Учетная политика организации для целей налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:21, курсовая работа

Описание

Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики в целях налогообложения и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
– охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики;
– рассмотреть отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухучета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи 5
1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения 5
1.2. Формирование учетной политики организации для целей налогового учета и ее основные элементы 11
1.3 Задачи, решаемые при формировании учетной политики
Глава 2. Элементы учетной политики как метод оптимизации налогообложения 16
2.1 Методы оптимизации налогообложения в учетной политике 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

учетная политика для целей налогообложения.docx

— 56.38 Кб (Скачать документ)

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    Экономический факультет

    Кафедра статистики, учета  и аудита

    Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    на  тему:  «Учетная политика организации  для целей налогового учета.»

    Студентки Максимовой Ульяны Владимировны 4 курса  дневного отделения

 

    Научный руководитель: Быков Василий Александрович, кандидат экономических наук.

    Санкт-Петербург

    2011 год 

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ   3

    Глава 1. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи 5

    1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения 5

    1.2. Формирование учетной политики организации для целей налогового учета и ее основные элементы 11

    1.3 Задачи, решаемые при формировании учетной политики 

    Глава 2. Элементы учетной политики как метод оптимизации налогообложения 16

    2.1 Методы оптимизации налогообложения в учетной политике 16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

    Список  использованной литературы 40 

    ВВЕДЕНИЕ

    С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к  постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой  регламентации  учетного процесса со стороны государства  в  прошлом  в  настоящее  время  перешли к разумному сочетанию  государственного  регулирования  и самостоятельности организаций  в постановке бухгалтерского учета.  Сущность  новых  подходов  к  постановке бухгалтерского учета заключается  в основном в том, что на  основе установленных государством общих  правил  бухгалтерского  учета  организации самостоятельно  разрабатывают  учетную  политику  для  решения  поставленных перед учетом задач.

    Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация  которых обеспечила  бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном  случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого    круга заинтересованных пользователей.

    Важными решениями, которые принимаются  руководством организации, являются составление  и утверждение учетной политики для налогового учета. При грамотном  применении данного инструмента  можно легально минимизировать налоговую  нагрузку и иметь документ, позволяющий  отстоять интересы организации в  суде.

    Значение учетной политики  недооценивается многими организациями, в которых к  разработке  учетной  политики  относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

    При формировании учетной политики для  целей налогообложения по конкретному  вопросу осуществляется выбор одного из нескольких вариантов,  допускаемых  законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования налогообложения в Российской Федерации.

    Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта позволяет  использовать налоговую политику в  целях налоговой оптимизации, под  которой следует понимать совокупность плановых действий, определяющих уровень  и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающих своевременные  расчеты с бюджетом.

    Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих  организаций, налоговых органов, аудиторских  фирм. При этом можно сказать, что  одним из основных документов, подвергающихся  первоочередной проверке, является принятая учетная политика  предприятия.

    В связи с эти основной целью  данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия  для целей налогообложения.

    Задачами  данной курсовой работы будут:

    – раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;

    – рассмотреть формирование учетной  политики в целях налогообложения и ее основные элементы;

    – отметить факторы, влияющие на выбор  учетной политики;

    – охарактеризовать задачи, решаемые при  формировании учетной политики;

    – рассмотреть отличия учетной  политики для целей налогообложения  от учетной политики для целей  бухучета. 

           1. ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 

           1.1 СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

    Разработка  налоговой учетной политики является для бухгалтеров обычным делом  начиная с 2002 г., т.е. с момента  вступления в силу главы 25 НК РФ. Однако сам термин «учетная политика предприятия для целей налогообложения» получил законодательное определение лишь в 2006г., когда это словосочетание было введено в состав основных понятий и терминов законодательства о налогах и сборах.1

    Под учетной политикой, согласно НК РФ, понимается «выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика»2. Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, - это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

    Необходимость создания учетной политики организации  в целях налогообложения обусловлена  предписанием законодательства об осуществлении самостоятельного ведения налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.3 Строгой регламентации по составлению учетной политики в целях ведения налогового учета не существует. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы налогового учета (аналитические регистры). Эти формы, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатывает сам налогоплательщик.

    Организация – налогоплательщик вправе:

    • дополнять регистры бухгалтерского учета необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;
    • вести самостоятельные регистры налогового учета.

    «Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.»4  К учетной политике для целей налогообложения должны прилагаться формы регистров налогового учета.

    На  практике существует 2 основных способа  закрепления соответствующих методов  ведения налогового учета:

    1. утверждение единой учетной политики
    2. утверждение учетной политики, состоящей из двух самостоятельных разделов (для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета).

    Поскольку, согласно НК РФ, «налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  настоящим Кодексом.»5, а учетная политика – инструмент формирования необходимой информации для налогового учета, следовательно, можно говорить о том, что учетная политика применяется в отношении тех налогов, которые уплачивает организация.

    «Например, она может быть составлена по видам налогов, в частности, иметь разделы по ведению учета в целях исчисления НДС и налога на прибыль организаций. Если организация не применяет специальные налоговые режимы, то отражать правила ведения учета в целях исчисления данных налогов не следует.»6

    В налоговой учетной политике необходимо закреплять положения по ведению  учета лишь по диспозитивным нормам, то есть по тем нормам, которые предлагают различные варианты учета.

    Обязанность предоставления налоговой учетной  политики четко не закреплена за налогоплательщиками  ст. 23 НК РФ, где перечислены основные обязанности организаций. В то же время налогоплательщики обязаны  предоставлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Специальной ответственности  за непредставление учетной политики в налоговые органы не установлено.

    Однако  учетная политика может быть запрошена  в ходе налоговой проверки, когда  данный документ необходимо предоставить в течение 10 дней с момента получения  требований.

      
 
 
 
 
 

 

    

    1.2 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО  УЧЕТА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 

    Согласно  ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:

    • утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
    • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения приказом, распоряжением руководителя;
    • является обязательной для всех обособленных подразделений данной организации;
    • для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

        Решение о внесении изменений в учетную  политику для целей налогообложения  принимается в случае:

    • изменения положений законодательства о налогах и сборах - не ранее момента вступления в силу изменений в законодательстве;
    • изменения применяемых методов учета - с начала нового налогового периода;
    • осуществления новых видов деятельности.

    При разработке учетной политики для  целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят  перед выбором между двумя  целями:

    1. минимизировать доходы и прибыль и, следовательно, налоги;
    2. максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности.

    Лишь  в случае разработки самостоятельной  налоговой и бухгалтерской учетной  политики возможно достижение этих двух целей.

    При разработке учетной политики в целях  налогообложения необходимо  учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового учета,  зависят от ряда характеристик, например, таких, как:

    • организационно-правовая форма;
    • виды и объемы деятельности;
    • отраслевая специфика;
    • штат и квалификация сотрудников финансово-бухгалтерской службы;
    • организация синтетического и аналитического учета;
    • обеспечение учетного процесса средствами автоматизации.

    При разработке соответствующей учетной  политики необходимо одновременное  достижение двух целей: постановка оптимальной  системы налогового учета и закрепление  в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности организации.

    В рамках, очерченных НК РФ, организация-налогоплательщик самостоятельно разрабатывает и  утверждает элементы учетной политики в целях налогообложения. Наиболее разумным является группировка элементов  учетной политики по видам налогов.

    Структура учетной налоговой политики может  быть следующая. Первая часть - организационная, в ней устанавливаются правила  ведения налогового учета, ответственные  лица, для организаций со сложной  организационной структурой указываются  порядок и сроки представления  документов в головную организацию. Вторая часть - методологическая, в  ней приводятся конкретные методики по расчету отдельных видов налогов. «Для наглядности данную часть можно представить в форме таблицы, в которой указываются налоги и применяемые к их исчислению правила со ссылкой на конкретную статью НК РФ.»7

Информация о работе Учетная политика организации для целей налогового учета