Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:05, курсовая работа
В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И БУХГАЛТЕИСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 4
1.1 Обзор литературных источников по теме исследований 5
1.2 Законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную тему 11
2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 13
2.1 Понятие, содержание и раскрытие учетной политики. 13
2.2 Внесение изменений в учетную политику, их отражение в учете и отчетности 23
2.3 Необходимость описания учетной политики в пояснениях к бухгалтерской отчетности 26
2.4 Краткое содержание разделов учетной политики и раскрытие в пояснительной записке 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Стремительные темпы развития рыночной экономики в России определяют все большее развитие аудита.
Аудитор Ю.Ю. Кочинев в своем
издании «Аудит» излагает «…теоретический
и практический материал по аудиторским
проверкам формирования показателей
бухгалтерской отчетности, а также
учетной политики, ввиду важности
этого документа для
Проведя теоретические исследования по теме «Учетная политика и бухгалтерская отчетность», а также проанализировав вышеизложенную информацию мы разделяем точки зрения Пизенгольца М.З. о том, что в настоящее время требуется особая подготовка кадров, быстро ориентирующихся во всех областях бухгалтерского учета, и Николаевой С.А., о том, что в вопросах учетной политики, должен разбираться и руководитель организации, что к сожалению не всегда бывает на практике.
В настоящее время вопросы по учетной политике имеют достаточное правовое обоснование и регламентируются следующими законодательными и нормативными документами.
1)Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями)
2)Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
3)Приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности»
4)Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 от 26Н « Учет основных средств» ПБУ 6/01.
5)Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126Н» Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.
6)Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 года № 96Н « Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.
7)Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 года № 44Н « Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
8)Приказ Минфина РФ от 13.01.2000года № 5Н « Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000.
9)Приказ Минфина РФ от 06.05.1999года (с изменениями) № ЗЗН « Расходы организации» ПБУ 10/99.
10)Приказ Минфина РФ от 27.01.2000года № ПН « Информация по сегментам» ПБУ 12/2000
12)Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 года № 56Н « События после отчетной даты»
13) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/2008. Приказ Минфина России от 06.10.2008г. Другие нормативные акты действующие и вступающие в силу с 01.01.07г.
2.1 Понятие, содержание и раскрытие учетной политики. Принцип последовательности применения учетной политики
Основным документом по учетной политике является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98.
Согласно ПБУ 1/98 под учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета, в широком смысле слова понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского
учета относятся способы
Учетная политика в узком смысле - документ, отражающий специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности в части методических способов бухгалтерского учета. В документе должна раскрываться информация в отношении:
-способов бухгалтерского
-особенностей применения
Учетная политика формируется бухгалтером организации на основе Положения, утверждается руководителем организации, принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Учетная политика оформляется приказом
или распоряжением
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании
учетной политики, применяются с
первого января года, следующего за
годом утверждения
Учетная политика организации должна обеспечивать:
1) полноту отражения в
2) своевременное отражение
3) большую готовность к
4) отражение в бухгалтерском
учете факторов хозяйственной
деятельности исходя не
5)тождество данных
6)рациональное ведение
В текст ПБУ 1/98 включены нормы Закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учетной политики:
1) Организационно - технический, в котором отражены приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.
В нем нужно предусмотреть:
1. рабочий план счетов
2. формы первичных учетных
3. формы регистров налогового
учета. В этих формах
4. правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года № 105);
5. порядок контроля за
2) Методические вопросы - это
те, которые влияют на порядок
формирования финансовых
К ним относятся:
1. способы амортизации основных
средств и нематериальных
2. порядок учета и списания
в производство сырья и
3. перечень резервов, который будет составлять предприятие;
4. порядок списания
5. методы оценки активов и обязательств;
6. порядок проведения
Новшество ПБУ 1/2008: в учетной политике должны утверждаться все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было ранее. . В дальнейшем планируется предоставить компаниям право разрабатывать и утверждать все формы «первички» самостоятельно.
Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы ордера, Главную книгу и т.д.
Рассмотрим объем вопросов, рассматриваемых в учетной политике.
Для выяснения вопросов, которые
должны быть решены в рамках учетной
политики, организация должна в первую
очередь определить совокупность способов,
необходимых ей для отражения
в бухгалтерском учете и
Иными словами, организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни, а лишь те, которые имеют место в деятельности организации либо планируются в ближайшем будущем.
Напомним, что учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в организации фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать наперед все события и пытаться их формализовать в рамках учетной политики.
Следующий шаг - анализ состояния нормативной
базы по бухгалтерскому учету и формирование
отношения организации к
1) выбор варианта учета из
вариантов, предлагаемых
Как правило, на выбор варианта оказывают
влияние не только «желание» организации,
но и такие факторы, как масштабы
деятельности организации, вид производства
и т.п. Необходимо также помнить,
что выбор способов учета из предлагаемых
законодательством вариантов
При необходимости организация определяет специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.
2) оценка организацией нормативно-установленных способов учета:
Если организация признает, что способ бухгалтерского учета, установленный нормативными документами, позволяет организации достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то нет необходимости такой способ рассматривать в учетной политике. Он будет действовать «по умолчанию».
3) выявление фактов
Если же нормативно установленный способ по каким-то причинам не позволяет организации адекватно отразить факты ее хозяйственной жизни или норма в законодательстве отсутствует, возникает необходимость оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета - либо новый, либо отличный от существующего, - воспользовавшись нормой ст.13 Закона о бухгалтерском учете» или ПБУ 1/98.
Желательно в учетной политике по каждому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято то или иное положение.
Согласно приказу Минфина РФ ( приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования - для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ учрежденным документом, либо по собственной инициативе.
Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ, понимается придание ее гласности.
В части раскрытия учетной
Публичность бухгалтерской отчетности
заключается в ее опубликовании
в газетах и журналах, доступных
пользователям бухгалтерской