Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
Определить сущность и основные признаки активов организации, относимых к нематериальным, их роль в деятельности предприятия;
Провести классификацию НМА;
Изучить особенности оценки НМА, учета поступления, амортизации, выбытия нематериальных активов, особенности инвентаризации.
Выявить специфику налогообложение НМА.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Понятие нематериальных активов…………………................................5
Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета, нормативно-правовое регулирование и классификация………………………..5
Применение нематериального актива в деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
Учет нематериальных активов……………………………………….…..17
Оценка поступления, амортизации, выбытия нематериальных активов, особенности инвентаризации………………….…………………….17
Налогообложение НМА………….…………..…………………..……32
Заключение……………………………………………………...………………..36
Список литературы……………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Учет нематериальных активов..docx

— 95.57 Кб (Скачать документ)

Первые четыре пункта приведенного перечня можно объединить понятием объекты интеллектуальной собственности.

Понятие деловой репутации  используется в ситуации, когда одна организация приобретает другую организацию. При этом организация-покупатель ставит на бухгалтерский учет все  имущество приобретенной организации  по данным ее бухгалтерского баланса. Если сумма покупки не совпадает  с балансовой стоимостью имущества (а обычно так и бывает), разницу  надо как-то отразить в учете [14, с.112].

Деловая репутация  организации – это разница между оценкой стоимости приобретаемой организации как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью ее имущества. В качестве НМА деловая репутация возникает только в случае приобретения другого предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Деловая репутация может  быть положительной или отрицательной. Положительная репутация приобретаемой организации является следствием стабильно высоких прибылей, высокого потенциала рентабельности активов или собственного капитала, деловых связей, благоприятного географического расположения, уровня маркетинговых исследований и других привлекательных преимуществ.  Положительная деловая репутация принимается к бухгалтерскому учету на дату перехода собственности на приобретенное предприятие как имущественный комплекс или его часть к инвестору (новому владельцу), т.е. на дату государственной регистрации договора купли-продажи [20, с.63]. Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку, выплачиваемую покупателем в обеспечение будущей потенциальной доходности приобретенной организации, отрицательную деловую репутацию – как скидку в связи с плохим финансово–хозяйственным положением приобретаемой организации.

Формально положительная  деловая репутация представляет собой переплату непонятно за что – за некую субстанцию, наличие  которой не подтверждено документами. Чтобы зафиксировать эту переплату, положительная деловая репутация  ставится на учет как нематериальный актив, подлежащий списанию на расходы  через начисление амортизации. А  отрицательная деловая репутация  формально представляет собой недоплату, что в бухгалтерском учете  признается доходом. Отрицательная  деловая репутация относится  на финансовые результаты организации  в качестве прочих доходов (счет 98) [13, с.115]. Такая репутация свидетельствует о процессах, неблагоприятных для обычной деятельности: отсутствие стабильного и платежеспособного рынка сбыта, наличие невысокой репутации качества выпускаемых продуктов труда, навыков маркетинговых исследований и других маркетинговых работ, недостаточного уровня профессионализма персонала, неразвитых связей и др. С такой репутацией предприятие продается по цене иже стоимости чистых активов или стоимости, объявленной к началу торгов, а потому покупатель в результате свершившейся сделки получает определенную скидку с цены, составляющую доход [20, с.89].

К числу идентифицируемых НМА с учетом вышесказанного относятся:

- исключительные имущественные  права на результаты интеллектуальной  деятельности и приравненные  к ним средства индивидуализации  – интеллектуальные права (ст.1226, 1229);

- права пользования землей, водой, другими природными ресурсами;

- права пользования недвижимым  имуществом (зарегистрированные договора  аренды).

Основные отличия идентифицируемых объектов НМА (от не идентифицируемых) состоят в том, что они связаны с конкретным (осязаемым) объектом, могут существовать отдельно от бизнеса или предприятия (как имущественного комплекса) и, следовательно, могут быть проданы отдельно от него. А так как идентифицируемые НМА могут продаваться отдельно, теоретически можно говорить о рыночной стоимости таких активов, а практически – об их учете на бухгалтерском балансе в качестве отдельных учетных единиц, имеющих определенную стоимость. Идентифицируемые НМА: патенты, лицензии (права на использование ИД), права пользования земельными участками, право на вид деятельности, товарные знаки и знаки обслуживания, программы для ЭВМ и базы данных, организационные расходы, франшизы [5, с.52].

