Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками: понятие и порядок отражения, нормативно-правовое регулирование, раскрыть учетную политику предприятия;
- исследовать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ТОО «Казхимволокно».
Объектом исследования является ТОО «Казхимволокно».
Введение
1. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ТОО «Казхимволокно»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.4 Мероприятия по улучшению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.1 Понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 6
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ТОО «Казхимволокно» 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 13
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 18
2.4 Мероприятия по улучшению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 30
Все субъекты, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет.
В организации бухгалтерского учета важную роль играют общепринятые принципы, выражающие основные положения изучаемой теории. Они могут быть закреплены в законодательном порядке или сформулированы и рекомендованы профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики учета, правовых прецедентов и хозяйственных традиций.
Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета, помогают разрабатывать его стандарты в интересах пользователей финансовой отчетности.
Материально-техническое обеспечение предприятия осуществляется с целью его эффективной и ритмичной работы с учетом экономного использования материальных ресурсов при минимально необходимом уровне производственных запасов. Обеспечение производится в соответствии с прогнозами экономического и социального развития предприятия. Предприятия заключают договора с предприятиями-производителями или посредническими организациями на комплексное обеспечение, либо производят закупки на бирже через своих брокеров.
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
Целью курсовой работы является раскрыть учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками: понятие и порядок отражения, нормативно-правовое регулирование, раскрыть учетную политику предприятия;
- исследовать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ТОО «Казхимволокно».
Объектом исследования является ТОО «Казхимволокно».
Поставщиками и подрядчиками торговой организации являются организации и предприятия, поставляющие товарно-материальные запасы (промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия) или оказывающие различные услуги (транспортные, коммунальные услуги, услуги связи и др.).
Для бесперебойного удовлетворения потребности покупателя в товарах народного потребления торговые организации заключают договоры с поставщиками и подрядчиками на поставку товарно-материальных запасов и оказание услуг, в которых предусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговыми организациями и поставщиками осуществляются, в основном, безналичным путем через учреждения банка в виде перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные запасы, потребленные транспортные и коммунальные услуги и услуги связи предназначен счет 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также расчеты за все виды услуги связи.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные запасы и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете, независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.[1]
Согласно приказу министерства финансов Республики Казахстан от 17.01.2003 № 14 "Об утверждении стандарта бухгалтерского учета № 30 "представление финансовой отчетности" в целях приведения нормативной базы бухгалтерского учета в соответствие с законодательством Республики Казахстан отражено:
1. Утвердить прилагаемый стандарт бухгалтерского учета 30 "Представление финансовой отчетности".
2. Признать утратившими силу стандарты бухгалтерского учета 1 "Учетная политика и ее раскрытие", 2 "Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах", 3 "Отчет о результатах финансово - хозяйственной деятельности", утвержденные постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 года N 3.
3. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита в установленном порядке обеспечить государственную регистрацию данного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице - Министра финансов Жамишева Б.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Согласно приказа департамента методологии бухгалтерского учета и аудита министерства Республики Казахстан от 21.05.1997 № 7 "Об утверждении методических рекомендаций к стандартам бухгалтерского учета" на основании Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О бухгалтерском учете" от 26 декабря 1995 г. N 2732 и в соответствии с п. 1 СБУ 1 "Учетная политика и ее раскрытие", утвержденного постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 г. N 3, утверждено:
1. Утвердить методические рекомендации к стандартам бухгалтерского учета:
методические рекомендации по составлению финансовой отчетности;
методические рекомендации к СБУ 5 "Доход";
методические рекомендации к СБУ 6 "Учет основных средств";
методические рекомендации к СБУ 7 в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
методические рекомендации к СБУ 7 в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода;
методические рекомендации к СБУ 8 "Учет финансовых инвестиций";
методические рекомендации к СБУ 9 "Учет операций в иностранной валюте";
методические рекомендации к СБУ 10 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
методические рекомендации к СБУ 11 "Учет по подоходному налогу";
методические рекомендации к СБУ 12 "Договоры подряда на капитальное строительство";
методические рекомендации к СБУ 20 "Учет и отчетность нефтегазодобывающей деятельности".
