операционными, сложно (в силу того, что зачастую в учете связь между операционными доходами и расходами отсутствует), но можно. Например, оплата аренды по помещению, сдаваемому в субаренду, в случае, когда по условиям договора арендная плата вносится за квартал вперед и возврату не подлежит (оплата аренды Дт97 Кт51, а затем по мере наступления месяца, за который оплачена аренда Дт91 Кт97 и Дт76 Кт91 - в части начисления субарендной платы).
Что касается внереализационных доходов, то по ним расходы будущих периодов возникать вообще не могут, поскольку сущность внереализационных расходов (убытки) не совместима с каким бы то ни было распределением по периоду.
В течение года доходы и
расходы организации
По окончании года сальдо, образовавшееся на счетах 90 и 91, "обнуляется" и рассчитывается итоговый финансовый результат, то есть проводится реформация баланса.
Пример. За 2006 год предприятие получило выручку от реализации товаров в сумме 90 млн руб., в том числе НДС - 15 млн руб. Себестоимость приобретенных товаров составила 50 млн руб., а расходы на продажу - 2 млн руб.
В этом же году организация
получила доход от участия в уставных
капиталах других организаций в
сумме 6 млн руб. Расходы по данному
виду деятельности составили 500 тыс. руб.
(зарплата сотрудников, отчисления на
социальные нужды). Он не является для
предприятия обычным видом
По данным налогового учета налог на прибыль за 2006 год составил 8 млн руб. У предприятия на конец года нет остатков нереализованных товаров. Налог на пользователей автодорог рассчитывать не будем.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1 - 90 млн руб. - отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 - 15 млн руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41 - 50 млн руб. - списана себестоимость товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44 - 2 млн руб. - списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99 - 23 млн руб. (90 млн руб. - 15 млн руб. - 50 млн руб. - 2 млн руб.) - отражена прибыль от реализации товаров;
Дебет 76 Кредит 91-1 - 6 млн руб. - начислен доход от участия в уставных капиталах организаций;
Дебет 91-2 Кредит 70, 69 - 500 тыс. руб. - отражены расходы, связанные с участием в уставных капиталах;
Дебет 91-9 Кредит 99 - 5500 тыс. руб. (6 млн руб. - 500 тыс. руб.) - отражена прибыль.
Теперь перейдем непосредственно к реформации баланса. Она производится в два этапа. На первом этапе закрываются все субсчета к счетам 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 90-1 Кредит 90-9 - 90 млн руб. - закрыт субсчет 90-1;
Дебет 90-9 Кредит 90-2 - 52 млн руб. - закрыт субсчет 90-2;
Дебет 90-9 Кредит 90-3 - 15 млн руб. - закрыт субсчет 90-3;
Дебет 91-1 Кредит 91-9 - 6 млн руб. - закрыт субсчет 91-1;
Дебет 91-9 Кредит 91-2 - 500 тыс. руб. - закрыт субсчет 91-2.
На втором этапе закрывается счет 99 "Прибыли и убытки", на который в течение года списываются финансовые результаты от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов.
Кроме того, по дебету указанного счета отражается задолженность организации перед бюджетом по налогу на прибыль.
Налог на прибыль бухгалтер начислил следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 8 млн руб. - начислен налог на прибыль.
Образовавшееся сальдо по счету 99 как раз равно чистой прибыли организации за 2006 год. Это сальдо бухгалтер переносит на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В инструкции по применению Плана счетов (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) не говорится о том, какие именно субсчета нужно открывать к счету 84. Поэтому в данном случае предприятие вправе проявить самостоятельность. На наш взгляд, к нему целесообразно открыть два субсчета:
- 84-1 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года";
- 84-2 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет".
На первом субсчете будет учитываться нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного года. А в году, следующем за отчетным, такая прибыль или убыток будет переноситься на второй субсчет.
Таким образом, итоговый финансовый результат равняется 20500 тыс. руб. (23000 + 5500 - 8000). Эта сумма составляет кредитовое сальдо по счету 99. Она должна быть списана в кредит субсчета 84-1 следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 84-1 - 20500 тыс. руб.
- списана чистая прибыль 2006 года. В
2003 году бухгалтер организации
2.3 Информационная
подсистема текущего учета
В настоящее время в
программах, предназначенных для
автоматизации бухгалтерского учета,
появилась возможность ведения
учета доходов и расходов. Одной
из таких систем является программа
комплексной автоматизации
В программе предусмотрена функциональность, с помощью которой бухгалтерскую операцию можно использовать как для бухгалтерского, так и для налогового учета, а для расчета дохода и расхода и определения налоговой базы по прибыли для целей налогового учета встроена подсистема 'Налоговый учет'.
Принцип работы подсистемы
заключается в сближении
На основе каждого первичного
документа формируется
Многие программы предлагают
параллельно бухгалтерской
При этом для корректировки
той или иной операции (суммы, даты
проводки и др.) в бухгалтерском
учете не требуется дополнительных
изменений (корректировок) в налоговом
учете, даже если они были внесены
непосредственно в проводке (вручную).
Программа предоставляет
Работа подсистемы 'Налоговый
учет' построена таким образом, что
каждая бухгалтерская проводка, связанная
с расходными или доходными счетами
бухгалтерского учета, помечается аналитическим
признаком налогового учета из включенных
в программу справочников налогового
учета 'Расходы, принимаемые для
целей налогового учета' ('Деб') и 'Доходы,
принимаемые для целей
Аналитические признаки, содержащиеся в справочнике 'Деб', подразделяются на три группы: ПР (прямые расходы), КР (косвенные расходы), 0912 (внереализационные расходы), в справочнике 'Кре' - на две группы: 0901 (реализационные доходы) и 0911 (внереализационные доходы).
Аналитические признаки налогового учета определены ст. 315 главы 25 НК РФ и дополнены лишь признаком, определяющим расходы на ремонт основных средств.
При работе 'от первичного документа'
признак налогового учета задается
в автоматическом режиме, а если
учет ведется 'от проводки', то для всех
операций, где будут указаны
Справочники признаков налогового учета являются открытыми, и их всегда можно дополнить по усмотрению бухгалтера.
Добавлять новый аналитический
признак следует в оба
Установление признаков налогового учета при работе 'от документа'
Перед началом работы с программой в бланке 'Подразделения' справочника 'Информация о предприятии' необходимо задать признак налогового учета.
Это делается для того, чтобы
при работе 'от документа' бухгалтерским
проводкам по расходным и доходным
операциям автоматически
Каждому подразделению следует установить признак налогового учета из справочника 'Деб',.
В дальнейшем он будет по умолчанию проставляться при продаже товаров, изделий, услуг (параллельно будет присвоен и аналитический признак из справочника 'Кре'), оприходовании услуг, списании материалов в производство в подсистеме 'Учет ТМЦ', расчете заработной платы и ЕСН в подсистеме 'Зарплата', расчете амортизации в подсистеме 'ОС и НА'.
2.4. Содержание
отчетности о доходах и
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по кумулятивному (накопительному) принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом определения
финансовых результатов является использование
метода начисления, а не кассовый способ.
По этой причине прибыль (убыток), показанные
в отчете о финансовых результатах,
не отражают реального притока (оттока)
денежных средств предприятия в
результате его хозяйственной
На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
Существенное влияние на финансовые результаты и использование прибыли оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:
Номенклатура статей по каждой группе расходов определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов,
учитываемых при