Плательщики страховых взносов обязаны:
- представлять в установленном Правилами порядке в органы, осуществляющие персонифицированный учет, сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета;
- получать в органах, осуществляющих персонифицированный учет, свидетельства социального страхования, а также при необходимости их дубликаты и выдавать под роспись застрахованным лицам;
- представлять по требованию застрахованного лица сведения о нем, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет;
13
- оказывать содействие должностным лицам органов, осуществляющих персонифицированный учет, при проведении ими проверок по вопросам ведения персонифицированного учета;
- выполнять требования должностных лиц органов, осуществляющих персонифицированный учет, об устранении выявленных при проверке нарушений по вопросам ведения персонифицированного учета.
Органы, осуществляющие персонифицированный учет, имеют право:
- требовать от плательщиков страховых взносов представления в установленном Правилами порядке сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета;
- осуществлять контроль за правильностью представления плательщиками страховых взносов сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.
Органы, осуществляющие персонифицированный учет, обязаны:
- обеспечивать полноту и точность внесения представленных сведений в индивидуальные лицевые счета;
- обеспечить конфиденциальность информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете;
- представлять застрахованному лицу информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете;
- разъяснять застрахованным лицам и плательщикам страховых взносов их права и обязанности;
- представлять органам, осуществляющим выплаты по государственному социальному страхованию, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах.
14
- Расчет взносов в Фонд социальной защиты населения
Средства государственного социального страхования образуются за счет:
- обязательных страховых взносов;
- взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- ассигнований из республиканского бюджета;
- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
- других поступлений.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют: для работодателей - 29%; для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции,
- 24%; для коллегии адвокатов - 8%; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, - 30%; для членов крестьянских (фермерских хозяйств) - 25%; для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, - 1% [18].
Для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил, установлены льготы, регламентированные законодательством. В частности, для предприятий, организаций, объединений и учебных учреждений общества инвалидов и пенсионеров тариф установлен в размере 4,7 %. Предприятия при
благотворительных организациях, на которых работает не менее 50 % инвалидов и пенсионеров, производят отчисления в размере 20,4 % от фонда оплаты труда.
Уплата страховых взносов, начисленных на все виды выплат, носит обязательный характер. Окончательный расчет по платежам в форд за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы. Также плательщики начисляют и удерживают обязательные
15
страховые взносы с работающих граждан, в том числе работающих пенсионеров. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных счетов на счет ФСЗН РБ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.
Плательщики, не имеющие счетов в банках, а также плательщики, производящие выплаты работникам наличными средствами, уплачивают обязательные страховые взносы в дни фактической выдачи средств, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится расчет.
Уплата начисленных обязательных страховых взносов производится за вычетом расходов на пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с рождением ребенка, пособия на погребение и другие выплаты, предусмотренные законодательством.
В доходах ФСЗН РБ кроме обязательных взносов поступают:
- ассигнования из республиканского бюджета;
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- недоимки, пени, иные финансовые санкции и административные штрафы.
Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.
Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, в том числе пенсионному, работников.
Отчисления на социальное страхование и обеспечение работников, производимые за счет организации, отражаются по дебету счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Производимые за счет работников отчисления на социальное страхование и обеспечение отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Причитающиеся к уплате штрафы, пени по расчетам по социальному страхованию и обеспечению отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Уплата отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также выплаты работникам за счет средств социального страхования отражаются по дебету счета 69 «Расчеты по социальному
16
страхованию и обеспечению» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и других счетов.
Суммы денежных средств, полученные организацией из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд социальной защиты населения), отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» [11].
