Учет основных средств нефтегазовых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить особенности учета движения основных средств предприятия, определения их стоимости, начисления амортизации, а также кратко рассмотреть вопросы выбытия, инвентаризации и документарного оформления основных средств.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, классификация и оценка основных средств. Основные нормативные документы 4
2. Определение стоимости основных средств 10
3. Учет амортизации основных средств и износа основных средств. Методы начисления амортизации 11
4. Учет ремонтов основных средств. Учет резервов на покрытие предстоящих расходов по ремонту основных средств 14
5. Учет выбытия основных средств 21
Заключение 26
Список используемой литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая бухучет Манана.docx

— 52.50 Кб (Скачать документ)

 

3. Учет амортизации основных средств и износа основных средств. Методы начисления амортизации

 

Износ – стоимостный показатель потери объектами ОС физических качеств  или утраты технико-экономических  свойств.

Амортизация - постепенное  снашивание фондов (зданий, сооружений, оборудования) и перенесение их стоимости  по частям на вырабатываемую продукцию

Не подлежат амортизации  объекты основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки; объекты  природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Начисление амортизации  объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка; 

- способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования; 

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Годовая сумма амортизационных  отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного  использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости  объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

при способе списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного  использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного  использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа  начисления в размере 1/12 годовой  суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных  отчислений по основным средствам начисляется  равномерно в течение периода  работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в  отчетном периоде и соотношения  первоначальной стоимости объекта  основных средств и предполагаемого  объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта  основных средств.

Суммы начисленной амортизации  по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем  накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Пример.

Если рассматривать разработку ОАО «Газпром», то там происходит начисление амортизации линейным способом. Норма амортизации по нефтяным скважинам составляет 6,67%, а по газовым 8,3%. Начисление амортизации начинается с месяца следующим за месяцем ввода в эксплуатацию добывающих скважин. Другие активы по разведке и оценке могут не быть готовы к эксплуатации до определенной даты в будущем, например, до начала добычи запасов минеральных ресурсов. Износ и амортизация ОАО «Газпром» составили:

Дата

За 3 месяца закончившихся 30.09.2010

За 3 месяца закончившихся 30.09.2009

Износ и амортизация в  млн.доллар. США

1054

998


 

Учет амортизации осуществляется на 02 счете, он является пассивным.

Счет 02 «Амортизация ОС»

Дебет

Кредит

 

Сн = 1054


 

 

4. Учет ремонтов основных средств. Учет резервов на покрытие предстоящих расходов по ремонту основных средств

 

В процессе эксплуатации объекты  основных средств постепенно теряют свои первоначальные технические характеристики. Причем из-за неравномерности нагрузки отдельные части объекта требуют  различных восстановительных работ. Восстановление основных средств производится в результате проведения ремонтов, модернизации или реконструкции. Рассмотрим проведение ремонтов основных средств. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт. Перед началом ремонта технический персонал или специально созданная приказом руководителя комиссия производит осмотр объекта. По результатам такого осмотра составляется «Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» форма № ОС-3). Эта форма состоит из двух разделов. В первом разделе. «Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию» отражаются характеристики объекта на момент его передачи для ремонта (реконструкции). Во втором разделе «Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств» отражаются затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств. Они могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если при этом улучшаются его первоначальные нормативные показатели работы (срок полезного использования, мощность и т.д.).

Информация о ремонте, реконструкции, модернизации вносится в инвентарные карточки объекта (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

После определения перечня  ремонтных работ и заменяемых деталей составляют смету на ремонт, в которую включаются все расходы  организации, связанные с ремонтом.

Действующая методология  бухгалтерского учета предусматривает  несколько вариантов учета затрат на проведение ремонта основных средств. Основными вариантами являются:

• полное включение фактически произведенных затрат в затраты  отчетного периода;

• создание резерва на проведение ремонта.

Организация самостоятельно выбирает наиболее удобный для себя вариант исходя из структуры и  степени изношенности основных средств, сложности ремонта, сроков его проведения и др. Выбранный вариант обязательно  должен быть закреплен в учетной политике организации.

Полное включение фактически произведенных затрат в затраты  отчетного периода. Ремонтные работы могут быть организованы подрядным  или хозяйственным способом.