В соответствии со стандартами бухгалтерского учета № 4 Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денег" стандарт бухгалтерского учета № 4 "Отчет о движении денег" содержит:
1. Отчет о движении денег позволяет пользователям оценить изменения в финансовом положении юридического лица, обеспечивая их информацией о поступлении и выбытии денег за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
2. Юридические лица (кроме банков и бюджетных учреждений) составляют отчет о движении денег в соответствии с требованиями данного стандарта и представляют в составе финансовой отчетности за отчетный период.
Согласно письму департамента методологии бухгалтерского учета и аудита министерства финансов Республики Казахстан от 04.06.1998 № 23-2-1/1584 "О некоторых вопросах по формированию учетной политики" в связи с поступающими запросами по формированию учетной политики Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан разъяснено следующее.
С вступлением в действие с 01.01.97 г. стандарта бухгалтерского учета (далее - СБУ) 1 "Учетная политика и ее раскрытие" юридические лица (далее - организации), независимо от форм собственности и видов деятельности, формируют учетную политику (п. 3 СБУ 1 ).
Учетная политика - это совокупность способов, принимаемых руководителем организации, для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.
Учетная политика организации формируется на срок более одного отчетного периода, обеспечивая при этом своевременное составление финансовой отчетности, ее достоверность, доступность (понятность) и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Кроме того, учетная политика служит основой для разработки ценовой, инвестиционной, снабженческо-сбытовой политики организации.
Учетная политика является единой для всех структурных подразделений организации в целях достижения сопоставимости показателей финансовой отчетности и обычно единой для отражения аналогичных операций и событий финансово-хозяйственной деятельности основного товарищества и его дочерних и зависимых товариществ, при подготовке консолидированной финансовой отчетности.
Для формирования учетной политики руководитель организации создает комиссию из числа специалистов бухгалтерской, финансовой, технических и инженерных служб, юристов и других компетентных работников, исходя из технологических процессов и специфики производства.
Согласно письму министерства финансов Республики Казахстан от 30.07.1995 № ф-10-4/6256 "О бухгалтерском учете и налоговых расчетах" в связи с поступающими запросами Министерство финансов Республики Казахстан сообщено следующее.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", вводит понятие "Налоговый учет", определяет правила налогового учета.
Юридические и физические лица, имеющие налогооблагаемый доход, в связи с введением в действие с 1 июля 1995 года данного Указа, имеют два налоговых года: с 1 января по 30 июня 1995 года и с 1 июля до 31 декабря 1995 года. Налоговую декларацию по подоходному налогу с юридических лиц за налоговый год с 1 июля по 31 декабря 1995 года юридические и физические лица представляют органам налоговой службы по месту налоговой регистрации по 31 марта 1996 года по форме, утвержденной Главной налоговой инспекцией Министерства финансов Республики Казахстан (ст. 49 Налогового кодекса).
В соответствии с Налоговым кодексом, организациям, уплачивающим налоги с доходов юридических лиц, необходимо, начиная с 1 июля 1995 года, вести дополнительные аналитические данные с целью исчисления суммы вычетов для определения налогооблагаемого дохода, без отражения их в бухгалтерском учете (на суммы вычетов, определяемых расчетным путем, бухгалтерские проводки не даются). К таким вычетам относятся: проценты за кредит, суммы сомнительных долгов, отчисления в резервные фонды, амортизационные отчисления, расходы на ремонт основных средств, расходы на нематериальные активы, выплаты, обложенные подоходным налогом с физических лиц.
Товарищество с ограниченной «Казхимволокно» осуществляет свою деятельность на основании Устава Товарищества, Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной ответственностью» от 22.04.1998 г. и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Дата первичной регистрации ТОО «Казхимволокно»: 29.07.2004 г. в Департаменте юстиции Костанайской области, свидетельство о государственной регистрации за № 12199-1937-ТОО.
Учредителем (Участником) Товарищества является:
АО «Казнефтехим» со 100% участием в Уставном капитале. Свидетельство № 62061-1910-АО от 25.03.2004 г. выдано Департаментом юстиции г. Алматы. РНН 600 500 050 198.
Местонахождение товарищества: Республика Казахстан г. Костанай, Северная промзона.[2]
Учетная политика TOO «Казхимволокно» (далее - Компания), разработана в соответствии с требованиями Закона РК № 2732 от 26.12.95 г. «О бухгалтерском учете», с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 11.07.97 г. № 154-1, от 16.07.99 г. № 436-1, от 24.12.2001 г. № 276-II, от 24.06.2002 г. № 329-11, от 10.07.03 г. № 483-11, от 11.06 04 №562-11 Международных стандартов Финансовой Отчетности, других законодательных и нормативных актов Республики Казахстан и с учетом конкретных производственно-экономических условии деятельности фирмы.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием бухгалтерской программы «1-С».
