Учет прибыли и ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ учета прибыли и ее использования.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Ознакомиться с организацией учета финансовых результатов.
2. Изучить теоретические основы учета финансовых результатов.
3.Проанализировать нормативно-правовую базу учета финансовых результатов.
4. Рассмотреть механизм распределения и использования прибыли в системе бухгалтерского учета.
5. Изучить проблематику исследования вопроса учета формирования и использования финансовых результатовна на основании периодических источников.
6. Рассмотреть проблемы по данной теме, предложить практические способы совершенствования бухгалтерского учета финансовых результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА..…………………………………5
Экономическая сущность финансовых результатов……………..5
Порядок формирования финансовых результатов и их структура……..……………………………………….....................11
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ …………...16
3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсач наташа.docx

— 54.93 Кб (Скачать документ)

Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта [5].

Хозяйствующие субъекты,  в т.ч. получившие убыток, имеющие  превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов.

Из вышесказанного можно  сказать, что определение финансовых результатов является использование метода начисления. На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в различных формах.  Выделяю различные показатели прибыли и расчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

Основными актами законодательства, регламентирующими учет и отчетность по финансовым результатам в Республики Беларусь являются:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» 26.12.2007 №302-З [8]. Определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта; основные требования к ведению бухгалтерского учёта; первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта; состав и порядок представления бухгалтерской отчётности. Данный законодательный акт является фундаментальным для организации учёта в любой организации, в том числе занимающейся оптово-розничнойторговлей.

В законе указывается правило оформления первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Некоторые вопросы по применению первичных документов изложены в Указе президента Республики от 15.03.2011г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»[9]. Указом №114 установлено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, а также определены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в первичных документах. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2011г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» [15] определен перечень первичных документов по учету прибыли. К таким документам относятся: товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта, акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры. 
 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 26.12.2003 № 181 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (с изменениями и дополнениями) [12]. Определяет основные понятия, касающиеся доходов; состав доходов, принимаемых к учёту; порядок оценки и учёта доходов от видов деятельности; признание доходов и т.д. Нормы данного нормативно-правового акта имеют прямое отношение к рассматриваемой теме работы, так как определяют понятие выручки от реализации товаров (работ, услуг), то есть доходов от основной деятельности.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 15.11.2010 №82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин)» (с изменениями и дополнениями от 02.01.2012) [11]. Определяет объекты налогообложения; плательщиков налога; налоговую базу; ставки налога; обороты по реализации, освобождаемые от налога; порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 №166-3 (с изменениями и дополнениями от 30.12.2011 №330-З) «Налоговый кодекс Республики Беларусь [7], который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Республики Беларусь. Из прибыли уплачиваются следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость (20%), налог на прибыль (18%), единый налог для сельскохозяйственных организаций (1%) и т.д.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 06.10.2008 №106н (с изменнениями и дополнениями от 08.11.2010) [14]. Это положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Республики Беларусь. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, то есть кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.

  Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (с изменениями и дополнениями от 31.03.2008) «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Pасходы организации»» [13], устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 29.06.2011 №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждение о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признание утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларесь и их отдельных структурных» [10]. Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Республики Беларусь, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком виде он отражается в бухгалтерском балансе.

Таким образом, регулирование  процесса реализации, его учёта и  отчётности осуществляется в законодательном  порядке и регламентируется различными нормативно-правовыми актами в различных  сферах, и все организация в  своей деятельности руководствуется  данными нормативными документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Конечной определяющей целью  процесса производства промышленного  предприятия является максимизация прибыли, которая в общем виде определяется как разница между  доходами и расходами.

С.С. Лихо считает целесообразным ввести в состав бухгалтерской отчетности Приложение к форме №2 «Отчет о  прибылях и убытках»,где будет  отражаться информация о финансовых результатах, полученных от реализации продукции внутри страны и за ее пределами. Наличие такой информации позволит пользователям отчетности оценить перспективы развития организации, тенденции роста прибыли в  зависимости от источников ее получения. Кроме того в форме №2, применяемой  в РБ, отсутствует информация о  финансовом результате в разрезе  инвестиционной и финансовой деятельности [6].

На данном этапе развития экономическая наука западных стран  строится на предельных объемах продаж, себестоимости, прибыли. Использование  методики маржинального анализа  позволяет изучить влияние факторов на изменение прибыли, в результате чего эффективно управлять процессом  формирования и прогнозирования  финансовых результатов. Действующая  методика бухгалтерского учета и  составления отчетности не дает четкого  алгоритма выделения в учете  постоянных и переменных затрат, без  которого невозможно эффективно использовать методику маржинального анализа. Лихо считал, что для внешних пользователей  необходимой является информация о  полной себестоимости, включающей в  себя все затраты, которые связаны  с производством.

По моему, предложение  по внесению изменений в отчет  о прибылях и убытка создадут более  объективную и достоверную картину  о финансовых результатах деятельности организации и повысят влияние  на процесс принятия управленческих решений пользователями.

Этот учет был представлен  Винокуровой и носил название «язык бизнеса». В зарубежной практике учет представлял собой широкое  понятие включающее счетоводство, финансовый учет, управленческий учет, налоговый  учет и анализ данных. По мере развития рыночных отношений в РБ и ориентации на международные стандарты финансовой отчетности усиливается разделение функций прежде единой системы бухгалтерского учета на 3 подсистемы: бухгалтерский (финансовый) учет, управленческий учет, налоговый учет.