При подрядном способе  для проведения ремонтных работ  привлекаются специализированные ремонтные  организации, с которыми заключается  договор подряда. Кроме того, в  организации составляется акт по форме № ОС-3 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в хозяйствующем  субъекте, а второй - передается подрядной  организации. На основании этого  акта производится приемка отремонтированных  объектов. Подписанный двумя сторонами (представителем заказчика, уполномоченного  проводить приемку Объекта и  представителем подрядчика) акт передается в бухгалтерию заказчика, где  проверяется и подписывается  главным бухгалтером, затем утверждается руководителем. Предъявленные к  оплате и акцептованные заказчиком суммы расходов по счетам за выполненные  ремонтные работы в бухгалтерском  учете включаются ; фактические затраты отчетного периода записью:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. - в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенные ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При хозяйственном способе  проведения ремонтных работ ремонт объектов основных средств выполняется  организацией самостоятельно. Для этих целей в составе хозяйствующего субъекта есть самостоятельное структурное  ремонтное подразделение. Перед  началом ремонтных работ составляется их смета, в которой указывается. перечень ремонтных работ, стоимость заменяемых деталей, необходимых материалов, затрат на оплату труда ремонтных работников и других затрат, связанных с ремонтом.

Все текущие затраты на ремонт на основании первичных расходных  документов накапливаются на счете 23 «Вспомогательное производство». На счетах бухгалтерского учета это отражается следующими записями:

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

К-т 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

После завершения ремонтных  работ фактически произведенные  затраты списываются на основании  утвержденного руководителем организации  акта о приеме-передаче отремонтированных  объектов основных средств в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств на счета учета затрат:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 23 «Вспомогательные производства».

Другим вариантом учета  затрат на ремонт основных средств  является создание резерва на проведение ремонтов. Такой резерв создается  для сглаживания колебаний в  затратах на производство (расходов на продажу), т.е. для равномерного включения  предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты отчетного периода. Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва расходов на ремонт основных средств, то для его нормирования используется информация о необходимости и объеме ремонтных работ (дефектные ведомости, акты технического обследования доклады о техническом состоянии объектов основных средств), о первоначальной (или восстановительной) стоимости объектов, сметы стоимости ремонта, график проведения работ, итоговый расчет отчислений в резерв. При образовании резерва на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма ежемесячных отчислений, исчисленная исходя из 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете  образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на I продажу» и др.

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств».

По мере выполнения ремонтных  работ фактические затраты на их проведение независимо от способа  их выполнения (подрядный или хозяйственный) списываются за счет сформированного  резерва:

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств»

К-т 23 «Вспомогательные производства» или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В конце отчетного года излишне зарезервированные суммы  сторнируются, т.е. отражаются в учете  аналогичной проводкой только способом «красное сторно».

Кроме того, в бухгалтерском  учете можно создавать резервы  на ремонт, которые накапливаются  в течение нескольких лет. В случаях, когда ремонтные работы по объектам основных средств (с длительным сроком и значительным объемом их проведения) заканчиваются в году, следующем  за отчетным годом, остаток резерва допускается не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается как внереализационные доход: Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Несколько иной метод формирования и использования резерва на ремонт объектов основных средств предусмотрен налоговым законодательством (ст. 324 НК РФ). Для образования резерва организация должна определить размер отчислений в него. Размер отчислений определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, который указывается в учетной политике организации для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств на начало года создашь резерва. Для определения норматива отчислений нужно рассчитать предельную сумму отчислений исходя из составленной сметы на отчетный год и средней величины фактических расходов на ремонт за три предшествующих года. За основу при определении норматива берется меньшая из сумм - сформированная смета или средняя величина фактических расходов за предыдущие годы. Норматив отчислений рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств. Таким образом, получается (для целей налогообложения), что вновь созданные организации или организации, в которых не проводился ремонт основных средств, не могут создавать резерв.

Отчисления в резерв в  течение налогового периода включаются затраты равными долями. И в  течение налогового периода сумма  фактически произведенных затрат на ремонт списывается за счет созданного резерва. По окончании же налогового периода организация сравнивает фактические затраты на ремонт и  сумму созданного резерва. Если фактические  расходы в конце года оказались  больше, чем созданный резерв, организация  включает остаток в прочие расходы. Если же фактические расходы на ремонт оказались больше резерва, остаток является внереализационным доходом.

Выше был рассмотрен порядок  проведения ремонта основных средств. Но восстанавливаются объекты основных средств и путем модернизации и реконструкции.

Информация о работе Учет основных средств нефтегазовых компаний