Учет расходов и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является доказательство влияния текущих доходов и расходов на финансовое состояние хозяйствующих субъектов и правила соблюдения налогового законодательства.
Задачи исследования:
1. Изучение видов доходов: валового дохода, совокупного дохода, налогооблагаемого дохода и бухгалтерского дохода.
2. Рассмотрение способов списания расходов.
3. Изучение синтетического и аналитического учета доходов и расходов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)

Введение. 
 
Актуальностью темы курсовой работы «учет доходов и расходов», является роль учета доходов и расходов в формировании финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. 
В процессе своей деятельности предприятия несут расходы с целью получения доходов. 
Доходы, полученные от деятельности хозяйствующих субъектов, подлежат налогообложению. Неправильное отражение доходов и расходов от совершаемых хозяйственных операций приводит к нарушению налогового законодательства. В результате неправильных налоговых исчислений, хозяйствующие субъекты несут незапланированные потери в виде штрафов, пени налагаемых налоговыми органами. Поэтому бухгалтеру необходимо правильно отражать по методу начисления доходы и расходы, возникающие в результате финансово- хозяйственной деятельности субъекта. 
Тема курсовой работы является глубоким изучением, так как текущие доходы и расходы оказывают влияние на конечный финансовый результат деятельности субъекта. Поэтому необходимо знать правила учета доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством. 
Предметом нашего исследования является изучение понятий о доходах и расходах, их начислений с финансовой и налоговой точки зрения. 
Основные аспекты курсовой работы рассмотрены на основе налогового законодательства Республики Казахстан. 
Целью данного исследования является доказательство влияния текущих доходов и расходов на финансовое состояние хозяйствующих субъектов и правила соблюдения налогового законодательства. 
Задачи исследования: 
1. Изучение видов доходов: валового дохода, совокупного дохода, налогооблагаемого дохода и бухгалтерского дохода. 
2. Рассмотрение способов списания расходов. 
3. Изучение синтетического и аналитического учета доходов и расходов. 
Методологической основой исследования являются труды: Ж.С. Толпаков в его работе «Учет расходов в торговле», В.В. Радостовца в работе «Бухгалтерский учет на предприятии», Налоговый кодекс, журналы «Бюллетень бухгалтера». 
В первой главе описывается экономическая сущность, состав, классификация доходов и расходов. 
Во второй главе описывается ведение учета на предприятии 
В третьей главе описывается автоматизация учета, программное обеспечение. 
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Глава 1. «Роль бухгалтерского учета  о доходах и расходах хозяйствующего субъекта». 
1.1. «Экономическая сущность и классификация доходов» 
Основной целью любого хозяйствующего субъекта является извлечение из своей деятельности дохода (прибыли). 
Доход- деньги или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. 
Доходы- увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с вкладами собственников. 
Бухгалтерский учет отражает количественную и качественную характеристику деятельности субъекта. 
Для установления единых принципов, основных качественных характеристик, общих правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности был разработан и утвержден Указ Республики Казахстан имеющий силу закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»от 26 декабря 1995 года № 2732. А также были разработаны и утверждены Стандарты Бухгалтерского Учета (в дальнейшем СБУ) и методологические рекомендации к ним. 
Доход признается в соответствии с СБУ №5 «Доход». Целью данного стандарта является определение порядка учета доходов, получаемых в результате хозяйственной деятельности субъекта. 
Стандарт описывает условия признания дохода, позволяет оценить его величину, определяет основные моменты раскрытия важных аспектов признания дохода. 
На практике применяются следующие определения доходов: 
Доход от основной и неосновной деятельности. 
Доход от основной деятельности ведется на счете 70 подраздела Типового Плана Счетов (в дальнейшем ТПС). 
До недавнего времени этот подраздел содержал в себе много счетов: 
Счет 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)» 
Счет 702 «Доход от реализации приобретенных товаров» 
Счет 703 «Доход от реализации строительно- монтажных, проектно- изыскательных, геологоразведочных, научно- изыскательных и т.п. работ» 
Счет 704 «Доход от услуг по перевозке грузов и пассажиров» 
Счет 705 « Доход от аренды» 
Счет 706 «Доход от услуг организаций связи» 
Счет 707 «Доход от деятельности страховых компаний» 
Счет 708 «Доход от инвестиционной деятельности» 
Счет 709 «Прочие доходы от основной деятельности» 
В настоящее время для совершенствования учета и приближения его к международным стандартам, были внесены изменения постановлением Национальной комиссии РК от 21.10.03. в ТПС, все счета отражавшие «Доход от основной деятельности» сгруппированы на счете 701 «Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг)». Счет пассивный, дополнительный, синтетический, поступление доходов отражается по Кредиту счета, а их списание по Дебету счета. Аналитический учет ведется по каждой совершенной хозяйственной операции, в машинограмме или ведомости по видам полученных доходов за месяц и с начала года (нарастающим итогом).Кредитуем счет 701 и Дебетуем счета 301-303, 321-323, 334, 441, 451, 431,681, 661. 
 
