Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:08, реферат
В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.
Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...5
1.2 Требования к учетной политике организации……………………..7
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………..8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………10
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………..14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Рабочий план счетов……………………………………………….17
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации………………………………………………………………………18
2.3 Методологические аспекты учетной политики…………………..22
2.3.1 Учет основных средств……………………………………...22
2.3. 2 Учет нематериальных активов…………..………………….27
2.3.3 Учет материально-производственных запасов……………31
2.3.4 Учет займов и кредитов……………………………………..37
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50
На заключительном, шестом,
этапе избранная учетная
На выбор способа ведения учета влияют различные факторы.
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.
1.4 ИЗМЕНЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Изменение учетной политики
организации может
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;
- не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации.
Пример:
Компания «А» начала развитие
новой производственной линии с
1 января 2001 года и все затраты, связанные
с запуском линии, в соответствии
с МСФО 16 «Основные средства»
и МСФО 38 «Нематериальные активы»
(предполагалось, что введение в
действие новой линии приведет к
увеличению стоимости гудвилла компании)
отражала как вложения в основные
средства и нематериальные активы.
В 2004 году директора компании решили,
что в этом году и в будущем
затраты на развитие производства должны
отражаться как текущие расходы
по счету прибылей и убытков. Данное
изменение было вызвано тем, что
будущая экономическая
В отчете об изменении капитала за 2003 год была отражена следующая информация (в тыс. долл. США): – нераспределенная прибыль прошлых лет – 3040;
– прибыль отчетного периода – 2150;
– нераспределенная прибыль на конец отчетного периода – 5190.
В связи с изменением в учетной политике предприятия требуется внести корректировки в отчетность прошлых периодов, которая подпадает под данное изменение, как если бы новая учетная политика применялась и в прошлых периодах (списание всех затрат на развитие как текущих расходов по счету прибылей и убытков). Следовательно, необходимо скорректировать (увеличить) затраты на текущие расходы прошлых периодов:
+ 400 тыс. долл. США за 2001 год;
+ 340 тыс. долл. США за 2002 год;
+ 350 тыс. долл. США за 2003
год. Таким образом,
При внесении изменений в учетную политику компании необходимо раскрыть в отчетности следующие данные о произошедших изменениях:
– наименование стандарта или ПКИ, повлекшего за собой изменения в учетной политике;
– характер изменений в учетной политике;
– описание принципов осуществления перехода на новую учетную политику;
– сумма корректировки за текущий и предыдущие периоды;
– описание и объяснение того, как будут вноситься изменения в учетной политике в отчетность в тех случаях, когда корректировка предыдущих периодов неоправданна.
Таблица 1 – Затраты на развитие новой производственной линии, тыс. долл. США
Год |
Вложения в основные средства и нематериальные активы |
Затраты на текущие расходы (учтены в отчете о прибылях и убытках) |
Всего затраты на развитие |
2001 |
400 |
- |
400 |
2002 |
340 |
300 |
640 |
2003 |
350 |
460 |
810 |
Таблица 2 – Скорректированный отчет об изменениях капитала за 2004 год, тыс. долл. США
Статья |
2004 год |
2003 год |
Нераспределенная прибыль на начало года: до корректировки корректировка после корректировки |
5190 (1090) 4100 |
3040 (740) 2300 |
Чистая прибыль отчетного |
4760 |
18001 |
Нераспределенная прибыль на конец отчетного периода |
8860 |
4100 |
1 Прибыль по первоначальной отчетности за 2003 год до корректировки 2150 тыс. долл. США за вычетом затрат по развитию, несписанных в течение года в сумме 350 тыс. долл. США, составляет 1800 тыс. долл. США. |
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения. Если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной политики не с начала отчетного года.
При изменении или дополнении
учетной политики нет необходимости
переписывать весь приказ заново. Достаточно
утвердить изменения и
Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).
Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
- согласно законодательству Российской Федерации;
- согласно учредительным документам;
- по собственной инициативе.
В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.
Анализ норм законодательства
о бухгалтерском учете
- учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.
1.5 НОРМАТИВНАЯ
БАЗА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ
Нормативное регулирование
бухгалтерского учета представляет
собой установление государственными
органами общеобязательных правил (норм)
ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны.
Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н).
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня.
Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.
Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика
организации»,утвержденное
- Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
- ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
- ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;
- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;
- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.
- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.
Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;
- Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ
Согласно закона о бухгалтерском учете, при принятии учетной политики, организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности является типовым для предприятий всех организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов.
Переход на новый план счетов
можно было осуществлять либо с 1 января
2010 г., либо на 31 декабря 2009 г., так как
переход на новый план счетов в
течение года может вызвать определенные
трудности с составлением промежуточной
бухгалтерской и налоговой
На основании результатов проведенной инвентаризации организация приступает к переносу остатков по счетам плана действующего и вновь введенного.
Бухгалтерские проводки, выполненные в целях перехода к новому плану счетов бухгалтерского учета, необходимо отразить во внутреннем документе организации – бухгалтерской справке, которая также составляется бухгалтером организации в данном отчетном периоде.
Основная цель разработки рабочего плана счетов – построить такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике не только для структурных подразделений, но и для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.
2.2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И