Учёт основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание

Дебетовое сальдо отражает первоначальную стоимость объектов основных средств, находящихся на балансе предприятия на начало отчётного периода. По дебету счёта отражается оприходование основные средства на балансе предприятия, а так же изменение их стоимости в результате переоценки, модернизации. По кредиту счёта отражается списание первоначальной стоимости основных средств при их выбытии.

Работа состоит из  1 файл

учёт ос и нматериальных активов.docx

— 29.81 Кб (Скачать документ)

3.   УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

3.1 Учёт основных средств

Основные средства - это совокупность средств  труда, сохраняющих свою материально вещественную форму, используемые предприятием в своей хозяйственной деятельности более одного года, стоимостью свыше 30 базовых величин, по коврам и ковровым изделиям свыше 10 базовых величин и переносящих свою стоимость по частям на производимый продукт в виде суммы начисленной амортизации.

Основные средства учитываются  на счете 01 «Основные средства» активный, основной, инвентарный. Дебетовое сальдо отражает первоначальную стоимость объектов основных средств, находящихся на балансе предприятия на начало отчётного периода. По дебету счёта отражается оприходование основные средства на балансе предприятия, а так же изменение их стоимости в результате переоценки, модернизации. По кредиту счёта отражается списание первоначальной стоимости основных средств при их выбытии.

3.1.1 Классификация и виды оценки основных средств

                       Классификация основных средств:

1. по отраслевой:

а) основные средства промышленности;

б) основные средства строительства;

в) основные средства сельского  хозяйства;

г) основные средства транспорта и т.д.

2. по назначению:

а) основные средства производственного  назначения;

б) основные средства непроизводственного  назначения;

3. по натурально-вещественному  составу (по видам):

а) здания;

б) сооружения;

в) передаточное устройство;

г) машины и оборудование;

д) транспортные средства;

е) инструменты;

ж) производственный инвентарь и принадлежности;

з) хозяйственный инвентарь;

и) прочие основные средства;

4. по использованию:

а) основные средства, находящиеся  в эксплуатации (действующие);

б) основные средства, находящиеся  на реконструкции и техническом  перевооружении;

в) основные средства, находящиеся  в запасе (в резерве);

г) основные средства, находящиеся  на консервации;

5. по принадлежности:

а) собственные (принадлежащие предприятию);

б) арендованные ( принадлежащие другим предприятиям и полученные предприятием по договору аренды или в лизинг).

 

                       Порядок оценки основных средств

Переоценка – это изменение  стоимости активов и обязательств, находящихся на бухгалтерском учете. Переоценка проводится 1 раз в год  по состоянию на 1 января года следующего за отчетным.

При переоценке имущества  организации применяют следующие  методы: 
прямой оценки - пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с учетом износа, согласно заключению об оценке. 
пересчета валютной стоимости — пересчет стоимости объектов имущества в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на 31 декабря отчетного года; 
индексный — пересчет стоимости объектов имущества с использованием коэффициентов изменения их первоначальной и (или) остаточной стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированных по периодам принятия объектов на бухгалтерский учет. 
При проведении переоценки остаточная стоимость основных средств после переоценки определяется как разность между восстановительной стоимостью основных средств и суммой их амортизации после переоценки. 
Остаточная стоимость после переоценки    =    Восстановительная стоимость основных средств    -    Сумма амортизации после переоценки. 
В качестве остаточной стоимости принимается стоимость, указанная в заключении оценщика. Сумма амортизации после переоценки в этом случае равняется разнице между восстановительной стоимостью основных средств и их остаточной стоимостью. 
Расходы по оплате услуг оценщиков по переоценке основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Ликвидационная стоимость  – это стоимость возвратных материалов, металлолома, которые приходуются  от ликвидации объектов основных средств.

3.1.2 Учёт переоценки основных  средств

Переоценка производится в обязательном порядке всеми  организациями независимо от формы  собственности. Целью проведения переоценки  НМА и ОС является приведение их к балансовой стоимости, к стоимости, складывающейся на данный момент времени  согласно спросу и предложению.

Переоценке подлежат все  основные средства, которые:

  1. находятся на балансе предприятия;
  2. находятся в ремонте, запасе и на консервации;
  3. находятся на стадии модернизации, реконструкции;
  4. сданы в аренду или в безвозмездное пользование;
  5. основные средства, которые подготовлены к списанию;

Переоценке не подлежат:

  1. не находящиеся в собственности предприятия;
  2. земельные участки;
  3. жилищный фонд, библиотечный фонд;
  4. объекты ОС, расположенные в зонах отчуждения;
  5. объекты лизинга;

При переоценке каждого объекта ОС изменяется их первоначальная, остаточная стоимость, а так же сумма начисленной амортизации.

Переоценка может производиться одним из способов:

а) метод прямого пересчёта;

б) метод индексации первоначальной стоимости и суммы начисленной  амортизации с применением коэффициента изменения стоимости ОС на дату переоценки.

После окончания работы по переоценки ОС и НМА составляется акт результатов переоценки, который  подписывается членами комиссии по переоценке активов и утверждается руководителем предприятия.

Дт01, 04     Кт83Дооценка первоначальной стоимости

Дт83           Кт02, 05Дооценка суммы начисленной амортизации

 

3.1.3 Учёт поступления основных  средств

 

Основные средства поступают  на предприятие в результате:

  1. Строительство подрядным или хозяйственным способом
  2. Приобретение за плату у юридических и физических лиц
  3. Внесение ОС учредителями в виде вклада в уставный фонд безвозмездного получения от других предприятиям лиц.

Приём – передача одного объекта ОС оформляется актом о приёме– передаче объекта основных средств форма № ОС-1

Акт приёма передачи ОС составляет комиссия назначенная руководителями предприятия, состав и компетенция  комиссии распределение обязанностей между её членами утверждается приказам. Акту прилагается оправдательные документы  на поступление объекта ТТН1

Утверждённые руководителям  акт приёмки передачи объекта  ОС вместе с технической документации передаётся в бухгалтерию открывающую согласно этим документам инвентарная карточка формы № ОС-6. Техническая документация относящаяся к данному инвентарному объекту может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответственной отметкой в инвентарной карточке.

Каждому объекту ОС присваивается  инвентарный номер который наносится на объект краской или прикрепляется в виде жетона. Инвентарный номер присвоенный объекту ОС сохраняется за ним на весь период нахождения его данной организации. Инвентарный номер выбывших объектов ОС не может присваиваться другим но в принятым объектом в течение 5 лет. В инвентарной карточке приводится краткая техническая объекта. При наличии в объекте драгоценных металлов в инвентарной карточке делается соответственная отметка. На предприятии с небольшим количеством ОС место инвентарной карточки используют инвентарные книги. Внутренние  перемещение средств оформляется накладной на внутренние перемещение объекта ОС форма  № ОС - 2

 

 

 

 

 

 

    1.  Начисление и учёт амортизации основных средств

Амортизация – это денежное выражение суммы износов то есть возмещение стоимости ОС путём постепенного переноса им своей стоимости на себестоимость  изготовленной продукции.

Норма амортизации – годовой  процент перенесения стоимости  ОС на продукцию.

Срок службы, период в течение которого объекты ОС сохраняют свои потребительские свойства.

Способы начисления амортизации: линейный, нелинейный (сумма чисел лет, обратный метод суммы чисел лет, производительный).

Линейный метод – представляет собой равномерную начисленную  амортизацию в течение всего  срока службы объекта исходя из полной первоначальной стоимости и нормы  амортизации.

Нелинейный способом –  предполагает что годовая сумма амортизации не остаётся постоянной, она максимально в первые годы эксплуатации и снижается по мере их износа благодаря этому значительная сумма стоимости ОС возмещается уже первую половину срока их использования что позволяет учесть моральный износ, существуют несколько вариантов нелинейных методов (методы суммы чисел лет, уменьшаемый остаток, обратный метод суммы чисел лет).

Производительный способ – происходит исходя из натурального показателя объёма продукции в отчётном периоде и соотношение полной первоначальной стоимости объекта  и предполагаемого объёма продукции  за весь период полезного использования  объекта.

 

 

 

    1.  Учёт выбытия и внутреннего перемещения основных средств

 

В процессе хозяйственной  деятельности предприятия совершает  действия в результате которых ОС необходимо списать. Порядок отражения в учёте затрат от его причины:

  1. Ликвидация в результате негодности ОС
  2. Реализация ОС
  3. Недостача ОС выявленная в ходе инвентаризации
  4. Безвозмездная передача другим предприятиям

Для определения непригодности  ОС к дальнейшему использованию  невозможность или не эффективность  их использования, а так же оформление необходимой документации создаётся  комиссия.

Комиссия определяет возможность  использования отдельных узлов, деталей материалов списанного объекта. Оценивают их исходя из цен возможного использования. Осуществляют контроль за изъятия цветных и драгоценных металлов. Определяют их вес и контролируют их сдачу на склад. Учёт выбытия ОС в бухгалтерии ведётся на сопоставляющим счёте 91-прочие доходы и расходы.

Выбытие ОС оформляется следующими документами , составляются в 2-ух экземплярах:

  1. При безвозмездной передаче или реализации (акт о приёме передач основных средств)
  2. При выбытии основных средств в следствии полного или частичного списания (акт основных средств)
  3. При списании грузовых и легковых автомобилей, прицепов (актом списания автотранспортных средств)

На основании указанных  актов бухгалтерия делает соответствующие  записи в инвентарных карточках (книгах).

Доходы и расходы от выбытия объектов ОС отражаются в  бухгалтерском учёте в том  периоде к которому относятся при этом выручка (доход) от реализации объектов ОС отражается по мере их отгрузки, списание с баланса в соответствии с актом приёмки-передачи списания (метод начисления).

Списание и продажа  зданий, сооружений, придаточных устройств, объектов незавершенного строительства  осуществляется по решению собственника на основании представлении фонда.

Отражение в бухгалтерском  учёте хозяйственные операции связанных  с передачей объектов ОС: реализация основных средств. В соответствии с типовым планом счетов, утверждены Министерством финансов РБ от 29.06.2011г. для отражения операций связанных с выбытием ОС. Применяется активно- пассивный счёт 91. На нём накапливается информация о процессе реализации и прочих выбытий ОС.

По дебету в течении года отражается первоначальная стоимость списываемого объекта, расходы связанные с выбытием ОС, установленные законодательством налоговые платежи. По кредиту отражается выручка полученная в результате реализации конкретного объекта и стоимости материальных ценностей поступивших в следствии выбытия ОС.

    1. Особенности учёта и отражения затрат на проведение работ по ремонту

В зависимости от объёма, характера и периодичности проведения работ различают:

а) текущий ремонт - представляет собой мелкие работы по устранению неисправности, замене некоторых деталей.

б) капитальный ремонт –  осуществляется полная разборка агрегата ремонт - базовых и корпусных деталей, замена и восстановление изношенных деталей.

в) средний ремонт – проводится промежутки между текущим и капитальным  ремонтам и включают частичную разборку агрегатов и восстановление части из них.

Эти виды ремонта относятся  к работам не капитального характера  и расходы связанные с ремонтам включают в издержки производства в том периоде котором закончен ремонт ОС.

В учёте все 3-и вида ремонта  объединяются поскольку источники их покрытия одинаковы. Ремонт сможет осуществляться хозяйственным или подрядным способом. При выполнении ремонта хозяйственным способом оформляется ведомость ДИФЕКТОВ и в отделе главного механика выписывают заказ – наряды.

Первый экземпляр передаётся цеху, второй в бухгалтерию для  ведения аналитического учёта. На основании  этих документов выписываются документы  на получение со склада материалов и запасных частей. По окончанию  капитального ремонта составляется акт о приёме сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов ОС, форма № 3.

Реконструкция, модернизация основных средств.

Затраты связанные с реконструкцией, модернизацией, достройкой ОС оформляется в качестве капитальных вложений и учитывается на счёте 08. По окончанию реконструкции на основании акта формы № ОС-3, затраты списываются с кредита счёта 08- вложение в долгосрочные активы, в дебите 01. И увеличивает первоначальная стоимость ОС.

    1. Учёт арендованных основных средств

 Аренда имущества - это временная передача на возмездной основе имущественных прав, владений и пользования имущества.

Текущая – это аренда которая заключается на длительное время без права выкупа преимущества.

Финансовая (долгосрочная) –  аренда предприятия, цехов, оборудования которое предполагает передачу имущества  арендатору полное владение с правом или без права последующего выкупа.

Широкое распространение  в нашей экономике получила финансовая аренда – лизинг.

Когда арендодатель за счёт своих средств приобретает для арендатора по заявке последнего необходимого для его производственных целей оборудования.

Передача имущества во временное владение и пользование  оформляется договором аренды в  котором указываются необходимые  данные об имуществе переданные в аренду. Имущество переданное в аренду или полученное должно отражаться в бухгалтерском учёте отдельно. Передача объекта в аренду оформляется акт о приёме передаче ОС. Над арендодателем, как его собственность продолжают числиться на отчёте 01-ОС. Бухгалтерия арендодателю делает отметку в инвентарной карточке о передачи его в аренду и копия инвентарной карточки передаётся арендатору, который зачисляет объект аренды на забалансовый счёт – 001 аренда ОС без использования двойной записи по счетам получения отражается по дебету счёта 001, а при возврате их арендодателю по кредиту этого счёта.

Информация о работе Учёт основных средств и нематериальных активов