Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа
Рыночная экономика заставила руководителей предприятий более тщательно и ответственно подходить к организации и планированию своего бизнеса. Однако это практически невозможно без использования данных управленческого учета. Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Введение 3
1 Цели, задачи и содержание управленческого учета 4
2 Управленческий, финансовый и налоговый учет: сравнительные особенности формирования информационных потоков 7
3 Роль информации в принятии управленческих решений 10
4 Информационные системы в экономическом пространстве управленческого учета 14
4.1 Формирование учетной информации в экономическом
пространстве управленческого учета 14
4.2 Принципы создания информационных систем УУ 17
5 Контрольно-информационные системы управленческого учета:
системы «Стандарт-кост», «АВС», «JIT», сравнительные
аспекты 22
Заключение 28
Список литературы 29
Система "стандарт-кост" (Standard-cost) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат. В основе ее лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.
До начала производственного процесса проводится предварительное нормирование затрат. Как правило, нормативные затраты определяются по следующим статьям расходов:
основные сырье и материалы;
оплата труда основных производственных рабочих;
накладные расходы.
Нормы
расходов сырья и материалов и
нормы оплаты труда основных производственных
рабочих исчисляются на единицу
продукции. Для расчета накладных
расходов составляются сметы, которые
носят постоянный характер. В случае
значительных колебаний объема производства,
которые могут привести к изменению
величины накладных расходов, составляются
скользящие сметы с разбивкой
всех статей накладных расходов на
постоянные и переменные элементы.
Для переменной части разрабатываются
нормативные величины. Для расчета
стандартной себестоимости
В ходе
осуществления производственной деятельности
фиксируются все факты
Среди основных недостатков системы "стандарт-кост" можно выделить следующие.
1. Система
зависима от внешних условий.
Изменения в законодательстве, изменения
цен поставщиков, влияние
2. Систему
невозможно применить на всех
стадиях жизненного цикла
3. Система
не охватывает качественных
4. Отклонения от нормативных затрат, показывающие превышение фактических затрат над нормативными (или наоборот), как правило, слишком агрегированы, но не всегда привязаны к конкретным видам продукции, технологическим участкам, партиям продукции.
Сфера
применения данной системы учета
затрат достаточно широка, исключение
составляют предприятия с непостоянной
номенклатурой выпускаемой
Недостатки существующих систем учета затрат обусловили поиски новых вариантов учета затрат, одной из которых является система ABC (Activity Based Costing), получившая широкое распространение в западных компаниях различных отраслей. В соответствии с методом ABC предприятие рассматривается как набор взаимосвязанных операций (функций). В процессе операции потребляются различные ресурсы (материалы, труд, оборудование). Под видом деятельности понимаются все функции, выполняемые для того, чтобы продукт был предоставлен покупателю. Соответственно продукт принимает на себя затраты на все виды деятельности, которые потребуются для его создания и предоставления покупателю.
Принципиальное
отличие указанной системы
Основные достоинства системы:
точное
определение производственных затрат,
возможность устранить
эффективный механизм управления затратами и прибылью, поскольку позволяет определить "вклад" каждого вида продукции, каждого клиента, каждой географической зоны в общий финансовый результат;
возможность контроля не только объема затрат, но и причин их появления;
возможность применения в качестве инструмента разработки эффективной ценовой и маркетинговой политики.
Указанная
система позволяет значительно
снизить затраты предприятий, усовершенствовать
взаимосвязи между отдельными подразделениями,
поэтому имеет большие
Основными недостатками, связанными с внедрением и применением ABC-метода, являются его трудоемкость, сложность, а также значительные финансовые и материальные затраты на его постановку.
Система "Just-in-time" (то есть "точно в срок") была разработана и впервые применена в Японии в компании Toyota в середине 70-х годов XX века. Система основывается на производстве продукции небольшими партиями и отказе от производства продукции крупными партиями. На предприятии практически отсутствуют запасы материально-производственных запасов, снабжение структурных подразделений производится "под заказ", то есть по мере поступления заказа на производство продукции. В принципе, JIT не является самостоятельной системой учета затрат, это система организации производства и предприятия в целом, что подразумевает и специфические особенности учета и формирования себестоимости. Цель данной системы - снижение лишних затрат в структуре себестоимости, снижение затрат на содержание, хранение и перевозку, эффективное использование производственных мощностей предприятия. Большая часть затрат становится прямыми. Например, сырье и материалы приобретаются под конкретный заказ (вид продукции) и большая часть затрат по поставке и погрузке-разгрузке материалов и сырья относится на данный заказ; конкретное оборудование участвует в производстве конкретного вида продукции, поэтому затраты на ремонт, текущее обслуживание и амортизационные отчисления становятся прямыми затратами и относятся на конкретный вид продукции.
Основными
достоинствами системы
значительное
снижение затрат на содержание, хранение
и транспортировку запасов, что
существенно уменьшает
сокращение времени на доставку сырья, материалов, запасных частей на предприятие;
уменьшение доли косвенных затрат в структуре себестоимости, в связи с чем расчет себестоимости становится более точным;
сокращение
производственного цикла
оперативность принятия решений по устранению брака, улучшению качества продукции и пр.
Система JIT еще недостаточно широко известна, в российской практике ее применение носит скорее единичный характер. Однако преимущества этой системы перед другими системами учета делают ее привлекательной.
Основной недостаток - ограниченная сфера применения. Для формирования заявки на материалы и сырье и их доставки "точно в срок" предпочтительна географическая близость предприятий-поставщиков. Чем дальше находятся предприятия-контрагенты, тем больше времени необходимо для доставки материалов, сырья, запасных частей и тем выше риски доставки (несоблюдение сроков, повреждение в процессе транспортировки и т.п.).
Таким
образом, сфера применения JIT - предприятия
малого или среднего размера и
предприятия, производящие достаточно
однородную продукцию. Наибольший эффект
от применения достигается, если предприятия
расположены в непосредственной
близости от своих поставщиков [9].
Заключение
В нашей курсовой работе мы изложили информацию, касающуюся управленческого учета, как явления и вариантах его применения на предприятиях. В рамках трех основных задач управленческого учета – планирование, определение затрат и контроль, принятие решений – нами были рассмотрены вопросы о различиях управленческого, финансового и налогового учета, представлены одни из самых распространенных систем учета затрат, определены особенности информации, как основы для принятия решений, а также изложены варианты построения информационных систем управленческого учета.
Мы пришли
к выводу, что можно выделить две
основные категории организаций, которым
необходим управленческий учет. Во-первых,
это крупные компании, собственники
которых хотят иметь
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.)
2. Положение
по ведению бухгалтерского
3. Адамов
Н., Адамова Г. Концепция,
4. Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская М.В. Бухгалтерский управленческий учет. Порядок постановки и основные направления развития. - М.: Эксмо, 2008.
5. Вахрушина
М.А. Бухгалтерский
6. Дудко М. Управленческий учет: основа планирования бизнеса. / Московский бухгалтер. 2007. № 23.
7. Кондаков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Новикова
И.Г. Основы управленческого
9. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат. / Финансовая газета. 2005. № 41, 42.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов: Около 2,5 тыс. терминов современной экономики. Изд. 2-е, перераб. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
11. Савченко
О.С. Схема организации
12. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Основные компоненты и этапы постановки системы управленческого учета в агрохолдингах. / Экономический анализ. Теория и практика. 2008. № 13.
13. Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова СИ. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
14. Шинкарева
О.В. Организация
Информация о работе Учетно-информационное обеспечение управленческого учета