Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Одним из обязательных условий осуществления процесса производства является обеспечение его предметами труда (материально-производственными запасами) – сырьём, материалами, комплектующими изделиями и др., из которых или при помощи которых осуществляется производство продукции. Отличительной особенностью материально-производственных запасов является однократное использование в процессе производства, перенесение всей стоимости на себестоимость изготовленной продукции (выполненных работ, услуг).

Содержание

Введение 3
1. Материально-производственные запасы, их классификация и задачи учета 5
2. Оценка материально-производственных запасов 9
3. Документальное оформление движения материально-производственных запасов 13
4. Учет материалов на складах, сальдовый метод учета и его связь с учетом в бухгалтерии 18
5. Инвентаризация материально-производственных запасов 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Бух. учет.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Фактические затраты  по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

При синтетическом  учете материальных ценностей по фактической себестоимости отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

При синтетическом  учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической  себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Определение фактической  себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается  производить следующими методами оценки запасов:

• по себестоимости  каждой единицы;

• по средней  себестоимости;

• по себестоимости  первых по времени закупок (метод  ФИФО);

• по себестоимости  последних по времени закупок (метод  ЛИФО). Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие. При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

• включая все  расходы, связанные с приобретением запаса;

• включая только стоимость запаса по договорной цене.

Применение  второго (упрощенного) варианта допускается  при не возможности непосредственного  отнесения транспортно-заготовительных  и других расходов, связанных с  приобретением запасов, на себестоимость (например, при централизованной поставке материалов). В этом случае разница между фактической себестоимостью приобретенных запасов и их стоимостью по договорным ценам распределяется пропорционально стоимости отпущенных материалов по договорным ценам. Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от их стоимости по учетным ценам.

Пример:

На начало марта 2011 г. в ООО «Северный берег» остаток пластиковых труб составил1500 м, средняя себестоимость – 95 руб. за м.

руб.

В течение марта было три завоза пластиковых труб:

1 поступление – 1000 м по цене 89.5 руб. за м (всего 89500 руб.);

2 поступление – 500 м по цене 100 руб. за м (всего 50000 руб.);

3 поступление – 1200 м по цене 80 руб. за м (всего 96000 руб.);

В течение месяца на производстве было израсходовано 3500 м пластиковых труб.

руб. за м

Стоимость списанных  к производству пластиковых труб бухгалтерией филиала составила 3500 м * 90 руб. за м = 315000 руб.

Остаток пластиковых  труб на конец марта 2011 г. 1500 + 2700 – 3500 = 700м

Стоимость остатка на конец марта 2011 г. 700 м * 90 руб. = 63000 руб.

 

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Применение  указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие  на организацию аналитического учета  материалов по отдельным партиям (а  не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

, где

Р – стоимость израсходованных материалов; и – стоимость начального и конечного остатков материалов; П – поступление за месяц.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода  производится в зависимости от принятого  способа оценки запасов при их выбытии (кроме товаров, учитываемых  по продажной стоимости).

Наряду с  определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.

 

3. Документальное оформление движения материально-производственных запасов

 

Первичные документы  по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации  материального учета. Непосредственно  по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий  контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы  по движению материалов должны тщательно  оформляться, обязательно содержать  подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Ряд первичных  учетных документов принимаемых  к учету  составляются по формам, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а

Таблица 1

Первичные учетные  документы

Номер унифицирован-ной формы

Наименование формы

По учету материалов

М-2

Доверенность

М-2а

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование-накладная

М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону 

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений

По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов

МБ-2

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

МБ-4

Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов

МБ-7

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных  приспособлений

МБ-8

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов


Документальное  оформление поступления материальных запасов

Сырье и материалы  поступают от поставщиков, подотчетных  лиц, закупивших материалы в порядке  наличного расчета, от списания пришедших  в негодность основных средств, собственного производства.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования  материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с  отгрузкой продукции поставщик  высылает покупателю расчетные и  другие сопроводительные документы - платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут «Журнал учета поступающих грузов». Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций ­ экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор  принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения  материалов со склада иногородних поставщиков  экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами, которые подписывают заведующий складом и экспедитор.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика.

Если перевозку  материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа  применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Пример.

ООО «Северный берег» 18.03.2011 г. закупило у поставщика материалы  для основного производства (металл). Бухгалтер филиала сделала следующее проводки:

1. Получены материалы  по отгрузочным документам поставщика 

Д 10 К 60 – 100000 руб.

2. Выделен НДС (счет-фактура)

Д 19 К 60 – 18000 руб.

3. НДС принят к возмещению  из бюджета

Д 68 К 19  – 18000 руб.

4. Перечислены денежные  средства поставщику (выписка банка  по расчетному счету)

Д 60 К 51 – 100000 руб.

5. Отражен отпуск материалов  в основное производство (требование-накладная)

Д 20 К 10 – 100000 руб.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Пример.

ООО «Северный берег» 07.04.2011 г. выдало  мастеру под отчет денежные средства для приобретения запчастей для основного производства. 08.04.2011 г. он составил авансовый отчет и приложил оправдательные документы. Бухгалтер филиала сделала следующее проводки:

1. Выданы  под   отчет  денежные средства по РКО

Д 71 К 50 – 5000 руб.

2. Оприходованы запчасти (авансовый отчет с оправдательными документами) 
Д 10 К 71 – 5000 руб.

3. Отражен отпуск  запчастей в основное производство (требование-накладная)

Д 20 К 10 – 5000 руб.

Документальное оформление расхода материальных запасов

Материалы отпускают  со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и  в порядке реализации излишних и  неликвидных запасов.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов