Учет наличия и движения нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является исследование организации бухгалтерского учета нематериальных активов и его особенностей.
В связи с этими мною были поставлены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть сущность нематериальных активов, их классификацию, оценку нематериальных активов;
• Изучить особенности организации аналитического и синтетического учета объектов нематериальных активов;

Работа состоит из  1 файл

курсовая бфу.docx

— 70.93 Кб (Скачать документ)

Наименование места происхождения  товара - это название страны, населенного  пункта, местности или другого  географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими торами одновременно.

Использованием наименования места происхождения товара считается  применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках  и иной документации, связанной с  введением товара в хозяйственный  оборот. Так, в качестве примера наименования места происхождения товара, используемого  для обозначения товара можно  привести, в частности, минеральную  воду «Нарзан» или «Ессентуки».

В то же время не признается наименованием места происхождения  товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического  объекта, но вошедшее в Российской Федерации  во всеобщее употребление как обозначение  товара определенного вида, не связанное  с местом его изготовления (п. 2 ст.30 Закона N3520- 1). Например, не могут быть признаны в качестве наименования места  происхождения товара географические объекты в таких товарах, как  «Вологодское масло», водка «Московская» и пр. Это объясняется тем, что  в данном случае указанный товар  в представлении потребителя  ассоциируется уже не с географическим местом, обозначенным в названии товара, а с определенной рецептурой, по которой этот товар изготовлен.

Наименование места происхождения  товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Закон  допускает регистрацию права  на использование наименования места  происхождения товара несколькими  субъектами одновременно, при условии, что последние находятся в  том же географическом объекте и  производят товар с теми же свойствами. Из этого следует, что наименование места происхождения товара не является объектом исключительного права  отдельного лица и может быть предоставлено  любому другому лицу. Важно отметить, что регистрация наименования места  происхождения товара действует бессрочно. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным п. 1 ст. 30 Закона N3520-1. То есть право на использование наименования места происхождения товара возникает в отношении не любого товара, производимого данным лицом, а только в отношении того товара, который обладает особыми свойствами.

Регистрация и предоставление права пользования наименованием  места происхождения товара осуществляются на основании подаваемой соискателем  заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п.2 ст. 8, ст. 32 Закона N3520-1). Обладатель свидетельства на право пользования  наименованием места происхождения  товара не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места  происхождения товара другим лицам.

Фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе  ее учредительных документов. Юридическое  лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право  его использования на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным  законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его  обладателя и являясь объектом исключительного  права, может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным  случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст. 1027 ГК РФ.

Франчайзинг (англ. «franchising~ - право, привилегия) основан на том, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности свои средства индивидуализации - фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания, а также права на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии  предусматривает использование  комплекса исключительных прав, деловой  репутации и коммерческого опыта  правообладателя в определенном объеме с указанием или без  указания территории использования  применительно к определенной сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя  или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Примером франчайзинга может служить система  фотоуслуг «Кодак-экспресс», используемая во многих регионах России.

Лицензионный договор  и договор коммерческой концессии  имеют ряд общих черт, они предполагают предоставление права пользования  принадлежащими правообладателю объектами  исключительных прав. От договоров  лицензирования коммерческую концессию  отличает то, что последняя предусматривает передачу пользование не только товарного знака, но и всего комплекса исключительных прав, составляющих предмет договора, - право на фирменное наименование (или) коммерческое обозначение, а также на другие объекты исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Кроме того, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (ст. 1031 ГК РФ).

Деловая репутация - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному  измерению: техническая компетенция, условная стоимость существующих деловых  связей и контактов, маркетинговые  приемы, влияние и т. п.

Положительная деловая репутация (англ. goodwill - доброе имя фирмы) означает, что стоимость организации превышает совокупную стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы (уровень квалификации персонала, деловые связи, репутация качества и т. п.). Эти моменты следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, которые обеспечат более высокий уровень прибыли, чем полученный при использовании аналогичных активов, но без отмеченных факторов.

Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разнообразными, как правило, это связано с эффективной рекламной политикой либо с использованием производственных секретов, недоступных конкурентам, а также наличием устойчивых, надежных и результативных связей с поставщиками, прогрессивной организацией труда, системой мотивации персонала и т. п.

Деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета только при совершении сделки купли-продажи  предприятия или его части  и может быть оценена только субъективно  как продавцом, так и покупателем. Превышение рыночной оценки совокупных активов над рыночной стоимостью этих же активов, рассматриваемых в  отдельности, определяется экспертным путем. Сложность экспертной оценки деловой репутации связана с  необходимостью выделения из нее  стоимости торговой марки, фирменного стиля и прочих элементов, которые  обычно являются составляющими гудвилла.

В Соответствии с ПБУ 14/2007 стоимость приобретенной деловой  репутации определяется расчетным  путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при покупке  предприятия как имущественного комплекса (в целом или его  части), и суммой всех активов и  обязательств по бухгалтерскому балансу  на дату его покупки (приобретения).

Возможна ситуация, когда  при покупке компании появляется отрицательная деловая репутация, которую в противоположность  goodwill называют bad will – бэдвилл. Отрицательная деловая репутация возникает, как правило, тогда, когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает сумму, за которую она была приобретена.

Отрицательную деловую репутацию  организации следует рассматривать  как скидку с цены, предоставляемую  покупателю в связи с отсутствием  факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.

Отрицательная деловая репутация  в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов (п. 45 ПБУ 14/2007).

1.3.  Оценка нематериальных  активов

Оценка нематериальных активов, как и другого имущества организации, для отражения в учете и  отчетности производится в денежной форме.

Нематериальные активы принимаются  к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости. Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального  актива признается сумма, исчисленная  в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме  или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для  использования актива в запланированных  целях. Формирование фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов  зависит от способа поступления  объекта в организацию.

При приобретении нематериальных активов за плату под их фактической (первоначальной) стоимостью понимаются расходы на приобретение, произведенные  организацией до момента передачи объекта  в эксплуатацию.

Расходами на приобретение нематериального актива являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретение нематериальных активов (например, проценты по кредитам, начисленные до момента постановки на учет нематериального актива в случае, если актив относится к инвестиционным и др.).

Если при обретении  нематериальных активов возникают  дополнительные расходы по приведению их в состояние, в котором они  пригодны к использованию, то такие  расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов (например, заработная плата сотрудников, начисление страховых взносов и  пр.).

Расходы на приобретение нематериальных активов включаются в состав фактических  расходов, даже если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка  платежа. В этом случае фактические  расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

Помимо приобретения нематериальные активы могут быть созданы самой  организацией. При создании нематериальных активов самой организацией их фактическая (первоначальная) стоимость определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление. При создании нематериального актива к расходам кроме перечисленных выше также относятся:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
    • страховые взносы;
    • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
    • иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Перечни расходов, включаемых в фактическую (первоначальную) стоимость  объектов нематериальных активов, являются открытыми. Основным аргументом признания  расходов является непосредственная связь  с приобретением или созданием  объекта нематериальных активов  или с обеспечением условий, в  которых объект нематериальных активов  может использоваться в запланированных  целях.

Не включаются в расходы  на приобретение, создание нематериального  актива:

  • возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;
  • расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.

Информация о работе Учет наличия и движения нематериальных активов