Корреспонденция счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с другими счетами представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Корреспонденция счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с другими счетами
По дебету с кредитом счетов |
По кредиту с дебетом счетов |
- Касса
- Расчетные счета
- Валютные счета
55 Специальные счета в банках
- Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
- Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
75 Расчеты с учредителями
79 Внутрихозяйственные расчеты |
08 Вложения в долгосрочные активы 10 Материалы 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства
- Общепроизводственные затраты
- Общехозяйственные затраты
- Брак в производстве
- Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на реализацию
- Касса
- Расчетные счета
- Валютные счета
55 Специальные счета в банках 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 79 Внутрихозяйственные расчеты
- Доходы и расходы по текущей деятельности
- Прочие доходы и расходы
- Резервы предстоящих платежей
- Расходы будущих периодов
|
Предприятие ежеквартально не позднее 15 числа после отчетного периода представляет в фонд отчет с указанием общей суммы выплат работникам в денежном и (или) натуральном выражении за отчетный квартал, суммы начисленных платежей в фонд и суммы пособий, выплачиваемых за счет средств фонда.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам прохождения практики можно сделать следующие выводы:
В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь. Для обеспечения деятельности Фонда создается его центральный аппарат, а также аппараты местных органов Фонда - областные, Минское городское управления и их городские, районные и районные в городах отделы.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.
Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.
Профессиональная пенсия назначается городским, районным, районным в городе отделом областного, Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту жительства застрахованного лица на основании заявления о назначении профессиональной пенсии.
Правовую основу персонифицированного учета составляют Конституция Республики Беларусь, акты Президента Республики Беларусь, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Беларусь.
Физические лица, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь в стаж работы для назначения пенсии кроме страхового стажа засчитываются другие периоды деятельности, могут обратиться после окончания соответствующей деятельности в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.
Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, в том числе пенсионному, работников.
Отчисления на социальное страхование и обеспечение работников, производимые за счет организации, отражаются по дебету счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
18
Производимые за счет работников отчисления на социальное страхование и обеспечение отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алешкевич, И.Н. Государственное пенсионное и социальное страхование в системе социальной защиты населения Республики Беларусь: автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.10 / Алешкевич И.Н.; Белорусский государственный экономический университет. - Минск,
- - 21 с.
- Бондарь, Н.Н. Пенсионное обеспечение как элемент социальной защиты / Н. Н. Бондарь // Беларусь на пути прогресса: инновационная экономика, управление, право: материалы XIII Международной научнопрактической конференции. Минск, 23-24 апреля 2011 г.: тезисы выступлений преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и магистрантов / Частный институт управления и предпринимательства. - Минск. - С. 66-69.
- Веренич, Г.Д. Организация бухгалтерского учета и аудита: учебнометодическое пособие / Веренич Г.Д.; БИП-Институт управления. - Минск: БИП-С ПЛЮС, 2008. - 68 с.
- Грихутик, В.И. Начисление и уплата обязательных страховых взносов в Фонд Социальной защиты населения / В. И. Грихутик // Заработная плата. - 2011. - № 7. - С. 74-82.
- Еровчак, С. Пенсионное обеспечение: учебное пособие / Еровчак С. - Б.м.: Высшая школа экономики, 2009. - 78 с.
- Завилейский Г.Г. Организация бухгалтерского учета: учеб.-метод. пособие / Бел. гос. экон. ун-т. - Минск: БГЭУ, 2009. - 35 с.
- Логинов, В. Пенсионное обеспечение: вопросы и ответы: беседа с начальником отдела пенсионного и страхового обеспечения главного финансово-экономического управления Министерства обороны Республики Беларусь В. Логиновым / записал А. Макаров // Белорусская военная газета. - 2012. - 13 сентября (№ 173). - С. 3.
- Остаркова, Ю.С. Социальное страхование: понятие и проблемы / Ю. С. Остаркова // Социальное и пенсионное право. - 2012. - № 2. - С. 37-38
- Панюта, Я.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии; Учет затрат: учебно-методическое пособие для вузов / Панюта Я.А.; Частный институт управления и предпринимательства. - Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2008. - 36 с.
- Пономаренко, И.А. Бухгалтерский учет: ответы на экзаменационные вопросы / Пономаренко И.А. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 240 с.
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».