Неидентифицируемые НМА  обычно не могут существовать отдельно от компании, а оцениваются только через оценку бизнеса в целом  и оценку идентифицируемых активов. Это отложенные (капитализированные) затраты, или отсроченные расходы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), гудвилл (деловая репутация). В настоящее время, отрицательная величина гудвилла в бухгалтерской отчетности не отражается. Положительный гудвилл может быть поставлен на бухгалтерский учет после покупки предприятия. Таким образом, если гудвил отражен в балансе предприятия, то он становится идентифицируемым НМА. В противном случае – неидентифицируемый НМА [22, с.118].

Единицей бухгалтерского учёта нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным  объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально–зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология) [19, с.96]. 

Налоговый кодекс РФ определяет, что к нематериальным активам  нельзя отнести:

1) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

2) интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду [18, с.69].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Применение нематериальных активов в деятельности предприятия.

Хозяйствующему субъекту любой формы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести  учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области  предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические  основы отношений с партнерами.

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для  предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности  их продукции на внешних и внутренних рынках [5, с.205].

Практическое же использование  нематериальных активов в экономическом  обороте предприятий, превращение  их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального  труда, интеллектуальной собственности  дает возможность современному предприятию (фирме):

- изменить структуру своего  производственного капитала за  счет увеличения доли нематериальных  активов в стоимости новой  продукции и услуг, увеличив  их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

- экономически эффективно  и рационально использовать незадействованные  и лежащие «мертвым грузом»  нематериальные активы, которыми  все еще располагают многие  предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские  лаборатории и т.д. [21, с.198]

Процесс коммерциализации инновационной  сферы условно можно свести к  следующим стадиям:

- первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

- вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету «Нематериальные активы».

- третья стадия коммерциализации нематериальных активов заключается:

- в активном выходе  предприятий на рынок научно-технической  продукции;

- в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;

  - в умении рекламировать их;

- в умении писать в  журналы, пробиваться на телевидение  и т.д.

Интеллектуальная собственность  является  объектом собственности, которым   можно  не  только  владеть,   пользоваться  и распоряжаться,   но    и  (при  правильном   документальном  оформлении) использовать    в   уставном   фонде  и  в   хозяйственной  деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.

Использование интеллектуальной собственности в уставном фонде  позволяет предприятию и авторам - создателям интеллектуальной собственности  получить следующие практические преимущества:

-    сформировать  значительный  по   размерам  уставный  фонд  без отвлечения  денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и  инвестициям   (интеллектуальную собственность можно  использовать  наравне  с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);

-   амортизировать  интеллектуальную собственность в  уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными   средствами  (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);

-  авторам  и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной  деятельности позволит:

-   документально  подтвердить  права   собственности  и  поставить объекты   интеллектуальной собственности  на  баланс  в  качестве   имущества  предприятия. Это дает возможность  производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;

- получить    дополнительные   доходы   за    передачу   прав  на использование    объектов   интеллектуальной собственности,   а   также    обеспечить   обоснованное регулирование   расценок   на    продукцию  инновационной   деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;

- выплачивать авторское  вознаграждение физическим лицам  (авторам) минуя  фонд  оплаты  труда  с   включением  затрат в себестоимость (без традиционных  отчислений  в  страховые   и иные фонды и без ограничения размеров    выплат   с   отнесением    затрат   на   выплату   авторского вознаграждения на статью себестоимости продукции - "прочие расходы").

Кроме   этого  документальное  подтверждение   прав собственности и прав  на   использование  интеллектуальной собственности,  а  также   получение официальных охранных документов   позволяет  обеспечить  реальный   контроль за долей рынка и возможность   законного  преследования   недобросовестных  конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в исследования и разработки, обучение и т.п. на самом  деле существенно увеличивают в  случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций  нового типа: отчетов о результатах  работы компании, которые выходят  за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции  и удовлетворенность потребителей, описать потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит  ее успех, показатели эффективности  управления, а также оценки уровня применяемой технологии. Предприятию  выгодно систематически предоставлять заинтересованным сторонам подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости их производственных процессов [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет нематериальных активов.

 

    1. Оценка поступления, амортизации, выбытия нематериальных активов, особенности инвентаризации.

 

Задачами бухгалтерского учета нематериальных активов являются:

а) формирование фактических  затрат, связанных с принятием  нематериальных активов к бухгалтерскому учету;

б) правильное оформление документов и своевременное отражение поступления  и выбытия нематериальных активов;

в) достоверное определение  результатов от продажи и прочего  выбытия нематериальных активов;

г) обеспечение контроля за сохранностью и использованием нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету;

Информация о работе Учет нематериальных активов