В соответствии со статьей 6-1 «Бухгалтерская документация» Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26.12.1995г № 2732 с изменениями и дополнениями основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
Учет и хранение документов осуществляется в соответствии с:
- Законом «О национальном архивном фонде и архивах РК» № 326-1 от 22.12.1998 г. ЗРК с изменениями и дополнениями № 256-11 от 10.11. 2001 г.
Хранение и уничтожение бухгалтерских документов производится в соответствии с Указом Президента РК № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Номенклатуры дел Компании утвержденной Первым руководителем организации и согласованной с ЭПК Управления архивами и документацией г. Алматы.
Ответственность за состояние документирования и управления документацией возлагается на Первого руководителя.
Исчисление срока хранения документов производится с 1 (первого) дня работы Компании до окончания их делопроизводства.
Уничтожение документов оформляется актом, утвержденным Первым руководителем и обязательно согласованным с Государственным архивом.
Акты на уничтожение документов составляются в 2-х экземплярах. Отобранные для уничтожения документы уничтожаются путем сжигания на местах. Товарищество составляет финансовую отчетность и проводит анализ деятельности в соответствии с МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО 7 "Отчего движении денежных средств" и требованиями к финансовой отчетности АО "Казнефтехим". Цель составления финансовой отчетности - представление пользователям достоверной и своевременной информации о финансовом положении. [3]
Финансовое состояние предприятия зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активах. Анализ финансового состояния начинаются с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным баланса. Для более углубленного анализа структура имущества предприятия необходимо привлечь дополнительную информацию, расшифровавшую собственный и заемный капитал – основной и оборотный. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства изучить динамику структуры имущества. Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.
Изменение структуры имущества создает определенные возможности для основной (производственной) и финансовой деятельности и оказывает влияние на оборачиваемость совокупных активов. Показатели структурной динамики отражает долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.
Таблица 2.1
Анализ состава и структуры имущества ТОО «Казхимволокно».
Размещение имущества | 2004 год | 2005 год | 2006 год | Изменение по сравнению с | ||||
2004г. | 2005г. | |||||||
Тыс.тг. | % к итогу | Тыс.тг. | % к итогу | Тыс.тг. | % к итогу | Тыс.тг. | Тыс.тг. | |
Иммобилизованные средства (долгосрочные активы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нематериальные активы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Основные средства | 2598838818 | 99 | 2697413286 | 92 | 2666412394 | 92,8 | 67573576 | -31000892 |
Незавершенное строительство | - | - | - | - | - | - | - | - |
Долгосрочные инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - |
Прочие долгосрочные активы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 2598838818 | 99 | 2697413286 | 92 | 2666412394 | 92,8 | 67573576 | -31000892 |
Мобильные средства | - | - | - | - | - | - | - | - |
Запасы и затраты | 20406327 | 0,78 | 7129054 | 0,2 | 19122748 | 0,67 | -1283579 | 11993694 |
Расчеты с дебиторами | 1970344 | 0,08 | 227230410 | 7,7 | 185358793 | 6,4 | 183388449 | -41871617 |
Краткосрочные финансовые вложения | - | - | - | - | - | - | - | - |
Денежные средства | 2914853 | 0,11 | 2934090 | 0,1 | 3879662 | 0,13 | 964809 | 945572 |
Прочие текущие активы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 25291524 | 1 | 237293554 | 8 | 208361203 | 7,2 | 183069679 | -28932351 |
Всего | 2624130342 | 100 | 2934706840 | 100 | 2874773597 | 100 | 250643255 | -59933243 |
Из данных таблицы 1 видно, что валюта баланса, отражающая реальную стоимость активов в 2006 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 250643255 тг., в сравнении с 2005 г. уменьшилась на 59933243 тг. В 2004 г. увеличение произошло за счет увеличения основных средств на 67573576 тг., расчетов с дебиторами на 183388449 тг., денежных средств на 964809 тг. и уменьшение запасов и затрат на 1283579 тг. В 2005 г. уменьшение произошло за счет увеличения основных средств на 31000892 тг., расчетов с дебиторами на 41871617 тг. и увеличения запасов и затрат на 11993694 тг., денежных средств на 945572 тг.
