Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Введение
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политике относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных её элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
После того как в силу вступила вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, появилось новое понятие – учетная политика в целях налогообложения. Впервые требование о том, что предприятие должно утверждать учетную политику в целях налогообложения, появилась в главе 21 НК РФ « Налог на добавленную стоимость». В этой главе говорится также ещё и о том, что предприятие должно определить в своей учетной политике, как оно будет определять выручку для целей начисления НДС – «по отгрузке» или «по оплате». С 1 января 2002г. Значение учетной политики в целях налогообложения значительно возрастает. Ведь с этого года в силу вступает ещё одна глава Налогового кодекса – 25-я « Налог на прибыль организаций». В ней впервые в практике российского законодательства вводится такое понятие, как налоговый учет. Причем порядок признания доходов и расходов, а также учёта отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения значительно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учета. Поэтому теперь при разработке учетной политике бухгалтеру придется устанавливать методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
Разработка учетной политики - как для целей налогообложения, так и для бухгалтерского учета - одна из самых важных задач, которые должен решить главный бухгалтер. От того, насколько правильно он составит учетную политику, во многом будет зависеть эффективность учетной работы организации.
Раздел 1 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Глава 1 Цели, задачи, формирование и порядок выполнения учетной политики.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. А к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Эти определения даны в ПБУ 1/98. В нем также закреплено требование о том, что учетная политика должна формироваться ежегодно.
Особое внимание необходимо обратить на то, что обособленные подразделения организации не могут разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головного предприятия. Учетная политика принимается по организации в целом, а не по каждому из обособленных подразделений в отдельности.
При этом необходимо отметить, что учреждения, финансируемые собственником, являются самостоятельными юридическими лицами исходя из положений ст. 120 ГК РФ, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником.
Задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету п. 7 ПБУ 1/98:
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Данное Положение
Требования данного Положения являются обязательными для исполнения:
Учетная политика для целей бухгалтерского
учета организации формируется
главным бухгалтером
При этом утверждаются:
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.)организации.
Филиалы и представительства
1.4 Разработка учетной политики для целей бухгалтерского учета
Разработка учетной политики на предстоящий финансовый год - сложный многоступенчатый процесс и относиться к нему "спустя рукава" очень опасно. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому может привести к печальным последствиям, так как изменившаяся с прошлого года хозяйственная ситуация, перемены во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения ее финансового состояния в том случае, если учетная политика не корректируется.
Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере.
Последний разрабатывает учетную политику и все приложения к ней, а руководитель своим приказом утверждает разработанные документы.
Необходимо обратить внимание на то, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Так указано в п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ. Поэтому отдельно прописывать ответственность главного бухгалтера в учетной политике организации не следует. Ведь независимо от того, что будет записано в этом документе, главный бухгалтер, в случае совершения им правонарушения, понесет административную или уголовную ответственность.
1.5 Выбор вариантов учетной политики для целей бухгалтерского учета
Несмотря на то, что бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех организаций, у каждой из них есть свои особенности. Рекомендации, оптимальные для бухгалтерского учета одной организации, могут быть бесполезны для другой. Поэтому каждая организация должна самостоятельно разработать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Это следует из п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. При этом главному бухгалтеру нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами. Это вытекает из положений п. 1 ПБУ 1/98.
Все нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.
При одновариантном нормативе установлен
однозначный порядок учета
При допущении законодательством нескольких способов ведения бухгалтерского учета, в учетной политике отражается один из них. Когда главный бухгалтер формирует учетную политику, ему нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в разрабатываемом документе.
Если же способ учета какой-либо хозяйственной операции вообще не регламентирован, то главный бухгалтер имеет право самостоятельно разработать свой вариант учета и указать его в учетной политике организации. В том случае, когда нормативные документы по бухгалтерскому учету не учитывают специфики деятельности организации, и не позволяют достоверно отразить ту или иную операцию, п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ разрешает не применять правила учета, установленные действующим законодательством. При этом необходимо раскрыть и обосновать факты отступления от правил сначала в учетной политике организации, а потом и в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
2.3 сроки разработки учетной
политики для целей
Как правило, разработка учетной политики на новый финансовый год заканчивается к концу декабря уходящего года и в этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таков, чтобы все работники организации, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.
Например, в соответствии с графиком документооборота для определенных категорий работников предусмотрена обязанность по составлению и своевременной сдаче первичной документации. Каждый такой работник должен получить выписку из этого графика, где будет указано, какой и как документ он должен составить (или заполнить), кому и когда передать. И какие санкции за нарушение графика придется ему понести.
Информация о работе Учетная политика для целей бухгалтерского учета