 
В течение отчетного периода на кредите счета 701 накапливаются суммы доходов , но так как этот счет дополнительный, то в балансе он не отражается , а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход (убыток)». При этом Дебетуем счет 701 и Кредитуем счет 571. 
Для учета доходов от неосновной деятельности предназначен подраздел 72 «Доход от неосновной деятельности» ТПС, который включает следующие синтетические счета: 
Счет 721 «Доход от выбытия нематериальных активов» 
Счет 722 «Доход от выбытия основных средств» 
Счет 723 «Доход от выбытия инвестиций, финансовых инвестиций» 
Счет 724 «Дивиденды по акциям и доходы в виде вознаграждений» 
Счет 725 «Доход от курсовой разницы» 
Счет 726 «Субсидии исполнительных органов власти» 
Счет 727 « Прочие доходы и излишек от неосновной деятельности» 
На счетах данного подраздела обобщается информация о суммах доходов, полученных от неосновной деятельности. Счета данного подраздела являются пассивными, дополнительными, поступление доходов по Кредиту, а списание по Дебету. 
Счет 721 «Доход от выбытия нематериальных активов» предназначен для обобщения доходов, полученных от реализации нематериальных активов, Кредитуем счет 721 и Дебетуем счета 301- 303, 321-323, 441, 451. 
Счет 722 «Доход от выбытия основных средств» предназначен для обобщения доходов, полученных от реализации основных средств, Кредитуем счет 722 и Дебетуем счета 301-303, 321- 323, 441, 451. 
Счет 723 2Доход от выбытия инвестиций, финансовых инвестиций» предназначен для обобщения информации о доходах, полученных от реализации ценных бумаг, Кредитуем счет 723 и Дебетуем счета 301-303, 321- 323, 333 441, 451, 542. 
Счет 724 «Дивиденды по акциям и доходы в виде вознаграждения» предназначен для учета дивидендов по акциям и доходов в виде процентов, полученных от приобретенных ценных бумаг, по предоставленным займам, договорам долгосрочной аренды и другое. 
Доход в виде процентов согласно СБУ № 5 «Доходы» признается на основе временного соотношения, которое учитывает реальный доход от актива. Доход от дивидендов должен признаваться тогда, когда установлено право акционера на их получение. Кредитуем счет 724 и Дебетуем счета 332, 402, 441, 451, 611. 
Счет 725 «Доход от курсовой разницы» предназначен для учета курсовой разницы, которая возникает при изменение курса тенге по отношению к конвертируемым иностранным валютам. Кредитуем счет 725 и Дебетуем счета 301-303, 321- 323, 351, 352, 431, 432, 452, 511, 601-603,641- 643, 661, 662, 671. 
Счет 726 « Субсидии исполнительных органов власти» для ведения учета информации о суммах субсидий, полученных от органов власти. Под субсидиями понимается вид пособия, обычно выраженного в денежного эквиваленте, предоставляемого органами власти юридическим лицам. 
Остатка на конец года по счету 726 быть не должно(как правило), но если предприятие получило субсидии на осуществление каких-то целевых мероприятий, то по условиям предоставления субсидий, полученные средства переходят на следующий год и счет 726 может иметь кредитовый остаток, относящийся к неизрасходованным в отчетом году средствам. Кредитуем счет 726 и Дебетуем счета 423, 431, 441, 451. 
Счет 727 «Прочие доходы и излишек от неосновной деятельности» предназначен для учета прочих доход, которые могут быть получены от неосновной деятельности предприятия. В частности, на данном счете отражаются следующие виды доходов: 
- излишки основных средств, выявленные при инвентаризации основных средств и незавершенного строительного производства; 
- излишки материалов, готовой продукции и товаров приобретенных, выявленные при инвентаризации; 
- излишки денежных средств выявленные при инветаризации; 
- положительная суммовая разница, возникающая у субъекта в результате отклонения между курсом Национального банка и курсом реальной сделки (курсом, по которому фактически продается или покупается валюта); 
- доход от передачи внеоборотных активов в текущую аренду; 
- доход, полученный в результате изменения текущей стоимости и краткосрочных финансовых инвестиций; 
- безвозмездное поступление активов от юридических и физических лиц; 
- суммы, поступившие от работников в счет возмещения причиненного им ущерба; 
- суммы штрафов, пени, неустоек, а также других возмещений, полученных от различных юридических и физических лиц. 
Кредитуем счет 727 и Дебетуем счета 101- 103, 106, 121-126, 201-206, 208, 221-223, 333, 334, 401- 403, 431, 441, 451, 452, 681. 