С января 2004 года с вступлением  в силу общей части Налогового кодекса РБ, субъекты хозяйствования должны вести налоговый учет. Разделение учета на бухгалтерский и налоговый  начинается с того момента, когда  сумма стоимости имущества, расходов и доходов для определения  налогооблагаемого оборота перестает  совпадать с суммами, заносимыми в бухгалтерскую отчетность.

На основании вышесказанного Винокурова отметила, что организации  вели налоговый учет, но не акцентировали  на него внимание. Вместе с тем бухгалтерская  прибыль определялась только в конце  отчетного периода, что следует  отнести к явным недостаткам  учета финансовых результатов до изменения плана счетов.

Винокурова предложила новую  методику расчета, по которой расчет налогооблагаемой прибыли производиться  в произвольной форме путем выборки  данных, необходимых для ее определения.

Считается, что для более  простого формирования налогооблагаемой и бухгалтерской прибыли целесообразно  счет 99 «Прибыль и убытки»  подразделить на 2 субсчета:

-99/1 «Налогооблагаемая прибыль»

-99/2 «Бухгалтерская прибыль  (убыток)»

В течении отчетного месяца на указанных субсчетах отражают прибыль от операционных и внереализационных  доходов и расходов. В конце  месяца выводиться сальдо по субсчету 99/1, который списывается на субсчет 99/2. Затем на 99/2 списываются расходы  от реализации сверх норм, экологический  налог сверх норм и т.д. На основании  полученной суммы налогооблагаемой прибыли рассчитывается налог на прибыль и местные целевые  сборы, которые корреспондируют  с субсчетом 99/2. Таким образом, сальдо по субсчету 99/1 представляет собой  налогооблагаемую прибыль, а по субсчету 99/1 бухгалтерскую прибыл или финансовый результат организации. В конце  отчетного периода субсчет 99/2 закрывается  на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Таким образом, регистры по счету 99 «Прибыль и убытки», а точнее по субсчетам 99/1 и 99/2, в полной мере являются регистрами бухгалтерского и  налогового учета, а налогооблагаемая прибыль формируется без специально проводимых в отдельном регистре счетов.

Предполагаемую методику формирования налогооблагаемой прибыли  на счетах бухгалтерского учета Винокурова рекомендует применять, прежде всего, при автоматизированной форме учета [4].

С. Терехович в целях  повышения заинтересованности унитарных  предприятий и хозяйственных  обществ в увеличении рентабельности производимых товаров, продукции, работ, услуг, их реализации, предложил изменение  шкалы нормативов отчисления части  прибыли (дохода) предприятий и хозяйственных обществ по сравнению со шкалой, установленной Постановлением №129. Так ранее действовавшая шкала предусматривала 5 групп предприятий по уровню рентабельности, а нормативы отчислений по мере роста рентабельности по пяти процентным пунктам. Максимальный норматив отчислений был установлен на уровне 30%.

Шкала С. Тереховича устанавливает  нормативы отчислений части прибыли  в размере от 15 до 25% для 6 групп  унитарных предприятий и хозяйственных  обществ, сгруппированных в зависимости  от фактического уровня рентабельности реализованной продукции, товаров  и услуг. Увеличение количества групп  предприятий по уровню рентабельности, а также снижение межгрупповых различий нормативов отчисления части прибыли  позволяют более гибко учитывать  снижение или увеличение рентабельности и устанавливать более справедливые размеры части прибыли, подлежащие перечислению в бюджет. При отсутствии прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг часть прибыли подлежащая перечислению в бюджет, не рассчитывается.

Эта шкала позволяет обеспечить одинаковый для республиканских  унитарных предприятий и хозяйственных  обществ размер отчислений в бюджет с каждого рубля прибыли, полученной от принадлежащего государственного имущества [20].

Налоговые льготы устанавливаются  в виде:

- освобождение от уплаты  налога, сбора (пошлин);

- дополнительные по отношению  к учитываемым при определении  налоговой базы для всех плательщиков  налоговых вычетов и скидок, уменьшающих  налоговую базу либо сумму  налога, сбора;

- пониженных по сравнению  с обычными налоговыми ставками;

- возмещение суммы уплаченного  налога, сбора;

- в ином виде установленном  Президентом РБ.

Наталья Снитко говорит о  том, что использование льгот  налогоплательщиками возможно при  наличии оснований для их применения, а также при соблюдений определенных законодательством условий.

Таким образом льготы не могут применяться в следующих  случаях:

- льгота не может быть  применена в случае, если приобретенный  объект основных средств участвует  в непроизводственной деятельности  и не связан с деятельностью,  направленной на получение прибыли;

- филиалы не имеют права  на льготу на прибыль, связанную  с финансированием капитальных  вложений, при наличии в собственности  плательщика налога – юридического  лица объектов сверхнормативного  незавершенного строительства производственного  назначения;

- льгота не могут быть  предоставлена при оказании помощи  другим организациям, осуществляющим  деятельность в области здравоохранения,  народного образования, социального  обеспечения, культуры, физкультуры  и спорта, но зарегистрированным  как коммерческие организации  либо общественные организации,  фонды и другие некоммерческие  организации (за исключением бюджетных).

Информация о работе Учет прибыли и ее использования