При анализе активов необходимо выяснить каково состояние основных средств. Для этого необходимо дать характеристику состояния основных средств ТОО «Казхимволокно». Это можно представить в виду таблицы 2.
Таблица 2.2
Характеристика состояния основных средств ТОО «Казхимволокно»
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |||
Тыс. тг. | % | Тыс. тг. | % | Тыс. тг. | % | |
Первоначальная стоимость | 2652380304 | - | 2847723106 | - | 2697413286 | - |
Износ | 53541486 | - | 150309819 | - | - | - |
Поступление ОС | - | - | 195342802 | - | - | - |
Выбытие ОС |
| - | - | - | 31000892 | - |
Коэффициент износа | - | 2,01 | - | 5,3 | - | - |
Коэффициент годности | - | 98 | - | 94,7 | - | - |
Коэффициент обновления | - | - | - | 6,9 | - | - |
Коэффициент выбытия | - | - | - | - | - | 1,14 |
По данным таблицы 2 видно, что на протяжении всего промежутка времени с 2004 г. по 2006 г. выбытие основных средств превышает их поступление. По данным учета и отчетности можно рассчитать коэффициенты износа и годности, характеризующие соответственно долю изношенной и долю годной к эксплуатации части основных средств. Так на предприятии коэффициент износа основных средств на 2004 г. составил 2,01%, на 2005 г. 5,3%, а коэффициент годности на 2004 г. 9%, на 2005 г. 94,7%. Коэффициент обновления основных средств на 2005 г. составил 6,9%.
Далее необходимо проанализировать состав и структуру запасов и затрат активов ТОО «Казхимволокно», составив следующую аналитическую таблицу 3.
Таблица 2.3.
Анализ состояния запасов и затрат ТОО «Казхимволокно»
Материальные оборотные средства | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Изменения (+, -) 2006 г. по сравнению | ||||
Тыс. тг. | % | Тыс. тг. | % | Тыс. тг. | % | 2004 г. | 2005 г. | |
Производственные запасы | 20406327 | 100 | 7129054 | 100 | 19122748 | 100 | -1283579 | 11993694 |
Незавершенное производство | - | - | - | - |
| - | - | - |
Готовая продукция | - | - | - | - | - | - | - | - |
Товары | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 20406327 | 100 | 7129054 | 100 | 19122748 | 100 | -1283579 | 11993694 |
Материальные оборотные средства предприятия в 2006 г. уменьшились по сравнению с 2004 г. на 1283579 тг. По сравнению с 2005 г. материальные оборотные средства увеличились на 11993694 тг.
Анализ источников формирования активов ТОО «Казхимволокно» представлен в таблице 4.
Таблица 2.4
Анализ состава и структуры источников средств ТОО «Казхимволокно»
Источники средств | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Изменения (+, -) 2006 г. по сравнению с | ||||
Тыс. тг. | % к итогу | Тыс. тг. | % к итогу | Тыс. тг. | % к итогу | 2004 г. | 2005 г. | |
Собственные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
- уставной капитал | 250000000 | 9,5 | 250000000 | 12,9 | 250000000 | 31,8 | - | - |
- дополнительный неоплаченный капитал | 2430729516 | 9,3 | 1638330020 | 84,8 | - | - | - | - |
- нераспределенный доход (непокрытый убыток) | -65768103 | -2,5 | -14481272 | -0,7 | -48444121 | -6,2 | -17323982 | +33962849 |
Итого | 2614961413 | 99,8 | 1873848748 | 97 | 201555879 | 25,6 | -2413405534 | -1672292869 |
Заемные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
- долгосрочные кредиты | - | - | - | - | - | - | - | - |
- долгосрочные займы | - | - | - | - | - | - | - | - |
- краткосрочные займы | - | - | - | - | - | - | - | - |
- краткосрочные кредиты | - | - | - | - | - | - | - | - |
- кредиторская задолженность | 4531826 | 0,1 | 45688649 | 2,4 | 27125323 | 3,4 | 12593497 | -18563326 |
- расчеты с бюджетом | 316256 | 0,01 | 8822032 | 0,4 | -2657208 | -0,3 | -2973464 | -11479240 |
- прочие краткосрочные пассивы | 1470185 | 0,06 | 3578328 | 0,2 | 561023491 | 71,2 | 559553306 | 557445163 |
Итого: | 6318267 | 0,2 | 58089009 | 3 | 585491606 | 74,3 | 579173339 | 527402597 |
Всего: | 2621279680 | 100 | 1931937757 | 100 | 787047485 | 100 | -1834232195 | -1144890272 |
Из данных таблицы 4 видно, что уменьшение стоимости имущества предприятия в 2006 г. по сравнению с 2004 г. на 1834232195 тг. обусловлено уменьшением нераспределенного дохода на 17323982 тг., расчетов с бюджетом на 2973464 тг. и на 22593497, прочих краткосрочных пассивов на 55953306 тг.
По сравнению с 2005 г. увеличение стоимости имущества предприятия произошло за счет увеличения прочих краткосрочных пассивов на 557445163 тг., нераспределенного дохода на 33962849 тг. и уменьшения кредиторской задолженности на 18563326 тг., расчетов с бюджетом на 11479240 тг.
Такая тенденция свидетельствует о расширении производственной деятельности предприятия. Это укрепляет экономию самостоятельности и финансовую устойчивость, а, следовательно, повышает надежность предприятия как партнера.
Экономическая целесообразность функционирования предприятия определяется получением дохода. Доходность (рентабельность) является показателем, отражающим конечные финансовые результаты предприятия. Для того, чтобы выяснить является ли деятельность ТОО «Казхимволокно» прибыльным или убыточным необходимо проанализировать таблицу 5.
Таблица 2.5
Анализ показателей доходности ТОО «Казхимволокно»
№ п/п | Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Отклонения (+,-) |
1 | Средняя величина активов | 2624130342 | 29347172105 | 3114384112 | 179665897 |
2 | Собственный капитал | 2594741706 | 1873848748 | 1839885899 | -33962849 |
3 | Заемный капитал | 293937110 | 361854861 | 1284736679 | 922881818 |
4 | Текущие пассивы в составе обязательств | 293937110 | 361854861 | 585722043 | 22381420082 |
5 | Средняя величина текущих активов |
|
| 447608516 | 210314962 |
6 | Доход от реализации | -65768103 | 126479385 | 160681068 | 34201683 |
7 | Доход от налогообложения | -65768103 | -27794889 | -30593568 | -58388457 |
8 | Доход, остающийся в распоряжении предприятия | -65768103 | -27794889 | -30593568 | -58388457 |
9 | Рентабельность совокупных активов | -2,5063 | -0,9471 | -0,9823 | -1,9294 |
10 | Рентабельность текущих активов | -260,04 | -11,7433 | -6,8349 | -18,5482 |
11 | Рентабельность инвестиций | -2,5347 | -1,0803 | -1,2099 | -2,2902 |
12 | Рентабельность собственного капитала | -2,5347 | -1,4833 | -1,6628 | -3,1461 |
13 | Рентабельность продаж (продукции) | 100 | -21,9758 | -19,0399 | -41,0157 |
Обобщая данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Предприятие в целом несколько хуже использует свое имущество. С каждой тенге средств, вложенных в его совокупные активы в 2006 г. получено дохода на 1,9294 тиын меньше чем в 2004 г. Значительно снизилась эффективность использования оборотных средств, вместо 260,04 тиын дохода, получаемого с тенге текущих активов в 2004 г., отдача с каждой тенгесредств, вложенных в текущие активы в 2006 г., составила 6,8349 тиын. На 3,1461% в 2006 г. уменьшилась рентабельность собственного капитала. Рентабельность инвестиций сократилась в 2006 г. по сравнению с 2004 г. на 2,2902%. На каждую тенге реализованной продукции предприятия в 2006 г. получило на 41,0157 тиын больше дохода чем в 2004 г.[4]
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, выполненные работы и потребленные услуги, включая расходы по доставке или переработке Товарно-материальных запасов;
полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, работы и услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
излишки товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, выявленные при их приемке.[5]
По кредиту счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается:
— стоимость приобретенных товарно-материальных запасов, внеоборотных активов и др., а также стоимость услуг по их доставке и переработке на стороне - в корреспонденции с соответствующими счетами учета товарно-материальных запасов, внеоборотных активов и др.;
— стоимость принятых работ и потребленных услуг - в корреспонденции со счетами 7110 "Расходы по реализации товаров (работ, услуг)", 7210 "Общие и административные расходы";
— сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) - в корреспонденции со счетом 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению";
- сумма обнаруженных недостач сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества при приемке на склад поступивших акцептованных (оплаченных) товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, а также несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки - в корреспонденции со счетом 334 "Прочие".
По дебету счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются суммы оплаченных счетов и суммы зачетов по предварительно выданным авансам в корреспонденции с соответствующими счетами учета денежных средств (1050, 1040, 1010) и 1610 "Авансы, выданные под поставку товарно-материальных запасов", 1610 "Авансы, выданные под выполнение работ и оказание услуг". [6]
Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы или ведомости по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.
Поступившие счета-фактуры вначале регистрируют в "Журнале учета поступающих грузов". По мере поступления ценностей на склады или приемки выполненных работ и оказанных услуг в журнале отмечают номера приходных документов и проставляют дату поступления запасов на склады или запросов, связанных с розыском непоступивших грузов. Периодически данные журнала сверяют с данными учетных регистров, которые ведут по счету 3310. По журналу контролируют также суммы материальных ценностей, находящихся в пути. Записи в журнале производятся отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке материалов. В графе "Примечание" записывают данные об оплате счета, отказе от акцепта или сумме частичного акцепта и др. Журнал приведен ниже. В журнал записывают только акцептованные счета-фактуры. [7]
Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета поступающих грузов передают в бухгалтерию. Здесь их данные записывают в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа. На первом этапе записи в журнал делают при поступлении акцептованных счетов-фактур и других расчетных документов. При этом записывают регистрационный номер и номер платежного требования-поручения (счета-фактуры), наименование поставщика, сумму акцепта счета-фактуры. Затем счет-фактуру поставщика передают отделу снабжения или таможенной службе для получения груза у местных поставщиков или на железнодорожной станции, складах временного хранения - при поступлении ценностей от прочих поставщиков.
На втором этапе запись в журнал производят на основании поступивших в бухгалтерию со склада приходных документов (приходных ордеров, товарно-транспортных накладных, актов о приемке материалов). В журнале указывают номера этих документов, стоимость поступивших ценностей по учетным или договорным ценам и их фактическую стоимость согласно платежному требованию-поручению (счету-фактуре) в разрезе корреспондирующих счетов по учету то вар но-материальных ценностей или затрат на производство. Приходные документы должны быть тщательно проверены и соответствовать количеству материальных ценностей в платежном требовании-поручении (счете-фактуре). Если при приемке грузов выявляют недостачу или порчу ценностей, по вине поставщика или транспортной организации, то на основании акта о приемке материалов и расчета суммы претензии, сумму претензии списывают с кредита счета 3310 в дебет счета 1284 "Прочие". Если недостачу материальных ценностей устанавливают до акцепта расчетно-платежных документов, то на ее сумму уменьшают акцепт соответствующего расчетно-платежного документа.
В журнале отражают также операции по учету расчетов с поставщиками по выполненным работам и оказанным услугам (ремонт основных средств, перевозки грузов, предоставление воды, тепла, электроэнергии). При записи в журнал данных счета-фактуры, предъявленного за работы или услуги, указывают, за что он предъявлен, а записи по дебету соответствующих счетов - потребителей работ и услуг производят на основании разметки корреспондирующих счетов (субсчетов, статей затрат), сделанной бухгалтерией на счетах-фактурах поставщиков.
На третьем этапе в журнале отражают оплату счетов-фактур. Отметки об оплате делают на основании выписок по расчетному и другим счетам в банке. При этом указывается дата оплаты счета и с какого счета произведена оплата (1050, 1040, 1010, 1070).[8]
В конце месяца в журнале подсчитывают итоги и выводят остатки по неоплаченным счетам. Заключение журнала производят по четырем строкам: итого за месяц, сторно материалов в пути на начало месяца, материалы в пути на конец месяца, всего по журналу.
Рассмотрим корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками:
— Акцептованы счета-фактуры поставщиков за полученные товарно-материальные ценности:
дебет счетов подразделов 1310 "Сырье и материалы", 3330 "Товары" (счета 1320-1350)-на договорную стоимость товарно-материальных запасов (без НДС);
дебет счета 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" - на сумму НДС, включенного в счет-фактуру;
кредит счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
— Зачтены суммы НДС по счетам-фактурам, ценности по которым получены и оприходованы на склад:
дебет счета 3130 "Налог на добавленную стоимость";
кредит счета 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению".
— Акцептованы счета-фактуры поставщиков за выполненные работы и оказанные услуги:
кредит счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; дебет счетов (сокращенная корреспонденция счетов - без операций по НДС): 2930 "Незавершенное строительство" - на стоимость работ и услуг, выполненных поставщиками и подрядчиками для своего капитального строительства, на стоимость молодняка и взрослых животных, приобретенных для формирования стада;
1284 "Прочие" - на суммы претензий, предъявленных поставщикам и подрядчикам;
7110 "Расходы по реализации товаров (работ, услуг)", 7210 "Общие и административные расходы", 8012 "Материалы", 8032 "Материалы", 8042 "Материалы", 8045 "Ремонт основных средств", 8047 "Коммунальные услуги", и др. - на суммы работ и услуг, принятых предприятием;
— Произведена оплата и зачет взаимных задолженностей счетов-фактур поставщиков и подрядчиков, акцептованных покупателем:
дебет счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
кредит счетов:
1210 "Счета к получению"- на суммы товаров, работ, услуг, поставленных покупателем транзитом с участием в расчетах; на суммы задолженностей, зачтенных в порядке бартерных операций;
1610 "Авансы, выданные под поставку товарно-материальных запасов", 1610 "Авансы, выданные под выполнение работ и оказанные услуг" - на сумму зачтенных ранее оплаченных авансов;
1070 "Денежные средства на специальных счетах", 1050 "Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге", 1010 "Денежные средства в кассе в тенге" - оплачены с соответствующих счетов счета поставщиков и подрядчиков.
В журнале по учету расчетов с поставщиками содержатся сводно-контрольные данные, которые расшифровывают остаток по счету 3310 на конец месяца. Построение аналитического учета должно обеспечить получение сведений об остатках по расчетам с поставщиками и подрядчиками в следующей группировке, необходимой для оперативного контроля расчетов: поставщики по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщики по неотфактурованным поставкам; поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам.
В аналитических данных показывают задолженность по векселям: срок оплаты которых не наступил; по просроченным оплатой векселям, материалы в пути (в том числе сверх нормативного срока грузооборота). [9]
В процессе осуществления своей деятельности торговые предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов. В условиях использования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы - контрольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. Кроме того, выдаются машинограммы аналитического учета по счетам денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Наиболее распространенными и популярными из всех программ бухгалтерского учета являются так называемые минибухгалтерии, предназначенные прежде всего для автоматизации работы главного бухгалтера.
Минибухгалтерии, как правило, позволяют автоматизировать построение отчетности для предоставления в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды, а также ведение главной книги, всевозможных журналов и ведомостей. Все отчетные формы, включая журналы-ордера, строятся на базе данных о финансово-хозяйственных операциях, вводимых в программу пользователем. Информацию можно вводить или непосредственно в виде проводок, или, во многих случаях, можно заполнять первичные документы традиционного вида (накладные, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости и пр.).
Достоинствами этой категории программ являются:
невысокая стоимость;
простота освоения и внедрения по сравнению с более сложными программными комплексами;
универсальность: эти программы можно с пользой применить на предприятии любой отрасли, любой формы собственности.
Если говорить о наиболее известных программах класса “Минибухгалтерия”, то в первую очередь следует упомянуть “1С:Бухгалтерию”, “Инфо-Бухгалтер” и “Турбо Бухгалтер”. Разумеется, этими продуктами выбор не ограничивается и существует еще целый ряд весьма достойных и популярных программ, но выбор именно этих программных продуктов для сравнения обусловлен наличием большего количества организаций, которые продают “1С:Бухгалтерию”, “Инфо-Бухгалтер” и “Турбо Бухгалтер”, а также оказывают услуги по их внедрению по всей стране. У каждой из этих программ имеется много версий и вариантов поставки, уточним, какие именно: “1С:Бухгалтерия 7.5”, “Инфо-Бухгалтер 7.5” и “Турбо Бухгалтер 6.0 Проф.”. Все они предназначены для работы в среде Windows 95. Сравнивая программу “1С:Бухгалтерия” с “Инфо-Бухгалтер” и “Турбо Бухгалтер”, осветим следующие вопросы:
Каковы особенности построения плана счетов в каждой из программ?
Каким образом осуществляется в них ввод информации о финансово-хозяйственных операциях, насколько это удобно и какие первичные документы при этом можно формировать?
Что входит в постоянный набор поставляемых отчетов?
Каким образом можно организовать аналитический учет? Возможно ли получение раздельной и консолидированной отчетности для нескольких предприятий?
Насколько полны и удобны руководства к каждой из программ? Каким образом для каждой из программ организованы обучение и консультации?