Аналитический учет по счетам 721-727 ведется в ведомости по номенклатуре статей, разрабатываемой самим предприятием и отраженной в учетной политике предприятия. 
В течение отчетного периода по кредиту счетов 721-727 накапливаются суммы доходов, но так как эти счета дополнительные, то в балансе они не отражаются, а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход (убыток)». При этом Дебетуем счета 721-727 и Кредитуем счет 571. В конце года сальдо счета 571 переносят на счет 561 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года». 
Доходы, полученные в Республики Казахстан и за ее пределами от основной деятельности субъекта, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с СБУ №5. 
Доход от реализации готовой продукции, товаров приобретенных и от оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре между сторонами. Сумма дохода, вытекающая из сделок, измеряется стоимостью, полученной или подлежащей получению с учетом сумм скидок с цены или продаж, а также уценок (дооценок), согласованных в договоре. 
Если поступление денежных средств будет отсрочено или оплата произойдет раньше установленного срока, стоимость компенсации может быть меньше или больше, чем номинальная сумма денежных средств, полученных или подлежащих получению. Разница между стоимостью реализации и номинальной суммой оплаты признается как доход в виде процентов. 
Поскольку продавец товара не уверен, воспользуется ли покупатель скидкой, предоставленной ему за досрочную оплату счета, то сумма скидки отражается на счете 712 «Скидки с продаж» только после оплаты счета покупателем. 
Под стоимостью реализации понимается сумма, которую покупатель оплачивает за актив или стоимость его обмена между готовыми к сделке независимыми сторонами. 
Доход от реализации товаров признается при соблюдении следующих условий: сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности, то есть обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель; существует вероятность того, что экономическая выгода, связанная со сделкой, будет получена субъектом. То есть продавец уверен в том, что покупатель выплатит оговоренную в договоре сумму за реализованные товары. Доход признается только тогда, когда право собственности переходит от продавца к покупателю, то есть если продавец сохраняет права и обязанности собственника, то сделка не является реализацией и доход не признается. 
Доход от выполнения работ и оказания услуг признается в случае соблюдения требований к определению дохода от реализации товаров за исключением следующих условий: 
- стадия совершения сделки к отчетной дате определяется с большей степенью достоверности; 
- расходы, понесенные при проведении сделки, ирасходы, необходимые для завершения сделки, оцениваются с большей степенью достоверности. 
Субъект производит оценку дохода с большей степенью достоверности после того, как достигнуто соглашение с другими лицами, участвующими в сделке, в отношении: прав каждой стороны, имеющих исковую силу и касающихся оказания и принятия сторонами услуг; предполагаемой компенсации; способов и условий оплаты. 
При определении стадии завершения сделки (в зависимости от ее характера) используется один из следующих способов: 
- процентное соотношение расходов, произведенных на определенную дату, к общим по сделке; 
- процентное соотношение выполненных к определенной дате услуг к полному их объему по сделке; 
- анализ выполняемых работ. 
Доходы не признаются на основе промежуточных выплат, полученных от покупателя авансов. 
Если результат сделки по оказанию услуг невозможно оценить с большей степенью достоверности, то доход признается только в размере произведенных расходов, которые будут возмещены. 
Если результат сделки невозможно оценить с большей степенью достоверности и существует вероятность того, что затраты не будут возмещены, доход не признается. 
При представлении финансовой отчетности субъект в пояснительной записке должен раскрывать: 
- учетную политику, принятую для признания дохода, включая способы определения стадии завершения сделки по оказанию услуг; 
- сумму каждого значимого вида доходов, призванных за отчетный период, включая доходы, возникающие в результате реализации товаров, оказания услуг, процентов, роялти, дивидендов, из них; 
- сумму дохода, возникающего в результате обмена товарами или услугами, включенную в каждый значимый вид доход. 
 
