Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета

Автор работы: Анастасия Хижнякова, 07 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что значительно изменилась роль прибыли в развитии предприятий. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти. Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов.

Содержание

Введение
1.Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1. Сущность и содержание прибыли
2. Пути и инструменты управления прибылью предприятия
3. Учет прибыли предприятия
2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические
показатели ее оценки
2.1 Анализ формирования прибыли
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия
2.3 Планирование прибыли
3. Пути совершенствования методики управления прибылью предприятия
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач мой.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

      Пб = n Пбi ,

          [12]

      где n - количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.

      Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценами. Они позволяют ответить на ряд сложных вопросов: “Что случится с прибылью, если выпуск уменьшится?”, “Что будет с прибылью, если цена увеличится, издержки снизятся, а объем реализации упадет?” 1.

      

      Рис 1. График рентабельности.

      Это наиболее распространенная модификация  графиков рентабельности. Из нее видно, что главная задача заключается в том, чтобы определить точку, для которой денежные доходы равны денежным расходам. Для этого необходимо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины известны, то можно построить график и быстро определить прибыль и убытки. Точка безубыточности может быть также определена аналитическим путем. Одна из возможных формул имеет следующий вид:

      ВЕ = Fc / ( 1 - Vc / S ),

      [13]

      где ВЕ - точка безубыточности; Fc - фиксированные издержки; Vc - переменные издержки; S - соответствующий объем продаж.

      Эта простая зависимость основывается на целом ряде важных допущений: издержки могут быть разделены на переменные и постоянные; переменные издержки прямо пропорциональны объему производства, и это отношение не меняется; продажная цена остается неизменной, так же как остается постоянным общий уровень цен. Очень редко подобные допущения соответствуют действительности.1

      Если  отклонения велики и не могут быть подсчитаны, этот метод имеет меньшую ценность, чем в случае, когда отклонения незначительны и могут быть скорректированы. Линия издержек на графике рентабельности не обязательно должна быть прямой. Аналогично, если может быть построена кривая спроса, определяющая объемы продаж, она может быть нанесена на график вместо прямой линии. Но обычно получение таких данных связано с большими расходами и не практикуется, если это только не ведет к значительному повышению точности расчетов.

      Следует отметить, что простые зависимости, показанные на графиках рентабельности, действительно имеют место в компаниях в пределах некоторого интервала. Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции, включает также прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций.2

      Прибыль от прочей реализации - это финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья и материалов; нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной  валюты и прочего имущества предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми а отпускную цену.

      Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях.

      При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки, которые могут иметь  место в плановом периоде. 1

      Основные  источники таких  убытков:

    • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, которые необходимо погасить в планируемом периоде;
    • убытки от уценки товаров;
    • убытки от списания дебиторской задолженности, истребовать которую не представляется возможным;
    • затраты по аннулированным заказам;
    • судебные издержки.

      Таким образом, управление прибылью является очень сложным и многоступенчатым процессом. Очень важным является грамотное  и достоверное проведение анализа  прибыли на каждом этапе этого  процесса. С помощью факторного анализа руководителю удается определить степень влияния на величину прибыли основных факторов. То есть дается анализ формирования прибыли на предприятии по отдельным ее источникам. При проведении данного исследования огромное значение имеет выбор наиболее эффективного метода анализа. В современной научной литературе выделяют множество видов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ.2 Его проведение дает наиболее объективную оценку формирования прибыли на предприятии. После этого следует рассчитать показатели оценки прибыли. Рентабельность является показателем эффективности использования различных факторов деятельности предприятия, которые влияют на прибыль. 1

      3. Пути совершенствования методики управления прибылью на предприятии.

      Учитывая  наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано  с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.

      От  руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две  основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска  и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

      При неизменных экономических условиях легче было планировать и прорабатывать  программу. Все функции по реализации программы перекладывались на предприятия. Однако многое меняется, и предприятие  находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны) . В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.

      Управление  прибылью предприятия сводится к  разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.

      Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны) .

      Таким образом, в настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального  дохода. Как же упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

      Современное производство должно соответствовать  следующим параметрам:

      1. Обладать большой гибкостью, способностью  быстро менять ассортимент изделий,  так как неспособность постоянно  приспосабливаться к запросам  потребителей, обречет предприятие на банкротство.

      2. Технология производства осложнилась  на столько, что требует совершенно  новые формы контроля, организации  и разделения труда. 

      3. Требования к качеству не просто  возросли, а совершенно изменили  характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.

      4. Резко изменилась структура издержек  производства. Одновременно все  более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.

      Особой  проблемой является и повышение  эффективности деятельности предприятия  по сбыту продукции. Прежде всего  необходимо больше внимания уделять  повышению скорости движения оборотных  средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю. Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством продукции и организации поставок.

      Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных изделиях, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов. Необходимо уметь управлять доходами, а следовательно и прибылью.

      При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое расчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли; банков, которых беспокоит платежеспособность фирмы, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить нараспределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования.

      Руководителю  придется так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия.

      На  деятельность предприятий должно большое  внимание оказывать гибкое государственное  регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.

      Оборот  производственных фондов есть непрерывный, периодически повторяющийся процесс, в результате которого авансированная стоимость полностью возвращается к своей исходной форме. В результате обеспечивается процесс воспроизводства. Скорость оборота измеряется числом его оборотов, совершаемых в течение года. Его ускорение означает сокращение времени производства или времени обращения и свидетельствует о повышении эффективности используемого капитала. Кроме того, ускорение влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.

      Таким образом, к основным факторам, влияющим на прибыль относятся:

      1. Конкурентоспособность выпускаемой  продукции, в силу того, что  предприятие должно существовать  для потребителя и только клиенты,  потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.

      2. Высокая мобильность на рынке,  свобода экономического маневра,  делающая объективно необходимыми  учет рыночной конъюнктуры, гибкое  маневрирование всеми имеющимися  ресурсами для достижения эффекта.

Информация о работе Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета