Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является: рассмотреть на примере конкретной организации порядок учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
изучить научную и учебную литературу, а также действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета по данной теме;
выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии.
При разрешении поставленных задач использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1. Нормативное регулирование учета с дебиторами и кредиторами 6
1.2. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
1.3. Особенности организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами 12
1.4. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности 20
Глава 2. Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»
2.1. Краткая характеристика ООО «Маугли» 25
2.2. Постановка учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли» 29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли» 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения
Если принимается выполненная работа (оказанные услуги), задолженность перед подрядчиком отражается так:
Дебет 20(26,44,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам.
Если поставщик (подрядчик) является плательщиком НДС, то отражается и сумма налога:
Дебет 19 Кредит 60 — учтен НДС, подлежащий уплате поставщику;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС принят к вычету.
Эти записи делаются на основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС.
Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60.
При перечислении поставщику товаров денежных средств делается проводка:
Дебет 60 Кредит 50(51,52,...) — перечислены деньги поставщику (подрядчику).
Если поставщик является одновременно и покупателем товаров ООО «Маугли», то можно произвести взаимозачет. Действует следующий порядок принятия к вычету НДС при взаимозачете.
Налог, который принят к вычету при оприходовании продукции, необходимо перечислить "живыми" деньгами поставщику продукции при проведении зачета.
Отражается это так:
Дебет 60 Кредит 62 (76) — произведен взаимозачет задолженностей (без НДС);
Дебет 60 Кредит 51 — предъявленная сумма НДС перечислена поставщику.
Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей (работ, услуг) ООО «Маугли» перечислила поставщику аванс, то открывается к счету 60 отдельный субсчет "Расчеты по авансам выданным".
Выданный аванс отразится:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 50(51,52,...) выдан аванс поставщику (подрядчику).
При поступлении материальных ценностей (приемке выполненных работ, оказанных услуг), в счет которых был перечислен аванс, делается проводка:
Дебет 08 (10,20,26,41,...) Кредит 60 — оприходованы материальные ценности (работы, услуги), в счет оплаты которых был перечислен аванс.
Одновременно отражается НДС по оприходованным материальным ценностям (работам, услугам):
Дебет 19 Кредит 60 — учтена сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика);
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС по материальным ценностям (работам, услугам) принят к вычету.
Затем делается проводку по зачету аванса:
Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" — зачтен аванс.
Для осуществления надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с дебиторами и кредиторами регулярно проводится инвентаризация задолженности, путем составления соответствующих актов сверок, после подписания документов сверки в бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется дебиторская (в случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская задолженность.
Для имущественного и финансового положения организации характерно наличие у нее кредиторской и дебиторской задолженности. От правильного учета кредиторской и дебиторской задолженности зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению.
Рассмотрим особенности проведения инвентаризации расчетов в ООО «Маугли».
Для осуществления надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с дебиторами и кредиторами регулярно проводится инвентаризация задолженности, путем составления соответствующих актов сверок, после подписания документов сверки в бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется дебиторская (в случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская задолженность.
В ООО «Маугли» инвентаризация расчетов проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Запрашиваются отчетные данные по учету расчетов с дебиторами и кредиторами у бухгалтера, осуществляющего учет и надлежащий контроль за правильностью отражения на счетах бухгалтерского учета соответствующих операций;
Затем на основе запрошенных данных был сформирован сводный регистр, который показал реальную задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в общей сумме 894785 рублей, затем акт сверки расчетов был направлен на согласование с конкретными контрагентами;
После согласования и подписания актов сверок обеими сторонами сумма задолженности была в полном объеме разнесена по соответствующим статьям бухгалтерского баланса.
После инвентаризации инвентаризационные описи и акты сверки расчетов хранятся в архиве бухгалтерии в течение 5 лет.
При инвентаризации первичных документов по учету расчетов с дебиторами и кредиторами были обнаружены следующие нарушения:
20 сентября 2008 года подрядной организацией ЗАО «Окна века» были осуществлены работы по установке стеклопакета в помещении администрации предприятия. По итогам выполненной работы подрядной организацией были предъявлены акты выполненных работ свободной (не унифицированной) формы, кроме того, счет-фактура был составлен не по форме, действовавшей на дату оказания услуг.
Таким образом, при принятии данных документов к учету возникает большой риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов.
В учетной политике ООО «Маугли» предусмотрено, что при инвентаризации расчетов приказом директора по организации в обязательном порядке должна создаваться инвентаризационная комиссия в составе 3 человек: директор, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера.
