Учет и аудит денежных средств на примере ООО «Престиж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы учета и аудита денежных средств на предприятии ООО «Престиж».
Целью курсовой работы является изучение состояния бухгалтерского учета денежных средств и их аудиторской проверки, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и рекомендации по улучшению учета и контроля за денежными средствами на примере ООО «Престиж».

Работа состоит из  1 файл

учет и аудит денежных средств.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

 

1. 3 Аудит денежных средств

Целью аудиторской проверки операций с денежными средствами является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Республики Казахстан нормативным документам.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе  денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной  книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета. До заключения договора на аудиторскую  проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие  важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

1. cколько касс в организации;

2. имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п.;

3. ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. сколько расчетных счетов у организации;

6. осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации.

После проведения предварительной  экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

Аудит кассовых операций

Цель аудита кассовых операций:

  • Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.
  • Проверка обоснованности хозяйственных операций.
  • Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
  • Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.

Источники информации для аудита кассовых операций:

  • Приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров).
  • Расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ удостоверяющий личность получателя).
  • Журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера).
  • Кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления).

Инвентаризация кассы  проводится в соответствии с приказом Минфина РК "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций. Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях: при смене кассира; при выявлении недостач и хищений; перед составлением годовой отчетности. В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита). Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира. По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв, на основании которого в бухгалтерии делают проводки.

Возможны следующие  нарушения при ведении операций по кассе:

  • Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.
  • Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными документами по кассе.
  • Излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).
  • Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.
  • Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.
  • Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
  • Нарушение лимита остатка кассы организации.
  • Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Аудит операций на расчетном счете

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

  • Правильность оформления расчетных документов в банке.
  • Целесообразность совершенных операций.
  • Соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договора.
  • Соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия.

При проверке безналичного расчета проверяется главная книга по счету «Расчетный счет», проверяется арифметически и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам. Главная книга сверяется с данными журнала-ордера и ведомости (последние проверяются арифметически, а также на направленность оформления и заполнения). Данные журнала-ордеров и ведомостей сверяются с выписками банка. "Итого" по строке журнала-ордера должно совпадать с "Итого" расход по выписке из банка за ту же дату. "Итого" по троке ведомости должно совпадать с "итого" приход по выписке изанка за туже дату. Выписка банка сверяется с данными первичных документов: проверяются арифметически на правильность расставления проводок возле каждой суммы. Первичные документы проверяются на правильность  и своевременность составления, а так же на наличие основания для их составления. При проверке безнала расчетов, проверяющему необходимо удостовериться в наличии и правильности оформления различных договоров с партнерами. Проверяется правильность использования этих средств, т.е. те цели, на которые они получены. Расчеты аккредитивами проверяются сверкой сумм оборотов по выпискам банка с записями в реестрах бухгалтерского учета. Проверяются полнота и своевременность использования и возврата неиспользованных аккредитивов. Проверяется оприходование материальных средств, поступивших от поставщиков при аккредитивной оплате. Операции с чековыми книжками также анализируются с точки зрения их правильности и полноты оплаты. Для проверки счетов используется журнал-ордер и ведомость. Наличие ценных бумаг и денежных документов проверяются методом инвентаризации и сличается их количество, номера и серии с описью или книгой регистрации. Сравниваются  полученные данные с показателями бухгалтерского учета по счетам.

Аудит операций валютного счета

Цель аудита операций валютного счета: проверить – 

  1. Своевременность представления платежных поручений на продажу валюты,
  2. Правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты.,
  3. Правильность определения и отражения в учете курсовых разниц,
  4. Правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере и Главной книге,
  5. Полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке,
  6. Имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения НБ РК,
  7. Правильность использования собственной валютной выручки.

Источники информации:

  • Платежные поручения.
  • Платежные требования.
  • Сводное платежное поручение и требование-поручение.
  • Корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер)

Ведение бухгалтерского учета не зависимо от номенклатуры валют осуществляется в тенге. Временной фактор учета валюты – ежеквартально.

Аудит прочих операций в банках

Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:

  • Проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах.
  • Изучить какие открыты у предприятия прочие счета.
  • Проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру.
  • Проверить соответствие журнала-ордера, и записям в Главной книге и в балансе предприятия.
  • При открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.

Источники информации:

А) При аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке.

Аккредитив - счет  «Специальные счета  в банке», "Аккредитивы"; "Чековые книжки"; "Депозитные счета" и др.: заключается договор с предприятием поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика, и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро.

Б) При расчете чековыми книжками – проверяется корешки чековых  книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку.

В) Депозитные счета – наличие  документов подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.

Цель открытия депозитных счетов – порядок начисления % и  отражения их в учете – Журнал-ордер, Главная книга.

Аудит денежных документов

Цель  аудита денежных документов:

  • Проверка наличия денежных документов и их оценки.
  • Правильность отражения в учете денежных документов.
  • Правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов.
  • Соответствие учетного регистра Главной книги.

Источники информации:

  • Документы подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера).
  • Описи оценочной стоимости денежных документов.
  • Денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др.
  • Учетный регистр, Главная книга.

Задачами проверки является: установить сохранность денежных средств и ценных бумаг в кассе; установить своевременность их оприходования; установить законность и реальность совершения  банковских кассовых операций; проводить соблюдение правил ведения кассовых операций. Для проверки необходимы следующие документы: журналы-ордера и ведомость; кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера; распорядительные документы, подтверждающие необходимость выдачи чужих денег; договор материальной ответственности с кассиром и корешки чеков  чековых книжек.

Аудит и ревизия  расчетных и кредитных операций  

Задачи ревизии расчетных и  кредитных операций следующие:

1. проверить целесообразность  и законность производственных расчетов;

2. проверить соблюдение  размеров и сроков выплаты  ДС; 
      3. проверить правильность отражения операций в учетных регистрах; 
      4. проверить полноту и своевременность оприходования ТМЦ (работ, услуг), полученных в результате расчетных операций;

5. проверить обоснованность  получения, эффективность использования  и своевременность погашения  банковских кредитов.

Вывод:

Работа организаций  с наличными деньгами регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РК, Порядком ведения кассовых операций в РК. Порядок ведения кассовых операций предусматривает: наличие кассы и ведение кассовой книги; хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.

Вопросами организации безналичных расчетов и их нормативным регулированием занимается Национальный Банк Республики Казахстан. Расчетные счета открываются юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия.

Информация о работе Учет и аудит денежных средств на примере ООО «Престиж»