1.2. «Состав и классификация расходов»  
Расходы- расходы, возникающие в процессе основной деятельности организации и прочие расходы. Расходы по основной деятельности включают в себя такие расходы как себестоимость реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), состоящая из заработной платы, материалов, амортизации и другое. Они обычно принимают форму оттока или истощения активов, в том числе денег или их эквивалентов, товарно- материальных запасов, основных средств. 
Прочими расходами являются другие статьи, которые подходят под определение расходов и могут возникать или не возникать в процессе обычной деятельности организации. Прочие расходы представляют собой уменьшение экономических выгод, и поэтому по своей природе не отличаются от других расходов. 
Учет себестоимости реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) ведется на счете 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг)», счет активный, списание происходит по Кредиту счета, а поступление по Дебету. 
Фактическая себестоимость, выполненных работ и оказанных услуг, учтенная на счетах 900 «Основное производство», 920 «Вспомогательные производства» по мере реализации (приемки заказчиками) списывается в дебет счета 801. В конце отчетного периода суммы фактических затрат по реализации выполненных работ и услуг списывают с кредита счета 801 в дебет счета 571 «Итоговый доход (убыток)», счет закрывается. 
Аналитический учет организуется по субсчетам, наименованиям или видам (группам) реализуемых изделий (товаров), работ и услуг, что необходимо для анализа результатов реализации. Для аналитического учета используются машинограммы или ведомости, в которых должно быть указанно количество и себестоимость продукции, работ и услуг, реализованных (отгруженных, отпущенных) за месяц и с начала года. 
Расходы периода, в отличие от затрат на производство продукции, не зависят от объемов производства и являются постоянными расходами не связанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Хозяйствующие субъекты несут расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода они ничего не производят. 
К расходам периода относят: 
- общие и административные расходы; 
- расходы по процентам; 
- расходы по реализации товарно- материальных запасов. 
Эти расходы не относят на остатки товарно-материальных запасов; списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены, и не переносятся на последующие периоды в остатке нереализованной продукции и незавершенного производства. 
Общие и административные расходы связанны с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно- хозяйственной деятельностью. Учет этих расходов ведется на счете 821 «Общие и административные расходы», счет активный в балансе не отражается. Аналитический учет ведется по типовой номенклатуре статей расходов предложенной Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК: 
Оплату труда работников, относящихся к административному персоналу; 
Оплату труда персонала, занятого в обслуживающих производствах и хозяйствах; 
Отчисления от оплаты административного персонала и персонала, занятого в обслуживающих хозяйствах, по установленным законодательством нормам- органам социального и медицинского страхования, в Пенсионный фонд, Государственный фонд содействия занятости; 
Содержание административного аппарата управления. Работников, обслуживающих структурные подразделения субъекта, материально- техническое и транспортное обслуживание. В том числе расходы на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; 
Расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству ( износ основных средств общехозяйственного назначения, расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения); 
Затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях, если не относятся к капитальным затратам (то есть не капитализируются в качестве основных фондов); 
Содержание дирекции строящегося субъекта, а при отсутствии дирекции- группы технического надзора, а также затраты, связанные с приемкой новых организаций и объектов в эксплуатацию. 
Расходы по установлению недоделок в проектах и строительно- монтажных работах, повреждений и деформаций, полученных при транспортировке запасов до приобъектного склада, затраты по ревизии (разборке оборудования), вызванные дефектами, и другие аналогичные затраты, производимые за счет субъекта, нарушившего условия поставок и выполнения работ; 
Расходы по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления; 
Оплата услуг банка; 
Оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по общехозяйственному управлению, в тех случаях, когда штатным расписанием субъекта не предусмотрены те или иные функциональные службы; 
Расходы на командировки административного персонала управления; 
Подъемные при перемещении сотрудников аппарата административного управления; 
Конторские, типографские, почтово- телеграфные и телефонные расходы; 
Представительские расходы; 
Расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг организациям общественного питания и так далее); 
Расходы на организованный набор рабочей силы, на обучение кадров, компенсации при увольнении работников, комиссионные расходы; 
Расходы по аренде основных средств общехозяйственного назначения; 
Налоги, сборы и отчисления с имущества, недвижимости; 
Расходы на коммунальные услуги, охрану труда работников, расходы на охрану субъекта, противопожарную охрану, расходы по проведению оздоровительных мероприятий, на содержание совета директоров и другие расходы общехозяйственного характера; 
Сверхнормативные потери, порча и недостачи товарно- материальных запасов на складах и другие непроизводительные расходы и потери; 
Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка; 
Единовременное вознаграждения за выслугу лет непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством; 
Оплата консультационных (аудиторских) информационных услуг; 
Расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, объектов жилищного фонда; 
Расходы на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие подобного рода работы; 
Оплата дополнительно предоставленных ( сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно; 
Оплата проезда работников к мету работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом; 
Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов; 
Судебные издержки; 
Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; 
Штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода; 
Убытки от хищений, виновники которых не установлены или в случае если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны, и другие. 
При необходимости, предприятия могут вводить в типовую номенклатуру дополнительные статьи и субстатьи, сокращать и объединять их с учетом специфики отрасли экономики и субъекта. 
 
1.3.Роль бухгалтерского учета в повышении доходов и эффективности расходов. 
 
Доходы, полученные от основной и не основной деятельности субъекта, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с СБУ5, так же контролируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001года.№ 209-11. Отсюда следует, что роль бухгалтерского учета в повышении доходов и эффективности расходов, является правильное соблюдение и отражение доходов и расходов от совершаемых операций в соответствии с налоговым законодательством. Неправильное налоговое исчисление, приведут к незапланированным потерям в виде штрафов, пени. 
Согласно Налоговому Кодексу РК: Совокупный годовой доход юридического лица- резидента состоит из доходов, подлежащих получению ( полученных) им в Республики Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. 
Совокупный годовой доход юридического лица- неризидента, осуществляющего деятельность в Республики Казахстан через постоянное учреждение, определяется в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса. 
В совокупный годовой доход включается все виды доходов налогоплательщика, включая: 
1)доход от реализации товаров (работ, услуг); 
2)доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации; 
3)доходы от списания обязательств; 
4)доходы по сомнительным обязательствам; 
5)доходы от сдачи в аренду имущества; 
6)доходы от снижения размеров созданных провизий банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, которым законодательство Республики Казахстан разрешено создание провизий; 
7)доходы от уступки требования долга; 
8)доходы, полученные за согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность; 
9)доходы от превышения стоимости выбывших фиксированных активов над стоимостным балансом подгруппы; 
10)доходы от превышения суммы отчислений в фонд ликвидации последствий разработки месторождений над суммой фактических расходов по ликвидации последствий разработки месторождений; 
11)доходы, получаемые при распределении дохода от общей долевой собственности; 
12)присужденные или призванные должником штрафы, пени и другие виды санкций, кроме возвращенных из бюджета необоснованно удержанных ранее штрафов, если эти суммы ранее не были отнесены на вычеты; 
13)полученные компенсации по ранее произведенным вычетам; 
14)безвозмездно полученное имущество, выполненные работы, предоставленные услуги; 
15)дивиденды; 
16)вознаграждения; 
17)положительная курсовая разница; 
18)выигрыши; 
19)роялти; 
20)превышение доходов над расходами, полученными при эксплуатации объектов социальной сферы. 
Вычеты. 
Статья 92. 
1.Расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. 
2.Настоящим Кодексом определены случаи отнесения на вычеты расходов в пределах норм. 
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся. 
3.Потери, понесенные естественными монополистами, подлежат вычету в пределах норм, установленных законодательством РК. 
4.В случае, если одни и те же затраты предусмотрены в нескольких статьях расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные затраты вычитаются только один раз. 
5.Вычету подлежат присужденные или призванные штрафы, пени, неустойки, связанные с получением совокупного годового дохода, за исключением подлежащих внесению в государственный бюджет. 
Статья 93. 
Вычеты сумм компенсаций при служебных командировках и по представительским расходам. 
Статья 94. 
Вычеты по вознаграждению. 
Статья 95. 
Вычеты по выплаченным сомнительным обязательствам. 
Статья 96. 
Вычеты по сомнительным требованиям. 
Статья 97. 
Вычеты по отчислениям в резервные фонды. 
Статья 98. 
Вычеты по расходам на научно- исследовательские, проектные, изыскательские и опытно- конструкторские работы. 
Статья 99. 
Вычет расходов по страховым премиям. 
Статья 100. 
Вычеты расходов на социальные выплаты. 
Статья 101. 
Вычеты по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и другие вычеты недропользователей. 
Статья 102. 
Вычеты по отрицательной курсовой разнице. 
Статья 103. 
Вычет налогов. 
Статья 104. 
Расходы, не подлежащие вычету. 
 
 
 
 

 

 

 
 
2. Действующий порядок учета на  предприятии ТОО «Жалыкпас». 
2.1. Документальное оформление доходов и расходов. 
 
Особенности бухгалтерского учета рассмотрим на примере организации ТОО «Жалыкпас». Это частное предприятие. 
ТОО "Жалыкпас" зарегистрировано в 1993г., является малым предприятием (данный статус получен по количеству сотрудников), находится на самостоятельном балансе и имеет расчетный счет. Предприятие в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и учредительными документами. Оно самостоятельно планирует свою деятельность и является прибыльным предприятием. 
Бухгалтерский учет на предприятии ведется по установленным законодательством правилам, в его основе лежит применение журнально-ордерной формы учета. Бухгалтерский учет ведется на персональном компьютере, с использованием программы 1С бухгалтерия. 
 
2.2. Синтетический и аналитический учет доходов. 
Доходы, полученные от основной и неосновной деятельности, признаются в соответствии со стандартом бухучета 5 «Доходы» и составляют его совокупный доход. Организация получает основную часть прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Кроме товаров организации могут реализовывать основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, ценные бумаги и другие активы. 
 
 
 
2.3.Синтетический и аналитический учет расходов. 
 