Какие возможности для доработок под специфику конкретного предприятия и расширения возможностей предоставляет каждый из продуктов? и др.[10]
В заключении подведем итоги проделанной работы.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 14200 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, выполненные работы и потребленные услуги, включая расходы по доставке или переработке Товарно-материальных запасов;
полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, работы и услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
излишки товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, выявленные при их приемке.
Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы или ведомости по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.
Корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется следующим образом:
— акцентируется счета-фактуры поставщиков за полученные то вар но-материальные ценности;
— зачитывается суммы НДС по счетам-фактурам, ценности по которым получены и оприходованы на склад;
— акцентируется счета-фактуры поставщиков за выполненные работы и оказанные услуги;
— производится оплата и зачет взаимных задолженностей счетов-фактур поставщиков и подрядчиков, акцептованных покупателем.
Товарищество с ограниченной «Казхимволокно» осуществляет свою деятельность на основании Устава Товарищества, Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной ответственностью» от 22.04.1998 г. и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Проанализировав данные финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать вывод, что предприятие за три года стало хуже использовать свое имущество. С каждой тенге средств, вложенных в его совокупные активы в 2006 г. получено дохода на 1,9294 тиын меньше чем в 2004 г.
Рентабельность инвестиций сократилась в 2006 г. по сравнению с 2004 г. на 2,2902%. На каждую тенге реализованной продукции предприятия в 2006 г. получило на 41,0157 тиын больше дохода чем в 2004 г.
1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О бухгалтерском учете" от 26 декабря 1995 г. № 2732.
2. Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3838 «О Государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998 - 2000 годы»
3. Алборов Р.А. ”Основы бухгалтерского учета” - М.: Издательство ”Дело и сервис”, 2002.
4. Бабаева Ю.А. «Теория бухгалтерского учета» М. Аудит ЮНИТИ 1999 г.
5. Бухгалтерский учет, Учебник./под ред. А.Д. Ларионова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
6. Бухгалтерский учет, Учебник./под ред. П.С. Безруких. -М.: Бухгалтерский учет 1996.
7. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю.А.Бабаева - М.: Юнити-Дана, 2002.
8. Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Задания по учету основных средств, нематериальных активов и долгосрочных инвестиций. 1996.
9. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ. Алматы, Каржы-Каражат, 2000.
10. Ержанов М.Ф., Ержанова С.М Учетная политика на казахстанском предприятии. Алматы. 1997.
11. Кирьянова В.“Теория бухгалтерского учета” – Учебник для студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 1996.
12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб, и доп. _ М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Краснова Л.П. , Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник.-М.Юрист,2002
14. Макаров В.Т. Теория бухучета. М., "Аудит", М.,1999.
15. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл ДЖ. Принципы бухгалтерского учета. 1996.
16. Отчет о доходах и расходах ТОО «Казхимволокно» 2003, 2004, 2005
17. Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета. Алматы: Центраудит -Казахстан, 2000.
18. Радостовец В.К., Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 1998.
19. Теория бухгалтерского учета: под ред . профессора Любушина Н.П.-М.:ЮНИТА-ДАНА, 2002.
20. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Музиковского. М. Юрист, 2001
21. Устав ТОО «Казхимволокно». Костанайская обл., г. Костанай
22. Учетная политика ТОО «Казхимволокно». 2003 г.
23. Хендриксен Е.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. 1996.
24. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. 1994.
Приложение 1
Схема организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Приложение 2
Схема организации учета задолженности работников и других лиц
[1] Бухгалтерский учет, Учебник./под ред. А.Д. Ларионова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
[2] Устав ТОО «Казхимволокно». Костанайская обл., г. Костанай
[3] Учетная политика ТОО «Казхимволокно». 2003 г.
[4] Отчет о доходах и расходах ТОО «Казхимволокно» 2003, 2004, 2005
[5] Радостовец В.К., Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 1998.
[6] Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета. Алматы: Центраудит -Казахстан, 2000.
[7] Радостовец В.К., Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 1998.
[8] Бабаева Ю.А. «Теория бухгалтерского учета» М. Аудит ЮНИТИ 1999 г.
[9] Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета. Алматы: Центраудит -Казахстан, 2000.
[10] Теория бухгалтерского учета: под ред . профессора Любушина Н.П.-М.:ЮНИТА-ДАНА, 2002.
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками