Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств на предприятии. Это позволит обеспечить правильную организацию учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Подробно рассматривается классификация основных средств, учет поступления и выбытия основных средств и их оценка и переоценка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 4
1.1 Понятие, группы и виды основных средств 4
1.2 Учет поступления основных средств 8
1.4 Оценка основных средств 19
1.5 Переоценка основных средств 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 29

Работа состоит из  1 файл

kursovaj.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем их погашение:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К 51 «Расчетный счет».

В случае, когда организация приобрела основные средства, не требующие установки и монтажа, достаточно записи по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Капитальные вложения», чтобы отразить увеличение стоимости объектов основных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в момент оплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет».

Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то уплаченный при приобретении НДС включается в первоначальную стоимость объектов. В первоначальную стоимость служебных легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на приобретение автотранспортных средств.

Оприходование основных средств, поступивших в виде вклада в совместную деятельность (по договору простого товарищества), отражается по дебету счета Основных средств (01) и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу»).

Неучтенные объекты основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью Д 01 «Основные средства» К 99 «Прибыль и убытки».

Бухгалтерии необходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц.

Пример:

ЗАО «Актив» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначено стоимость составных частей компьютера:

  • Системный блок – 12 000 руб. (в том числе НДС – 2 160 руб.)
  • Монитор – 4 200 руб. (в том числе НДС - 756 руб.)
  • Клавиатура – 300 руб. (в том числе НДС – 54 руб.)
  • Мышь – 180 руб. (в том числе НДС – 32,4 руб.)

Итого стоимость компьютера – 16 680 руб. (в том числе НДС – 3 002,4 руб.).

Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтер «Актива» принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки:

Д 60 К 51 – 16 680руб. – оплачен счет продавца

Д 08 К 60 – 13 677,6 руб. (16 680-3 002,4) – оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС)

Д 19 К 60 – 3 002,4руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца

Доставку компьютера (300 руб., в том числе НДС – 54 руб.) «Актив» дополнительно оплатил начисленный из кассы через подотчетное лицо:

Д 71 К 50 - 300 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера

Д 08 К 71 - 246 руб. (300-54) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица)

Д 19 К 71 - 54 руб. – учтен НДС по расходам на доставку (на основание счета-фактуры транспортной организации)

Когда ввели в эксплуатацию, бухгалтер «Актива» сделал проводки:

Д 01 К 08 – 14 266 руб. (14 020+246) - компьютер зачислен в состав основных средств организации

Д 68 К 19 – 3 056,4 руб. (3 002,4+54) - произведен налоговый вычет.

Есть имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

- имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности.

Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:

- яки, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств (или часть его стоимости, если финансирование было частичным);

- основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования;

- мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств;

- имущество, безвозмездно полученное атомными станциями в соответствии с международными договорами РФ для повышения их безопасности;

- основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование;

- произведения искусства.

Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.

основной сред 
1.3 Учет выбытия основных средств

Основные средства выбывают из организации в результате:

  • продажи;
  • списания или ликвидации;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  • безвозмездной передачи;
  • списания в случае морального и физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • по другим причинам.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки» в качестве операционных доходов и расходов.

В соответствии с МСФО 16 прибыли и убытки, возникающие от выбытия или реализации объекта основных средств, должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках.

В ПБУ 6/01 уточнен порядок отражения доходов и расходов от списания объектов основных средств на счете прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

С введением в действие с 1 января 2000 года Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации», а также с применением с 1 января 2001 года Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, затраты, связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, к которым относятся такие затраты, как:

  • начисленная оплата труда и отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств;
  • налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств (демонтаж, упаковка, разборка металлолома и др.);
  • стоимость услуг вспомогательных производств, участвующих в операциях по выбытию основных средств;
  • задолженность другим организациям за услуги, например транспортные, комиссионные;
  • оплата услуг экспертов;
  • плата за оформление документов

могут предварительно аккумулироваться на счете учета вспомогательного производства (сч. 23) или прямо относиться в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выбытие актива связано с его продажей, выручка должна быть согласована сторонами договора. Причем доходы и расходы в этом случае являются операционными.

В пункте 15 ПБУ 6/01 установлено, что сумму дооценки актива нужно перенести из добавочного капитала (сч. 83) в нераспределенную прибыль (сч. 84) организации.

В бухгалтерском учете при этом делается проводка.

Д 83 К 84 - списана дооценка по выбывшему объекту основных средств.

Пример:

В мае 2001 года ООО «Лагуна» демонтировало станок. В результате переоценки его первоначальная стоимость была увеличена на 5 000 руб. и составила 100 000 руб. Амортизация, начисленная по станку к этому времени, равна 60 000 руб., а демонтаж обошелся в 10 000 руб.

Но после него у организации появились материалы, которые стоят 20 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Лагуна» данная ситуация отражается так.

Д 01 субсчет «Выбытие основных средств» К 01 100 000 руб. - списана стоимость демонтированного станка;

Д 02 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 60 000 руб. - списана амортизация по демонтированному станку;

Д 91 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 40 000 руб. (100 000 - 60 000) - списана остаточная стоимость станка;

Д 23 К 10 10 000 руб. - отражены расходы по демонтажу станка;

Д 91 К 23 10 000 руб. - списаны расходы по демонтажу станка;

Д 10 К 91 20 000 руб. - учтены материалы, оставшиеся после демонтажа станка;

Д 99 К 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 30 000 руб. (40 000 + 10 000 - 20 000) - отражен убыток от демонтажа станка;

Д 83 К 84 - 5000 руб. - списана дооценка по выбывшему станку.

Выбытие основных средств производится учреждением в установленном действующим законодательством порядке.

Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.

Для оформления списания пришедших в негодность основных средств применяются:

  • акты о списании основных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4 бюдж.;
  • акты о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4а бюдж.;
  • акты о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях ф.444.

Указанные акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.

Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.

В компетенцию комиссии входит:

  • осмотр объекта (предмета) имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • установление причин списания объекта;
  • выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта (предмета), внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
  • определение возможности использования или реализации (в т.ч. как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых объектов отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;
  • составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем кредитной организации.

Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются на основании первичных документов (актов, накладных и т.п.). На дату реализации либо выбытия (списания) лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка, отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учету доходов/расходов.

По дебету счета отражаются:

- балансовая стоимость выбывающего имущества в корреспонденции со счетами по учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;

- затраты, связанные с выбытием (реализацией) в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

- сумма, подлежащая доплате в случае неравноценного обмена по договору мены, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или уплаченная сумма в корреспонденции со счетом по учету денежных средств.

По кредиту счета отражаются:

- выручка от реализации объекта, определенная договором купли-продажи, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

Информация о работе Учет основных средств