Для учета себестоимости реализованных товаров, работ и услуг предприятие пользуется счетом 801 «Себестоимость реализованных товаров (работ и услуг)». Для учета расходов по неосновной деятельности счетом подраздела 84 «Расходы по неосновной деятельности»(841-845). Для учета расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, счетом 811 «Расходы по реализации товаров ( работ, услуг)». Для учета общих для предприятия расходов и расходов административного характера предназначен активный счет 821 «Общие и административные расходы». Для учета расходов предприятия по процентам предназначен активный счет 831 «Расходы в виде вознаграждения». 
№ Содержание операций Д-т К-т 
1 Списана себестоимость реализованных товаров, работ и услуг. 801 221,222,223,900 
2 Определены расходы по реализации продукции, товаров, работ и услуг: 
- заработная плата работников сбыта 
- начислен социальный налог 
- расходы на транспортировку груза и погрузо- разгрузочные работы, расходы по изучению рынков сбыта и маркетинг, издание рекламных изделий, расходы на участие в выставках и ярмарках- данные услуги оказаны сторонними компаниями  
 
3 Определены общие и административные расходы: 
- заработная плата работников, относящихся административно- управленческому персоналу (АУП), оплата труда персонала, занятого в обслуживающих производствах и хозяйствах 
- начислен социальный налог 
- расходы на содержание служебного легкового автомобиля: 
списание потраченного на а/м бензина 
начислена амортизация на служебный а/м 
- амортизация зданий, сооружений,  
оборудования и хозинвентаря  
общехозяйственного назначения 
- текущие расходы на ремонт зданий,  
сооружений и инвентаря общехозяственного  
назначения, произведенный сторонней  
компанией 
- оплата услуг банка 
- расходы на командировки АУП 
- конторские, типографические, коммунальные расходы, расходы по аренде основных средств общехозяйственного назначения,расходы на охрану и противопожарную безопасность 
- отчисления с имущества 
- начислен налог на землю 
- начислен налог на транспорт 
- прочие налоги и сборы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
3. Совершенствование учета доходов  и расходов. 
Для успешного ведения бухгалтерского учета, проведения исследований по планированию и прогнозированию финансового результата, учета доходов и расходов все больше становится необходимым применение персональных компьютеров, с использованием новейших бухгалтерских программ и информационных технологий. 
Программы для бухгалтерского учета на компьютер подразделяются на 3 класса: 
• прикладные; 
• инструментальные; 
• комбинированные. 
Прикладные программы собственно и обеспечивают проведение бухгалтерского учета на конкретных предприятиях. В настоящее время по опросам специалистов выявлена следующая приблизительная картина использования отечественных программ бухгалтерского учета приведенная в табл 
Практическое использование программ бухгалтерского учета 
Название (фирма) Доля рынка, % 
1С: 32 
Инфо Бухгалтер 12 
Собственная разработка 12 
БЭСТ 9,3 
Парус 8 
Турбо Бухгалтер 8 
Инфософт 2,7 
Прочие 14,7  
Как видно из таблицы рынок бухгалтерских программ довольно разнообразен. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы — журнал хозяйственных операций — промежуточные документы — баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы вариант и самый сложный для бухгалтера — когда составление журнала бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала хозяйственных операций предполагают использование вспомогательных и справочных данных, вплоть до автоматического написания отдельных блоков. Таким образом, реализуется способности пользователей разной квалификации и опыта. 
Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется как: 
• универсальная программа с механизмом настройки на конкретные особенности предприятия (1С:, Инфо Бухгалтер, Турбо Бухгалтер); 
• программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт, Парус). 
Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, но требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при настройке на конкретном предприятии. По оценкам специалистов, стоимость настройки соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%. 
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости. 
Современное программное обеспечение в области бухгалтерского учета, с точки зрения практического бухгалтера, имеет следующие недостатки: 
• сложность изложения инструкций для пользователей; 
• ограниченный выбор программ бухгалтерского учета для самых простых пользователей, в том числе, для предпринимателей, ведущих учет самостоятельно; 
• отсутствие программы бухгалтерского учета для наиболее подготовленных профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей; 
• недостаточность охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей хозяйствования; 
• малая совместимость программ с международными стандартами бухгалтерского учета. 
Сложность в написании программных инструкций постепенно преодолевается, но многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям. 
Практическая работа бухгалтера обычно включает большое количество мелких рутинных операций и действий, которые следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае у бухгалтера появится время для крупных исследований и анализа. Регулярные переделки уже сделанного и/или накапливание простых нерешенных вопросов создают проблемы даже для опытных специалистов. Поэтому практические советы и опыт профессионалов для бухгалтера имеют большое значение. Простые и понятные инструкции стали бы огромным подспорьем. Сложные и подчас заумные определения, специфические термины способны оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Один из таких простых вопросов, который часто не может понять и решить начинающий пользователь, — это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы описываются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос постоянно поднимается. 
Второй недостаток - малый выбор программ для неподготовленных пользователей. Он обусловлен сложностью разработки алгоритма. 
Третий недостаток - отсутствие программ для профессионалов исследователей и аналитиков. Он связан со сложностью разработки алгоритма, который должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый результат - налоговое поле предприятия - договорные отношения - первичные документы, не является однозначной и потому потребует выбора из определенного числа вариантов. 
Четвертый недостаток – малый программный охват специализированных предприятий. Этот недостаток постепенно преодолевается. Усилия разработчиков направлены, чаще всего, на торговые и строительные организации, в то время как существуют другие отрасли (промышленность, наука и технологии, сельское хозяйство и др.). 
