Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
Исследованы теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Проанализирована практика организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Альфа»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………......
Нормативно-законадательное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в РФ…………………………………………
Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………..
Учет расчетов с покупателями и заказчиками…………………………….
Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………
Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками…………...
Погашение дебиторской задолженности ………………………………….
Расчеты векселями…………………………………………………………...
Расчеты авансами…………………………………………………………….
Расчеты с использованием аккредитива……………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Расчетная часть…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Расчеты с поставщиками.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

     Для учета расчетов с покупателями используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет является активным и имеет сальдо по дебету. На нем учитывается задолженность покупателей в пользу организации. Операции по продажи продукции покупателям отражается на данном счете следующим образом. По дебету счета указывают начисление задолженности в пользу организации с покупателей за проданный товар, а по кредиту – погашение этой задолженности. К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета:

     62-1 «Расчеты по государственным  контрактам»

     62-2 «Расчеты в порядке инкассо»

     62-3 «Расчеты плановыми платежами»

     62-4 «Векселя полученные»

     62-5 «Расчеты с прочими покупателями  и заказчиками»

     На  субсчете 62-1 учитываются расчеты  с организациями за реализуемую продукцию в порядке выполнения государственных контрактов (договоров) на поставку продукции.

     На  субсчете 62-2 учитываются расчеты  с покупателями при акцептной  форме; на субсчете 62-3 – при расчетах в порядке плановых платежей.

     На  субсчете 62-4 отражаются векселя, полученные от покупателей вместо прямой оплаты за проданную продукцию.

     На  субсчете 62-5 учитывают расчеты с  разными организациями за проданную  продукцию, расчеты с населением, прочие расчеты с покупателями и  заказчиками за выполненные работы и услуги. 

     На  счете 62 должны отражаться следующие основные операции:

     при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

  1. дебет счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса", 52 "Валютный счет") кредит счета 62 - на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг;
  2. дебет счета 62 кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" - на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса;
  3. дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж", кредит счета 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
  4. дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;
  5. дебет счета 90, субсчет "НДС", кредит счета 68 - на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;
  6. дебет счета 62 кредит счета 68 (сторно) - на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса);
  7. дебет счета 62 кредит счета 62 - на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика;
  8. дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет.

      В том случае, когда организация  использует кассовый метод определения  выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части  неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца числится на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

      В случае когда используется последующая  оплата поставленной продукции, выполненных  работ или оказанных услуг, применяется следующая схема бухгалтерских проводок:

  1. дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
  2. дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;
  3. дебет счета 90, субсчет "НДС", кредит счета 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты) - на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;
  4. дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

      Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:

  1. дебет счета 62 кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;
  2. дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" кредит счета 62 - на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры);
  3. дебет счета 62 кредит счета 62 - на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне.

     Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование  субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

     В бухгалтерском учете эти суммы  отражаются проводкой: дебет счета 76 кредит счета 91.

     По  поступлении денежных средств в  погашение задолженности по финансовым санкциям оформляется проводка: дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 76.

     Таблица, счетов, корреспондрующих со счетом 62:

По  дебету По кредиту
30 Некапитальные  работы 

Выполненные этапы  по   незавершенным 

работам

41 Товары 

45 Товары отгруженные 

46 Реализация  продукции (работ, услуг) 

47 Реализация  и прочее выбытие   основных

средств

48 Реализация  прочих активов 

50 Касса 

51 Расчетный  счет 

52 Валютный счет 

55 Специальные  счета в банках 

60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками 

80 Прибыли и  убытки 

50 Касса 

51 Расчетный  счет 

52 Валютный  счет 

57 Переводы в пути

60 Расчеты  с поставщиками и 

подрядчиками 

64 Расчеты  по авансам полученным 

80 Прибыли  и убытки 

82 Оценочные  резервы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.    Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
 

     Аналитический учет более подробный, чем синтетический. Он может давать оценку не только в денежном, но и в трудовом и натуральном показателе с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подрядчиков: это дает полную информацию и является материалом для обобщения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм и материалов в процессе хозяйственной операции.

     Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому  предъявленному покупателям счету, а расчетов плановыми платежами  – по каждому покупателю и заказчику.

     При таком построении аналитического учета  должна обеспечиваться возможность  получения данных:

  • по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным;
  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • векселям, дисконтированным в банках;
  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Погашение дебиторской задолженности
 
    1. Расчеты векселями
 

     В настоящее время правила ведения  бухгалтерского учета операций с  векселями устанавливаются следующими нормативными документами:

     Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР № 56 от 01.11.91;

     Письмом Минфина России от 31.10.94 № 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги", с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина России от 16.07.96 № 62;

     Порядком  отражения в бухгалтерском учете  операций с ценными бумагами, утвержденным приказом Минфина России от 15.01.97 № 2.

     Вексель представляет собой письменное долговое обязательство, содержащее  определенный набор реквизитов, по которому владелец векселя (векселедержатель) имеет бесспорное право по истечении срока обязательства требовать с должника обозначенной в векселе денежной суммы. Векселя бывают простыми (соло-вексель) и переводными (тратта).

     В простом векселе указывают место  и дату его составления, сумму  долгового обязательства, сроки, место  платежа, наименование кредитора, которому должен быть произведен платеж, наименование и подпись заемщика-векселедателя.

     Переводной  вексель представляет собой письменное распоряжение векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате определенной суммы векселедержателю (ремитенту). Он предназначен для перевода ценностей  из распоряжения одного лица в распоряжение другого. Выдать (трассировать) переводной вексель на другое лицо можно лишь в случае, если векселедатель имеет у плательщика дебиторскую задолженность. В нем содержатся следующие реквизиты: слово «вексель», предложение: «уплатить определенную сумму», наименование трассата (плательщика), дата и место составления векселя, наименование и подпись трассанта (векселедателя).

     После выдачи вексель может оставаться у поставщика-векселедержателя до наступления  сроков платежа, быть передан посредством  передаточной надписи (индоссамента) другой организации в уплату за товар либо использован для получения кредита в банке.

     Векселедержатель (ремитент) переводного векселя должен своевременно предъявить плательщику (трассату) вексель к акцепту и  платежу. Акцепт означает согласие оплатить вексель. Акцептуя вексель, плательщик (трассат) делает надпись на лицевой стороне векселя «Акцептовал», «Обязуюсь уплатить», а также указывает дату акцепта, ставит подпись и печать. Акцепт не может быть ничем обусловлен, т.е. поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения получателей платежа какого-либо действия и т.д. Любое изменение, произведенное трассатом в содержании переводного векселя, равносильно отказу в акцепте.

     Если  плательщик не заплатил вексельную сумму, то ее обязан погасить векселедатель переводного векселя.

     Существенно ускоряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает банку вексель до наступления  срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

     Расчеты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между  покупателем и поставщиком сложились  устойчивые хозяйственные и расчетные  отношения, а поставки носят регулярный характер.

     Покупатель  оплачивает поступающую продукцию  равными суммами в сроки, которые  установлен договором между поставщиком  и покупателем, например, один раз  в 10 дней. Расчетные документы может  выписывать поставщик или покупатель. Контрагенты периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет (один раз в 5-10 или 15 дней). Эта форма расчетов позволяет значительно уменьшить объем учетной работы.

     При расчетах, основанных на зачете взаимных требований, взаимные обязательства должников и кредиторов друг другу погашаются в равновеликих суммах, а только на разницу производится платеж в установленном порядке. Взаимные зачеты могут быть разовыми и постоянными. Сроки и порядок расчетов устанавливаются договором между организациями по согласованию с банком. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками