Учётная политика по отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:05, курсовая работа

Описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И БУХГАЛТЕИСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 4
1.1 Обзор литературных источников по теме исследований 5
1.2 Законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную тему 11
2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 13
2.1 Понятие, содержание и раскрытие учетной политики. 13
2.2 Внесение изменений в учетную политику, их отражение в учете и отчетности 23
2.3 Необходимость описания учетной политики в пояснениях к бухгалтерской отчетности 26
2.4 Краткое содержание разделов учетной политики и раскрытие в пояснительной записке 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ-отчётность.docx

— 50.38 Кб (Скачать документ)

Стремительные темпы развития рыночной экономики в России определяют все  большее развитие аудита.

Аудитор Ю.Ю. Кочинев в своем  издании «Аудит» излагает «…теоретический  и практический материал по аудиторским  проверкам формирования показателей  бухгалтерской отчетности, а также  учетной политики, ввиду важности этого документа для результатов  аудита в целом, ее проверка выделена в отдельный сегмент…. И раскрывает Задачи проверки; соответствие учетной  политики с требованиями ПБУ 1/98, обеспечение принципов, их неизменности и полнота раскрытия избранных способов ведения бухгалтерского учета…Источником информации при проверке данного сегмента является приказ по учетной политике…»[2]

Проведя теоретические исследования по теме «Учетная политика и бухгалтерская отчетность», а также проанализировав вышеизложенную информацию мы разделяем точки зрения Пизенгольца М.З. о том, что в настоящее время требуется особая подготовка кадров, быстро ориентирующихся во всех областях бухгалтерского учета, и Николаевой С.А., о том, что в вопросах учетной политики, должен разбираться и руководитель организации, что к сожалению не всегда бывает на практике.

1.2 Законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную тему

В настоящее время вопросы по учетной политике имеют достаточное  правовое обоснование и регламентируются следующими законодательными и нормативными документами.

1)Федеральный закон от 21.11.1996 №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями)

2)Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации»  ПБУ 1/98, утвержденное приказом  Минфина России от 09.12.98 №60н;

3)Приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности»

4)Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 от 26Н « Учет основных средств» ПБУ 6/01.

5)Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126Н» Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.

6)Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 года № 96Н « Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.

7)Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 года № 44Н « Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

8)Приказ Минфина РФ от 13.01.2000года № 5Н « Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000.

9)Приказ Минфина РФ от 06.05.1999года (с изменениями) № ЗЗН « Расходы организации» ПБУ 10/99.

10)Приказ Минфина РФ от 27.01.2000года № ПН « Информация по сегментам» ПБУ 12/2000

12)Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 года № 56Н « События после отчетной даты»

13) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/2008. Приказ Минфина России от 06.10.2008г. Другие нормативные акты действующие и вступающие в силу с 01.01.07г.

 

 

 

 

 

 

2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

2.1 Понятие, содержание и раскрытие учетной политики. Принцип  последовательности применения учетной политики

Основным документом по учетной  политике является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98.

Согласно ПБУ 1/98 под учетной  политикой организации в целях  бухгалтерского учета, в широком  смысле слова понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, ведения  регистров бухгалтерского учета, обработки  информации и т.д.

Учетная политика в узком смысле - документ, отражающий специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности в части методических способов бухгалтерского учета. В документе  должна раскрываться информация в отношении:

-способов бухгалтерского учета,  вариантность которых предусмотрена  нормативными актами по бухгалтерскому  учету;

-особенностей применения способов  бухгалтерского учета, установленных  нормативными актами по бухгалтерскому  учету, исходя из специфики  условий хозяйствования.

Учетная политика формируется бухгалтером организации на основе Положения, утверждается руководителем организации, принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с  первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс), независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1) полноту отражения в бухгалтерском  учете всех факторов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

2) своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

3) большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование  осмотрительности);

4) отражение в бухгалтерском  учете факторов хозяйственной  деятельности исходя не столько  из их правовой формы, сколько  из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

5)тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

6)рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации  (требование рациональности).

В текст ПБУ 1/98 включены нормы Закона «О бухгалтерском учете» и Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в РФ относительно перечня  вопросов, утверждаемых при формировании учетной политики:

1) Организационно - технический, в котором отражены приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В нем нужно предусмотреть:

1. рабочий план счетов бухгалтерского  учета. В нем должны быть  как синтетические, так и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности.

2. формы первичных учетных документов  для хозяйственных операций, по  которым не утверждены типовые  бланки. В этих документах обязательно  должны быть предусмотрены реквизиты,  которые перечислены в ст. 9 ФЗ  от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О  бухгалтерском учете»;

3. формы регистров налогового  учета. В этих формах необходимо  указывать реквизиты, приведенные  в ст. 313 НК РФ;

4. правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года № 105);

5. порядок контроля за хозяйственными  операциями.

2) Методические вопросы - это  те, которые влияют на порядок  формирования финансовых результатов  деятельности предприятия, на  оценку ее финансового состояния.

К ним относятся:

1. способы амортизации основных  средств и нематериальных активов;

2. порядок учета и списания  в производство сырья и материалов;

3. перечень резервов, который будет  составлять предприятие;

4. порядок списания общехозяйственных  расходов

5. методы оценки активов и  обязательств;

6. порядок проведения инвентаризации  и т.д.

Новшество ПБУ 1/2008: в учетной политике должны утверждаться все формы первичных  документов, которые применяются  организацией, а не только те, по которым  нет унифицированных форм, как  было ранее. . В дальнейшем планируется  предоставить компаниям право разрабатывать  и утверждать все формы «первички» самостоятельно.

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в  учетной политике формы регистров  бухгалтерского учета. К таковым  можно отнести журнал регистрации  хозяйственных операций, журналы  ордера, Главную книгу и т.д.

Рассмотрим объем вопросов, рассматриваемых  в учетной политике.

Для выяснения вопросов, которые  должны быть решены в рамках учетной  политики, организация должна в первую очередь определить совокупность способов, необходимых ей для отражения  в бухгалтерском учете и отчетности фактов ее хозяйственной жизни.

Иными словами, организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной  жизни, а лишь те, которые имеют  место в деятельности организации  либо планируются в ближайшем  будущем.

Напомним, что учетная политика может быть дополнена в связи  с возникновением в организации  фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать наперед все события и пытаться их формализовать в рамках учетной политики.

Следующий шаг - анализ состояния нормативной  базы по бухгалтерскому учету и формирование отношения организации к имеющимся  нормам. Здесь решаются три задачи:

1) выбор варианта учета из  вариантов, предлагаемых законодателем.

Как правило, на выбор варианта оказывают  влияние не только «желание» организации, но и такие факторы, как масштабы деятельности организации, вид производства и т.п. Необходимо также помнить, что выбор способов учета из предлагаемых законодательством вариантов необходимо осуществлять с учетом их комплексного рассмотрения. Кроме того, организация должна оценивать последствия того или иного способа учета, исходя из специфики своей деятельности, финансового состояния, бизнес-планов и т.д.

При необходимости организация  определяет специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

2) оценка организацией нормативно-установленных способов учета:

 Если  организация признает, что способ бухгалтерского учета, установленный нормативными документами, позволяет организации достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то нет необходимости такой способ рассматривать в учетной политике. Он будет действовать «по умолчанию».

3) выявление фактов хозяйственной  жизни организации, нормы в  отношении которых вообще отсутствуют  в системе нормативного регулирования.

Если же нормативно установленный  способ по каким-то причинам не позволяет  организации адекватно отразить факты ее хозяйственной жизни  или норма в законодательстве отсутствует, возникает необходимость  оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета - либо новый, либо отличный от существующего, - воспользовавшись нормой ст.13 Закона о бухгалтерском  учете» или ПБУ 1/98.

Желательно в учетной политике по каждому способу приводить  его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято то или иное положение.

Согласно приказу Минфина РФ ( приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части  формирования - для всех предприятий  независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий  публикующих свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ учрежденным  документом, либо по собственной инициативе.

Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ, понимается придание ее гласности.

В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным  документам, либо по собственной инициативе. В соответствии со ст.16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязаны  публиковать годовую бухгалтерскую  отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным «…акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые  организации, биржи, инвестиционные и  иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных  средств (взносов)….

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании  в газетах и журналах, доступных  пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них  брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам  статистики для предоставления заинтересованным пользователям».

Информация о работе Учётная политика по отчётности