Пятый недостаток — малая совместимость бухгалтерских программ с международными стандартами. Для его устранения необходимо реформирование бухгалтерского учета с учетом достижений российского учета и специфики экономических условий, традиций, опыта хозяйствования. 
Среди прикладных программных продуктов в настоящее время большое место занимают специализированные программы для решения частных задач бухгалтерского учета. Это программы: расчетов заработной платы, учета материальных ценностей, ведения книг продаж и покупок, учета НДС, составления первичных бухгалтерских документов, оформления отчетности, анализа правильности ее составления, защиты отчетности в Госналогинспекции и др. Прикладные программы строятся в основном по блочному принципу и охватывают самые разнообразные участки работы бухгалтерии. 
Инструментальные программы, предназначенные для бухгалтеров высокой квалификации, владеющих техникой программирования, позволяют создать собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии. 
Комбинированные программы, включают в себя признаки всех трех рассмотренных типов бухгалтерских программ. Большинство имеющихся прикладных программ в той или иной степени являются комбинированными. Поэтому представленное их деление достаточно условно. 
Настоятельную потребность сегодня испытывают бухгалтеры в комбинированной программе, сочетающей бухгалтерский учет с анализом результатов хозяйственной деятельности. В силу сложившихся традиций такая задача ранее не ставилась перед бухгалтерской службой предприятия. Бухгалтерский учет был прерогативой бухгалтерии, а финансово-экономический анализ возлагался на отдел экономики. На крупных государственных предприятиях такой подход был естественным и оправданным. На малых и средних коммерческих предприятиях совокупность указанных проблем в рыночных отношениях приходится решать бухгалтерии. Чаще всего это осуществляется использованием двух различных по стилю, принципам и подходам компьютерных программ. Это обстоятельство усложняет процесс планирования прогнозирования финансового результата и налоговых платежей. 
Гораздо удобнее решать проблему анализа результатов хозяйственной деятельности сопоставлением денежных потоков предприятия по отдельным периодам. В работе предприятия можно выделить замкнутые экономические блоки, имеющие входом выручку и другие поступления, а выходом— чистую прибыль. Между входом и выходом располагает спектр хозяйственных операций, отражающий его расходную деятельность. Все расходы условно можно отнести к одной из двух групп: 
• суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги); 
• операционные расходы (или просто расходы). 
По экономическому смыслу первая группа расходов не связана с производственным процессом, а вторая определяется именно хозяйственной деятельностью. 
Поступающая на предприятие выручка подразделяется на три денежных потока: 
• суммарные налоговые платежи; 
• операционные расходы; 
• чистая прибыль. 
Эти денежные потоки удобно рассматривать в относительном виде, а именно, в процентах к выручке. По относительным денежным потокам можно сопоставлять финансовые результаты деятельности предприятия за разные периоды. Используя комбинированные программы можно проследить динамику показателей работы предприятия, провести анализ финансовой деятельности и осуществить налоговое планирование. 
Аналогичная потребность появилась при стыковке материалов бухгалтерского и управленческого учетов, и разработке специализированных бухгалтерских программ для решения проблем внутреннего аудита предприятий.  
Особое место в проблеме программного обеспечения бухгалтерского учета предприятия в настоящее время занимает необходимость тщательного анализа хозяйственных ситуаций с правовой точки зрения. Принятие финансово-экономических решений руководством предприятия и его учредителями сегодня невозможно без доскональной проработки возможных правовых последствий. Поэтому бухгалтер обязан хорошо знать законодательство в различных сферах производственно - коммерческой деятельности и постоянно отслеживать происходящие изменения. В этом ему помогут имеющиеся правовые информационные базы данных. По статистическим данным, 40% бухгалтеров в той или иной мере используют такие базы данных. 
В настоящее время разработана специализированная правовая информационная база данных, включающая в себя законодательные акты, различные разъяснительные и консультационные материалы чисто бухгалтерского характера, например, документы Минфина РК, Госналогслужбы, НацБанка. Для удобства проведения анализа и принятия решений в бухгалтерском программном обеспечении осуществляется стыковка бухгалтерских программ с информационной базой. Бухгалтер, не выходя из бухгалтерской программы, может войти в правовую базу, получить консультацию и продолжить работу. 
Важное место в программном обеспечении занимают антивирусные программы. 
Компьютерный вирус - это рукотворная законспирированная миниатюрная программа, которая самостоятельно внедряется в другие программы и выполняет вредные незапланированные пользователем действия на компьютере, которые могут исказить и полностью разрушить хранимую бухгалтерскую информацию и программное обеспечение. 
Бухгалтеру необходимо при работе соблюдать следующие меры предосторожности: 
• стараться работать только с лицензионным программным обеспечением; 
• составлять и сохранять резервные копии документов и программ; 
• проверять чужие дискеты и диски в момент их введения в свой компьютер; 
• начинать и заканчивать работу компьютера процедурой антивирусного тестирования. Антивирусные программы в настоящее время имеют достаточно большую номенклатуру и постоянно совершенствуются. Но одновременно постоянно увеличивается количество вирусов. Бухгалтер должен постоянно и оперативно обновлять имеющиеся у него антивирусные программы. Наиболее предпочтительной антивирусной программой на сегодняшний день считается Norton AmiVirus. 
На исследуемом предприятии ТОО «Жалыкпас» бухгалтерский учет осуществляется посредством программы 1С Проф. Версия 7.7. Данная программа обеспечивает выполнение полного объема бухгалтерского учета и отчетности. Производится формирование финансовых результатов предприятия, анализ счетов и составление отчетности. Также на предприятии используется правовая база. Она содержит полный спектр законодательных актов РК. В ней удобно выполнена поддержки документов, система гиперссылок. 
Основным недостатком данной системы является отсутствие связи с бухгалтерскими программами. Вследствие этого возникает необходимость увязывания законодательных актов и бухгалтерского учета непосредственно главному бухгалтеру, что порой вызывает затруднения.  
 
 

 

 

 

 
 
Заключение. 
 
Проведенное исследование убедило нас в многоаспектности данного исследования. 
Бухгалтерский учет дает, формирует информацию о финансовой деятельности субъекта необходимую для управления предприятием на основе учетной информации о доходах и расходов, вырабатывается мероприятие по предупреждению негативных явлений, по повышению рентабельности предприятия, усиление контроля за состоянием актива, капитала и обязательств. 
В условиях рыночной экономики важное значение приобретает своевременный и правильный учет доходов и расходов. 
В процессе исследования пришли к следующим выводам, что доходы группируются на доходы от основной и неосновной деятельности, а расходы группируются по видам деятельности предприятия: 
1. расходы от реализации 
2. общие и административные расходы 
3. затраты по реализации 
учет расходов и затрат ведется по статьям затрат согласно налогового законодательства. Большое значение приобретает правильный расчет налогооблагаемого дохода и учет расходов относящихся к вычетам. 
Основными принципами учета является: 
1. метод начисления 
2. достоверность 
3. непрерывность 
4. понятность 
5. значимость 
6. существенность 
7. правдивость 
8. беспристрастность 
9. нейтральность 
10. осмотрительность 
11. завершенность 
12. сопоставимость 
13. последовательность. 
Основная задача снижение непроизводственных затрат, расходов, выявление ресурсов, резервов по повышению доходов предприятия. 
 
Список использованной литературы. 
 
1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1января 2003г.Бюллетень бухгалтера. 2003г. 
2. О бухгалтерском учете. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995г.№2732. 
3. Стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан. Постановление Национальной Комиссии РК по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996г.№3. 
4. Методические указания к стандартам бухгалтерского учета. Приказ Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК от 21мая 1997г.№7 
5. Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Постановление Национальной Комиссии РК по бухгалтерскому учету от 18 ноября 1996г.№6 
6. Инструкция по применению Генерального плана счетов бухучета финансово- хозяйственной деятельности субъектов. 
7. Бикенов Ж.Б., Толпаков Ж.С. Об учете расходов по реализации товаров (работ, услуг) Ж. «Бюллетень бухгалтера»№45(187) 1997г.,с.10 
8. Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет расходов периода предприятий торговли. Алматы, «Экономика» 1998г. 
9. Безруких П. С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 1994 
10. Белобжецкий И. А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Бух. учет, 1994 
11. Евстигеев Е.Н., Ковалев В.В. Автоматизированная система обработки экономической информации в торговле. - М.: Экономика, 1991 
12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 1997  
13. Ларионова Е. А. Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: Проспект, 1998 
14. Новодворский В.Д., Хорин А.Н. Доход как учетная категория// Бухгалтерский учет. - 1998. - № 6. - с. 99 - 103

 

ПЛАН. 
 
 
 
Введение 
 
Глава 1. Роль бухгалтерского учета о доходах и расходах 
хозяйствующего субъекта 
1.1. Экономическая сущность и классификация доходов 
1.2. Состав и классификация расходов 
1.3. Роль бухгалтерского учета в повышении доходов и эффективности расходов 
 
Глава 2. Действующий порядок учета на предприятии ТОО «Аэлита» 
 
2.1. Документальное оформление доходов и расходов 
2.2. Синтетический и аналитический учет доходов 
2.3. Синтетический и аналитический учет расходов 
 
Глава 3. Совершенствование учета доходов и расходов 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы


Информация о работе Учет расходов и доходов