Однако, при проведении инвентаризации фактически не было создано инвентаризационной комиссии, что является грубым нарушением правил проведения инвентаризации, предусмотренных действующим законодательством о бухгалтерском учете.
При использовании в расчетах с дебиторами и кредиторами векселей бухгалтером по учету расчетов делаются следующие бухгалтерские записи: дебетуются счета по учету товаров и материалов (10 или 41), дебетуются счета по учету расчетов (60 и 76), далее дебетуется счет 19 и кредитуется соответственно счета 60 и 76, что полностью соответствует правилам ведения бухгалтерского учета и учетной политике на предприятии. По данному разделу замечаний выявлено не было.
В период проведения инвентаризации задолженности, не было обнаружено задолженности с просроченным сроком исковой давности.
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ООО «МАУГЛИ»
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
На предприятии ООО «Маугли» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета:
60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях»
60.2 «Авансы выданные».
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыты субсчета:
76.1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"
76.2 "Расчеты по претензиям"
76.3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам"
76.4 "Расчеты по депонированным суммам".
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» открыт следующий субсчет:
19.3 «НДС по приобретенным товаро-материальным запасам».
Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в данной ситуации достаточно сложно оценить величину задолженности перед дебиторами и кредиторами за поставленные товары, за оказанные услуги (выполненные работы). Поэтому, сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако предприятие является динамично развивающимся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, а следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.
Оценивая данную ситуацию руководству можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета с дебиторами и кредиторами:
1. К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:
60.1 «Расчеты с поставщиками»,
60.3 «Расчеты с подрядчиками»
60.4 «Неотфактурованные поставки»;
2. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» оставить те же субсчета:
76.1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию";
76.2 "Расчеты по претензиям";
76.3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";
76.4 "Расчеты по депонированным суммам"
3. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
19.1 «НДС по приобретенным товарам»,
19.2 «НДС по оказанным услугам»,
19.4 «НДС по неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппированные данные представлены в Приложении 2.
Данные рекомендации позволяют наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу.
При проведении инвентаризации на предприятии ООО «Маугли», фактически не было создано инвентаризационной комиссии, что является грубым нарушением правил проведения инвентаризации, предусмотренных действующим законодательством о бухгалтерском учете. В целях достоверности учетных и отчетных данных, а также для осуществления надлежащего контроля по учету расчетов с дебиторами и кредиторами руководству предприятия рекомендуется: приказом руководителя по организации утвердить постоянно действующую инвентаризационную комиссию в составе председателя и двух членов комиссии (руководителя, главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера).
Таким образом введение инвентаризационной комиссии позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.
ООО «Маугли» ведет учет с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 7.7.».
В настоящее время большинство предприятий переходит на усовершенствованную версию программы - «1С: Бухгалтерия 8». В основе программы — гибкая технологическая платформа системы, возможности которой позволяют создавать и модифицировать самые разнообразные бизнес-приложения.
Преимущества «1С: Бухгалтерия 8» по сравнению с «1С: Бухгалтерия 7.7» :
Реализована возможность ведения в единой информационной базе учета нескольких организаций, которые могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т.д. При этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы.
За счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».
Появление в программе «1С: Бухгалтерия 8» партионного учета расширяет область применения типового решения. Помимо способа оценки материально-производственных запасов (МПЗ) по средней себестоимости становится возможным применение и таких способов, как ФИФО и ЛИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации.
Реализован опциональный аналитический учет по местам хранения: количественный и количественно-суммовой.
В новой версии «1С: Бухгалтерия 8» расширены возможности настройки типовых операций — средства группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок. Этот простой, но эффективный инструмент автоматизации теперь может легко и быстро настраиваться пользователем.
Современный эргономичный интерфейс «1С: Бухгалтерия 8» делает доступными сервисные возможности «1С: Предприятие 8» даже для небольших организаций.
Сравнительная характеристика «1С: Бухгалтерия 8» и «1С: Бухгалтерия 7.7» представлена в Приложении 3.
Оценив усовершенствованные возможности, руководству предприятия можно предложить применение компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8», которая обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, что позволит вести бухгалтерский учет с минимальными затратами труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены особенности учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на примере общества с ограниченной ответственностью «Маугли». Правильное и своевременное отражение операций по счетам бухгалтерского учета служит необходимым условием процесса производства. Эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должны придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.
На предприятии бухгалтерский учет ведется в соответствии с Учетной политикой предприятия, Федеральным законом и положениями по бухгалтерскому учету. Существенных нарушений в области бухгалтерского учета нет. В целом учет расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, соблюдается законность и своевременность отражения операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Информация о работе Учет расчетов с дебиторами и кредиторами