Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучение вопросов организации бухгалтерского учета и аудита основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендаций по эффективности использования основных средств.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств

1.1 Нормативно-правовое регулирование организации учета основных средств

1.2 Основные теоретические принципы учета основных средств

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ОЗММ»

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ОЗММ»

2.3 Экономический анализ основных средств ОАО «ОЗММ»

3. Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»

3.1 Документооборот по учету основных средств в ОАО «ОЗММ»

3.2 Аналитический и синтетический учет основных средств

3.3 Аудит основных средств

3.4 Направления совершенствования учета основных средств в ОАО «ОЗММ»

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ДиплУчетОсновнСредКАДВИ.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяется характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

     Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку. Общий план аудита и программа  аудита должны уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

     Существенность  в аудите оценивается в соответствии с федеральным стандартом № 4 «Существенность  в аудите». Аудиторская организация и аудитор в процессе проведения аудита должны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

     Аудиторский риск - это риск не обнаружить искажение  в бухгалтерской отчетности.

     Информация  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах может иметь искажение, которое повлияет на экономические решения пользователей.

     Аудитор должен оценить, что является существенным для данной организации но своему профессиональному суждению. При  разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений. Аудитору необходимо рассмотреть искажения не только в отношении какого-либо показателя, но также в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

     Аудитор рассматривает существенность как  на уровне финансовой отчетности в  целом, так и в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета. В зависимости  от рассматриваемого субъекта возможны различные уровни существенности. Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

     Оценка  существенности и аудиторского риска  на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после проведения итогов аудиторских процедур. Аудитор при планировании работы аудита может преднамеренно устанавливать более низкий уровень существенности с тем, чтобы в последующем его можно скорректировать.

     При оценке достоверности финансовой отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений выявленных в ходе аудита существенной.

     Если  аудитору приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться  существенными, то ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных процедур, либо потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в бухгалтерскую отчетность.

     В случае если руководство аудируемого  лица отказывается вносить поправки, то аудитору следует рассматривать вопрос о модификации аудиторского заключения.

     Источники информации, используемые при аудите основных средств зависят от принятой предприятием учетной политики. Это  выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

     Необходимо  отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной  учетной документации. Основными  источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат: акт (накладная) приемки-передачи основных средств -ф. ОС-1; акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - ф. ОС-3; акт на списание основных средств - ф. ОС-4; акт на списание автотранспортных средств - ф. ОС-4а; инвентарная Карточка учета основных средств - ф. ОС-6; акт о приемке оборудования - ф. ОС-14; акт приемки оборудования в монтаж - ф. ОС-15; акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16; журналы-ордера №13, №10 и №10/1 для ведения синтетического учета движения основных средств и их износа, а при использовании компьютерных информационных технологий - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02; Главная книга; баланс (ф. №1); отчет о прибылях и убытках (ф. №2); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5); другие документы, справки, расчеты и т.д.

     Основные  направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильность отнесения предметов к основным средствам;
  • правильность оценки основных средств в учете;
  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

     -правильность  начисления и отражения в учете  амортизации и ремонта основных средств;

     -правильность  отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

     В Соответствии с основными направлениями  задачами аудита основных средств можно  выделить четыре направления проверки:

  • аудит наличия и сохранности основных средств;
  • аудит движения основных средств;
  • аудит правильности начисления амортизации;

     - проверка правильности налогообложения по основным средствам. Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств.

     Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков.

     Содержание  общего плана и программы аудита приведен в Приложение И и в Приложение К.

     Поясним, как проводится проверка по отдельным  видам работ.

     Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

     - создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

     - оформлены ли договоры купли-продажи основных средств;

     - оформлены ли протоколы договорной цены;

     - правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи;

     - правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

     По  данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

     Важное  условие обеспечения сохранности  основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту  и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации па предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

     Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

     В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать  от предприятия составить детальный  список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

     Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерским записям в них можно убедиться в том, насколько правильно были отражены операции по движению основных средств на сч. 01 «Основные средства».

     Подтверждение данных о хозяйственных операциях  по учету основных средств - расширенная процедура, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

     Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые  полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

     Документальное  подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс  выбора статьи счета и прослеживания  в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытию основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом, можно установить отраженные в учете суммы налогов и расходов по страхованию основных средств.

     В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который  необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

     Аудит движения основных средств. Пути поступления  основных средств на предприятие: приобретение за плату у поставщиков; безвозмездное поступление; в качестве учредительских взносов в уставный капитал; в порядке выкупа арендованных основных средств; возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

     Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

     Причины выбытия основных средств на предприятии: ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств; ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим организациям.

     Для определения непригодности основных средств на предприятии создается  специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

     В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

     Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и  перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих  записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, затем обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируют и записывают в карточку учета движения основных средств.

     Необходимо  проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать: неточное исчисление амортизации; искажение сумм исчисляемых налогов; неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

  • при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
  • при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
  • при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка — перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
  • при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
  • объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенное капиталовложения;
  • объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001;
  • при продаже основных средств должна быть установлена их рыночная стоимость;
  • при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы);
  • для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
  • если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
  • все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Д-т 10 -К-т01).

Информация о работе Учет основных средств