Управленческий учет по центрам затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, контрольная работа

Описание

ажным моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию учета затрат в центрах ответственности. Центры ответственности были задуманы как новое дополнение к системе учета «Стандарт-кост». Такая организация учета стала давать возможность использовать возникающие отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы тех или иных менеджеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИХ ВИДЫ 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА 10
АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПО ЦЕНРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

Галимова 28 вариант.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)
 

      Отчет об исполнении сметы и другие формы внутрифирменной отчетности базируются на соблюдении двух принципов:

  1. внутрихозяйственная отчетность содержит только те показатели, которые подконтрольны менеджеру данного центра ответственности и на динамику которых он может оказывать влияние;
  2. отчетность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа в том, что менеджеру более высокого уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности центра ответственности более низкого уровня.

      Большинство руководителей не имеют времени  изучать детализированные бухгалтерские  отчеты и искать проблемные области. Поэтому такие отчеты наряду с  суммарными величинами должны указывать статьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты. Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

      Поскольку управляющие центры прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центра прибыли, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.

Валовая прибыль ЦП=Чистая выручка от продаж – Произв. с\с РП

      Чистая  выручка от продаж=выручка  от продаж на сторону + выручка от продаж другим ЦР по трансфертным ценам – скидки и возврат

      Производственная  с/с = прямые затраты  по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.

      Отчетность  центра прибыли может быть расширена до показателя операционной прибыли.

Операционная  прибыль = валовая  прибыль – операционные расходы ЦП

      Операционные  расходы – расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающие выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы осуществляет предприятие в целом). Операционные расходы, относимые на центр прибыли можно разделить на прямые и косвенные (нельзя непосредственно увязать с центром прибыли). Тогда в отчет о прибыли можно ввести промежуточный показатель – остаточный доход. 
 

Показатели Центр А Предприятие
 1. Чистые продажи Х Х
 2. Производственная себестоимость  реализованной продукции Х Х
 3. Валовая прибыль Х Х
 4. Прямые операционные расходы Х Х
 5. Остаточный доход Х Х
 6. Косвенные операционные расходы         Х
 7. Операционная прибыль         Х
 8. Расходы на выплату процентов         Х
 9. Прибыль до налогообложения         Х
 10. Налог на прибыль         Х
 11. Чистая прибыль         Х

      Отчеты  о прибыли, где сопоставляются соответствующие  величины затрат и поступлений центров  прибыли – второй уровень внутрифирменной управленческой отчетности.

Рисунок 1. Планирование и контроль исполнения бюджетных  показателей в разрезе различных  типов центров ответственности

       В реальной практике предприятий очень  часто встречаются подразделения  со статусом смешанного центра ответственности, которые сочетают в себе признаки двух или нескольких классических центров  ответственности. «Смешанным» центром  ответственности называется подразделение, в текущей деятельности которого «делегированные» полномочия по различным направлениям деятельности различны.

       Оптимизация системы материального стимулирования является «обратной стороной медали»  бюджетирования по центрам ответственности. В зависимости от типа центра ответственности определенные компоненты бюджета являются централизованно фиксируемыми, а другие даются «на откуп» менеджерам на местах. Те компоненты затрат, которые находятся в сфере полномочий центрального офиса либо местного подразделения, называются им «контролируемыми».

Соответственно:

— с одной  стороны, «контролируемые» центром  затраты отслеживаются им через  систему мониторинга исполнения бюджетов;

— с  другой стороны, важно, чтобы система  стимулирования (показатели стимулирования) менеджеров на местах была такой, чтобы они были заинтересованы в динамике «контролируемых ими затрат», которая отвечала бы интересам улучшения финансовых результатов компании в целом. В случае, когда показатели стимулирования являются неадекватными типу центра ответственности, происходит эффект так называемого «moral hazard», когда менеджеры на местах объективно заинтересованы в таком функционировании своих подразделений, которое негативно сказывается на финансовых результатах компании в целом. Так, в сфере нефтедобычи примером moral hazard в некоторых случаях (при неблагоприятной ценовой конъюнктуре на нефть) может служить стимулирование нефтедобывающих предприятий не за снижение затратности добычи, а за увеличение валового выпуска.

      Менеджер  любого центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности, чтобы иметь возможность на основании этой информации принимать соответствующие управленческие решения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  КАЖДОГО                 ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

 

      На  предприятии нужно установить взаимосвязь  затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств.  
Такой подход к учету  затрат называется учетом  затрат по центрам  ответственности за расходование средств. Он основывается на принципе выделения зон ответственности согласно организационной структуре предприятия. Центр  ответственности—это организационное подразделение, которое находится под управлением единственного руководителя. По каждому центру  ответственности  аккумулируется бухгалтерская информация о деятельности каждого такого центра. 

      Отчеты  центров ответственности должны включать только те статьи затрат и поступлений (доходов, выручки), на которые может повлиять должностное лицо, ответственное за деятельность каждого центра. Система  учета по  центрам   ответственности должна включать в себя:

  1. персонализацию учетных документов, определение областей ответственности;
  2. определение контролируемых статей; менеджер центра  ответственности  должен отвечать только за те статьи затрат  и поступлений, которые он может контролировать;
  3. менеджер центра  ответственности обязан не только предоставлять отчетность по фактическим затратам и результатам, но и составлять сметы на предстоящий период.

       Информация, появляющаяся в отчетности центров  ответственности, должна отвечать следующим требованиям :

  1. своевременность (сразу же после конца периода);
  2. регулярность (чтобы была возможность проследить тенденции);
  3. простота формы и легкость чтения;
  4. емкость (количество данных определяется принципом необходимости и достаточности);
  5. первичный анализ (сравнение плановых и фактических величин, анализ отклонений, выявление сверхнормативных отклонений);
  6. взаимосвязь отчетности различных уровней управления (результирующие суммарные величины из отчетов нижних уровней входят в качестве отдельных статей в отчеты центров  ответственности более высокого уровня).

      Система учета по центрам  ответственности создается в крупных децентрализован-ных организациях и функционирует параллельно с обычной системой бухгалтерии.

      Система учета по центрам ответственности нацелена на удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления, позволяет оперативно контролировать  затраты и результаты на разных уровнях организации и оценивать деятельность отдельных менеджеров и подразделений на основе проведения первичного анализа, играет роль сигнальной системы в механизме управления.  

      Цель учета  по центрам  ответственности  накопление данных о затратах и доходах по каждому центру  ответственности таким образом, чтобы отклонения от сметы могли быть отнесены на ответственное лицо. Учетные данные по центрам  ответственности отражаются в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени, из этих отчетов руководители центров  ответственности получают информацию об отклонениях от сметы по различным статьям расходов. 

        Такая система учета может быть внедрена, если четко определены сферы ответственности различных менеджеров. Конкретная специфика инструментов и методов, применяемых в системе учета по центрам  ответственности к отдельному подразделению, зависит от того, каким статусом (типом) обладает данный центр  ответственности. 

АНАЛИЗ  ИЗДЕРЖЕК ПО ЦЕНРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

       Анализ  затрат по центрам ответственности  основывается на планировании и учете  затрат в этом разрезе. Главная цель анализа по центрам ответственности—выявление  резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях.

       С этой целью строго регламентируются функции каждого руководителя на всех уровнях и соответствующим  образом формируются и отражаются затраты в планах и отчетах  фирмы.

       Часто ответственность за определенную статью затрат может быть разделена. Например, менеджер цеха несет ответственность за количество использованного сырья, а менеджер отдела закупок будет отвечать за качество и цену этого сырья.

       При определении центров ответственности  за тот или иной вид затрат руководствуются следующими нормами:

- если менеджер может контролировать объем и цену услуг, то он ответственен за все затраты по их осуществлению;

- если менеджер может контролировать объем услуг, но не их цену, то он отвечает только за те различия между фактическими и запланированными расходами, которые вызваны изменением количества потребленных услуг;

- если менеджер не может контролировать ни объем услуг, ни их цену, то расходы будут неуправляемыми и ответственности за них менеджер не несет.

       Система учета и анализа затрат по центрам ответственности не будет действовать, если будет несправедливо возложена ответственность за расходы на тех лиц, которые не обладают полномочиями контроля за их уровнем.

       Ежемесячные отчеты об исполнении сметы по центрам  ответственности выглядят примерно так: 

                 Отчет мастера участка    Таблица 1.

Центр ответственности Контролируемые  затраты Расходы по смете  на фактический выпуск, тыс.руб Отклонение  от сметы Причины отклонений
Мастер  участка Материалы  

Оплата труда

Энергия

Прочие

500 

150

50

100

+10 

+8

-1

+3

Изменение рецептуры  сырья

Оплата простоев 

Отчисления в  фонд социальной защиты

  Итого: 800 +20  

Информация о работе Управленческий учет по центрам затрат