Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:44, реферат
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи.
Введение……………………………………………………………………………..3
Общие сведения об обязательном медицинском страховании………………….4
Принципы обязательного медицинского страхования и их сущность………….7
Модели системы обязательного медицинского страхования……………………9
Расчет и использование фонда обязательного медицинского страхования……11
Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………19
4. Расчет и использование
фонда обязательного медицинского страхования
В настоящее время система ОМС сталкивается с большим числом проблем, основными из которых являются:
*недостаточный тариф страховых
взносов;
* неполнота сборов страховых взносов
с работодателей вследствие неплатежей,
а также сокрытие доходов физических,
юридических лиц;
* прямые и косвенные попытки изъятия средств
ОМС (включение страховых взносов в систему
федеральных налогов, изъятие средств
фондов в бюджет или их консолидация в
бюджеты);
* низкая заинтересованность граждан в
системе ОМС;
* неудовлетворительная координация деятельности
государственных внебюджетных фондов;
* задержка с принятием профессиональных
медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов
между, субъектами РФ в системе ОМС.
Эти и другие проблемы ставят вопрос о целесообразности реформирования здравоохранения.
Новым элементом финансовой
системы России являются государственные
внебюджетные фонды, аккумулирующие средства,
предназначенные
Основные доходные источники
государственных внебюджетных фондов
– утвержденные законодательством
целевые федеральные налоги, уплата
которых обязательна для
к тому, что появился соблазн объединить их с бюджетными средствами. И хотя вопросы использования внебюджетных средств и их территориальное перераспределение влияют на общий ход социально-экономического развития России, механизм использования внебюджетных фондов практически отсутствует.
Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, т. к. с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров. Можно сказать, что уровень развития медицины и качество предоставляемых ею услуг во многом определяются теми средствами, которые выделяются на ее нужды.
В нашей стране в течение
многих десятилетий господствовал
принцип остаточного
Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС. Каждый регион осуществляет переход к обязательному медицинскому страхованию в силу своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему такого перехода. Наиболее распространенной является следующая схема:
|
Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы.
Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования складываются, в целом, из:
· платежей из бюджетов субъектов Федерации на страхование неработающих граждан осуществляются из регионального и муниципального (или районного) бюджетов здравоохранения;
· доходов от использования временно свободных средств;
· прочих поступлений;
а расходы из:
· финансирования территориальных программ ОМС;
· финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению;
· содержания территориальных фондов и их филиалов;
· налогов;
· прочих расходов.
В связи с введением обязательного медицинского страхования встала проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по ОМС. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую устойчивость страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан лишь механизм формирования фонда обязательного медицинского страхования. Определены плательщики взносов – работодатели, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка страховых взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в федеральный фонд и 3,4% остается на местах. Взносы на неработающее население должны делать местные власти.
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в лечебные учреждения и вызова скорой помощи была изучена на основе пятилетней статистики и экспертной оценки.
Вероятность обращения в медицинские учреждения на одного обратившегося в год составляет в амбулатории и поликлиники - 0,65 , в стационар - 0,34 , скорую помощь - 0,11 .
Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной форме, предназначенную на покрытие риска. Она рассматривается как функция, производная от вероятности реализации риска наступления страхового случая во времени, величина ее равна произведению страховой суммы (стоимость курса лечения) на вероятность наступления страхового случая.
Рисковая стабилизационная надбавка рассчитывается на основе среднего квадратичного отклонения по формуле:
где:
- число выплат, соответствующее
страховым событиям каждого
- среднее число выплат, соответствующее
среднему числу страховых событий;
- тарифный период, т.е. период, за который
имеются статистические сведения.
Следует отметить, что рисковая надбавка предназначена для формирования запасного фонда. Это временно свободные средства, их можно использовать как кредитные ресурсы на началах возвратности в конце тарифного года. Рисковая нетто-ставка и рисковая надбавка составляют совокупную нетто-ставку.
Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки и включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение дел страховой компании – 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки ОМС не закладывается.
Превентивные расходы предназначаются для проведения оздоровительных, физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС. Расходы на превентивные мероприятия должны соответствовать утвержденным нормативам для финансирования превентивных мероприятий.
Расходы на ведение дел подразделяются на организационные, ликвидационные, управленческие и другие виды.
Полная тарифная ставка, или брутто-ставка, рассчитывается по формуле:
где:
- брутто-ставка
- совокупная нетто-ставка
- нагрузка
Структура брутто-ставки определяет экономическую устойчивость страховой компании.
При выделении ассигнований
на ОМС необходимо дифференцировать
тарифные ставки в зависимости от
половозрастного состава
Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает тарифы на медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник оборудованы современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических учреждений находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много нерешенных вопросов
Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование осуществляется с целью гарантии гражданам при возникновении страхового случая оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств, накапливаемых в фондах обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.
Отчисления с фонд обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников.
Размер отчислений определяется следующим образом:
Отчисления = зар. плата *% отчислений/100.
5.Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения.
Одной из наиболее острых проблем
обязательного медицинского страхования
является то, что при поступлении
средств ОМС в систему
Платежи за неработающее население
из средств выделенного бюджета
здравоохранения ведут к
Внедрение системы ОМС
практически на всех территориях
отмечается неоправданно большим разнообразием
моделей страхования. Это объясняется
главным образом
Результаты сборов страховых
взносов и наличие
Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.
Еще одна острая проблема –
это проблема достоверности информации
о поступлении и расходовании
государственных средств
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:
* исполнение Закона РФ
" О медицинском страховании
граждан" органами
* в связи с обеспеченностью финансовыми
средствами территориальных программ
ОМС, составляющей в среднем по России
40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно
рассмотреть об увеличении тарифа страхового
взноса на ОМС;
* разработать систему подготовки медицинских
кадров к работе в условиях медицинского
страховании.
Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.
Заключение
В условиях кризисного состояния
здравоохранения большое
Информация о работе Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию