Управление затратами в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:19, реферат

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение методики учета и аудита затрат в строительстве.
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно:
§ Выяснить экономическую сущность строительства как отрасли материального производства;
§ Изучить нормативное регулирование учета затрат в строительстве;

Работа состоит из  1 файл

БУУ.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Российский государственный Социальный Университет

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда.

Специальность бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему: «Управление затратами в строительстве»

 

 

 

 

 

 

Студентки Кургузовой Надежды

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Строительная отрасль является одной из отраслей материального  производства, особенно динамично  развивающейся в последние годы.

Особенности организации и экономики строительного  производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают  существенное влияние на порядок  ведения бухгалтерского учета в  строительстве. К наиболее существенным из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года.

Перечисленные и многие другие особенности обуславливают  порядок ценообразования в строительстве  и учета себестоимости строительных работ.

Помимо специфики  производства, определяемой видом деятельности организации, на ведение учета производственных затрат оказывают влияние принятая организацией структура управления, правовая форма и другие факторы.

Целью бухгалтерского учета стоимости строительных работ является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и сдачей этих работ заказчику, по видам и объектам строительства, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эффективная организация системы учета расходов становится насущной проблемой многих строительных организаций, требующей  оперативного решения.

В связи с  тем, что строительство является одной из главных отраслей экономики исследование порядка учета и аудита затрат в строительстве является одной из актуальнейших тем.

 

Целью данной дипломной работы является изучение методики учета и аудита затрат в строительстве. 
 
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно: 
 
§              Выяснить экономическую сущность строительства как отрасли материального производства; 
 
§              Изучить нормативное регулирование учета затрат в строительстве; 
 
§              Определить состав и классификацию затрат в строительстве; 
 
§              Установить порядок учета материальных затрат; 
 
§              Исследовать учет расходов на оплату труда; 
 
§              Проанализировать учет расходов на содержание строительных машин и механизмов; 
 
§              Оценить порядок учета накладных расходов в строительстве; 
 
§              Установить цели, задачи аудита затрат в строительстве, а также источники информации; 
 
§              Исследовать планирование аудита затрат в строительстве; 
 
§               Изучить методику проведения аудита затрат в строительстве; 
 
§              Определить типичные ошибки, выявляемые аудиторами при проверке затрат в строительстве.

Для рассмотрения данной темы была привлечена как учебная литература, а именно работы Н.А. Адамова, Т.Н. Борисенко, С.А. Верещагина и другие, так и периодические издания – «Бухгалтерский учет» и другие, нормативно-правовые акты РФ, документы организации и др.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты

Правовые аспекты строительной деятельности 
Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения. 
К строительству как отрасли материального производства относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы. 
Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме  капитальных вложений» (далее –  Закон № 39-ФЗ) под инвестициями понимаются денежные средства, имущество организации, имущественные права, имеющие денежную оценку, которые вкладываются в объекты предпринимательской либо иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.  
 
Также в соответствии с указанной статей закона под инвестиционной деятельностью в капитальные вложения подразумеваются вложения имущества и имущественных прав в основные средства (основной капитал) организации, а именно: затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. 
 
Под капитальными вложениями в строительство следует понимать инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих хозяйствующих субъектов. 
 
Субъектами инвестиционной деятельности, принимающими участие в строительстве, являются инвесторы, заказчики, подрядчики.

Согласно ст. 4 Закона № 39-ФЗ инвестор – юридическое  или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и  привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств (нового объекта строительства). Если финансовых возможностей одного инвестора недостаточно, то привлекаются субивесторы (соинвесторы). 
 
Инвестор заключает договор со специализированной строительной организацией для осуществления процесса строительства – заказчиком, то есть это физическое или юридическое лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов. 
 
Заказчик для осуществления будущего строительства должен иметь проектно-сметную документацию на возведение отдельно строящихся зданий или на комплекс зданий. С этой целью он обращается в проектную организацию с техническим заданием на возведение объекта. Проектная организация разрабатывает пакет проектно сметной документации, в который входит проект производства работ, проект организации строительства, и сметно-финансовые расчеты. На основе финансовых расчетов в дальнейшем определяется договорная стоимость объекта. 
 
Деятельность заказчика лицензируется. Данная организация подбирает подрядные строительные организации, осуществляет технический и архитектурный надзор за строительством, должна принять и оплатить выполненные работы.

Согласно п. 2 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), под застройщиком понимается инвестор, а также иные юридические  и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству. 
 
Аналогичное определение дано и в п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, согласно которому застройщиками осуществляются организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат. 
 
Однако в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 39-ФЗ уполномоченное инвестором лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, именуется заказчиком. 
 
В договорах часто используется термин «заказчик-застройщик». Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, выполнение функций заказчика-застройщика подлежит лицензированию в порядке, установленным данным Положением. 
 
Однако Закон № 39-ФЗ предписывает именовать такую организацию только заказчиком, и никак не застройщиком и не заказчиком-застройщиком. 
 
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) застройщиком следует называть организацию, имеющую в собственности или на праве аренды земельный участок и получившую разрешение на строительство на этом участке мноквартирного жилого дома либо иного объекта недвижимости. При этом под иными объектами недвижимости понимаются гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, и т. д., за исключением объектов производственного назначения. 
 
В связи с тем, что данные понятия применяются в различных отраслях права они не противоречат друг другу и по сути являются одним и тем же. Однако в договорах рекомендуется использовать понятие «заказчик», поскольку регулируется это гражданским правом, которым оно предусмотрено [12]. 
 
Выполнение строительно-монтажных работ производит строительная организация, которая согласно п. 4 ст. 4 Закона № 39-ФЗ именуется подрядчиком. 
 
Подрядчик – юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. 
 
В соответствии с действующим законодательством в РФ применяются различные формы организации строительных работ, от которых в значительной степени зависят система организации бухгалтерского учета и методология выявления финансового результата каждого участника процесса строительства.  
 
Деятельность подрядных строительно-монтажных организаций можно подразделить на два вида: генподрядную и субподрядную.  
 
Строительство в форме генерального подряда подразумевает, что генеральный подрядчик несет комплексную ответственность за руководство строительными работами. 
 
Заказчик (застройщик) может организовать строительные работы двумя способами: комплексного генподряда или долевого подряда. 
 
В рамках комплексного генподряда заказчик (застройщик) заключает с генеральным подрядчиком (далее – генподрядчик) только один подрядный договор на строительство объекта. При этом следует иметь в виду, что генподрядчик организация может и не исполнять строительных работ, а суть ее функций может сводиться к координации деятельности субподрядных организаций; сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством; организации, обеспечению ведения строительных работ и руководству процессом строительства. При необходимости генподрядчик заключает субподрядные договора с другими подрядчиками, которые отвечают за выполнение отдельных частей подряда.  
 
Работодателем для субподрядной организации является генподрядная организация. Субподрядные организации являются непосредственным и исполнителями строительных работ. Они, как правило, имеют узкую специализацию по видам строительных работ [1, с. 21]. 
 
В результате осуществления долевого подряда объект делится на отдельные части, по каждой из которых заказчик (застройщик) заключает отдельный подрядный договор.  
 
Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 39-ФЗ субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов. 
 
Инвестор может одновременно быть и пользователем, и подрядчиком; заказчик может выполнять функции подрядчика и т.д. В жилищном строительстве застройщик может также исполнять функции других участников строительного процесса – заказчика и подрядчика. 
 
Правовые и экономические отношения сторон в строительстве, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов строительной деятельности устанавливаются договором строительного подряда., в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленные договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену [13]. 
 
Договор строительного подряда является главным документом, регламентирующим порядок и условия осуществления строительных работ (изготовления строительной продукции). В нем предусматриваются права, обязанности и ответственность участников процесса капитального строительства. По содержанию и охвату различных аспектов договор строительного подряда относится к сложным видам договоров. 
 
По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта строительства. Под инвентарной стоимостью объекта понимаются затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию. 
 
Согласно ПБУ 2/94 незавершенное строительство – затраты застройщика по возведению объектов строительства с начала строительства и до ввода объектов в эксплуатацию.

Завершенное строительство  – затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства. 
 
Незавершенное производство – затраты подрядчика на объектах строительства по незаконченным работам, выполненным согласно договору на строительство. 
 
Строительную деятельность относят к долгосрочным инвестициям. 
 
Согласно Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином РФ от 30.12.1993 г. № 160 под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение, а также приобретения внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи (за исключением государственных ценных бумаг, участия в уставном капитале других организаций). 
 
Долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением капитального строительства в виде нового; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и объектами не производственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом не являются издержками отчетного периода и относятся к капитальным вложениям. Также к долгосрочным инвестициям относятся приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, земельных участков и природопользование; приобретение и создание нематериальных активов.

 

Правовую основу учета и аудита затрат в строительстве составляет большое количество нормативных  документов, регулирующие отношения  между субъектами, а также порядок  бухгалтерского учета в строительной деятельности. 
 
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996, устанавливающий единые правовые и методологические основы к организации и ведению бухгалтерского учета в РФ. Данный нормативный акт дает понятие бухгалтерского учета, синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности, также определен ее состав, указывает объекты, задачи учета, основные требования к ведению бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94-н. Устанавливает единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Гражданский кодекс РФ гл. 37 «Подряд» часть 2 от 26.01.1996 г. №14-ФЗ. Данный нормативный  акт определяет правовую основу строительной деятельности, а именно что касается договора строительного подряда, где устанавливаются все существенные условия, необходимые при заключении указанного договора.

Как говорилось, выше отдельные виды строительной деятельности подлежат лицензированию, а именно согласно Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ, к таким видам деятельности относятся строительство зданий и сооружений, проектирование зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. 
 
Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 №174. В соответствии с п.5 Постановления для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган (Госстрой России) следующие документы: 
 
1.            заявление о выдаче лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы и места нахождения; лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться; 
 
2.            копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; 
 
3.            копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 
 
4.            документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; 
 
5.            копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию работников 
 
Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 №174.

Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства  зданий и сооружений I и II уровней  ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 №174.  
 
Данные положения определяют соответственно порядок лицензирования деятельности по строительству, проектированию, инженерным изысканиям зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы и индивидуальными предпринимателями (при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения)

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994 г. № 167. Устанавливает правила отражения  в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство.

Альбом унифицированных форм первичной  учетной документации по учету работ  в капитальном строительстве  и ремонтно-строительных работ, утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 №100. В альбом унифицированных форм включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, а также ранее утвержденные типовые межотраслевые формы (N КС-6, N КС-11, N КС-14). К формам даны краткие указания по их применению и заполнению. 
 
Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» от 28.11.1997 №78. Постановлением утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ строительных машин и механизмов (формы № ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4, ЭСМ-5, ЭСМ-6, ЭСМ-7).

 

Таким образом, при учете и аудите затрат строительно-монтажных организаций необходимо руководствоваться большим количеством нормативно-правовых актов.

1.2. Понятие, виды, формы,  оценка, классификация

Строительство является одной из главных  отраслей экономики страны.

Оно представляет собой отрасль материального производство, деятельность которой проявляется в создании новых предприятий, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и других объектов производственной сферы, а также объектов непроизводственной сферы. Особенность строительства состоит в том, что оно производит основные фонды народного хозяйства на месте их будущего функционирования.

Информация о работе Управление затратами в строительстве