Валовой доход: понятие, показатели измерения, планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ валового дохода на примере магазина. Анализ проводят путем сравнения фактических показателей с плановыми за отчетный период, и с фактическими показателями за предшествующий период в целом по магазину в сумме и процентах к товарообороту.

Задача анализа валового дохода – всесторонне изучить выполнение плана по валовому доходу, определить размер влияния отдельных факторов.

Содержание

Введение

Валовой доход предприятий торговли: понятие, значение, показатели измерения 1
Источники образования валового дохода2
Оптовые и торговые надбавки, порядок их установления3
Факторы, влияющие на величину валового дохода 4
Планирование валового дохода 5
Планирование валового дохода на предприятии «»6
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Валовый доход- курсовая.docx

— 45.40 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

Среднего  профессионального  образования

Новокузнецкий Торгово - Экономический  Техникум 
 
 

Курсовая  работа

По экономике  организации

На тему: «Валовой доход:

понятие, показатели измерения, планирование». 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. Б-091

Подгорная К. О.

Проверил: преподаватель

Ковальчук Л. А. 
 
 

2010 г.

Содержание

Введение

  1. Валовой доход предприятий торговли: понятие, значение, показатели измерения 1
  2. Источники образования валового дохода2
  3. Оптовые и торговые надбавки, порядок их установления3
  4. Факторы, влияющие на величину валового дохода 4
  5. Планирование валового дохода 5
  6. Планирование валового дохода на предприятии «»6

Заключение

Литература 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Самофинансирование  предприятий требует, прежде всего, получение доходов от хозяйственной  деятельности и превышения этих доходов  над текущими затратами. Главным  источником доходов предприятия: и  сферы услуг является выручка  от реализации товаров, которая возмещает  затраты, авансируемые на покупку товаров  и текущие затраты.

     Издержки  производства и прибыль предприятия торговли и сферы услуг возмещаются за счет разницы между розничной ценой товара и оптовой ценой. Эта часть стоимости формирует доход от реализации товара, она твердо фиксируется государством, предприятием. Следовательно, доход от реализации - это часть совокупного общественного продукта, для торговли и сферы услуг. Его материальной основой является стоимость прибавочного продукта, созданного трудом работников материального производства переданного торговле и сфере услуг, а также стоимость прибавочного продукта, созданного работниками этих отраслей.

     Объективная необходимость существования категории  дохода в сфере услуг обусловлена  наличием товарно-денежных отношений, обособлением специальных отраслей народного хозяйства.

     Доход предприятия является одним из важнейших  экономических рычагов в хозяйственном  механизме.

     Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.

     Доход в торговле выполняет функция:

     - является мерилом оценки деятельности  предприятия;

     - используется в качестве источника  материального поощрения труда  работников;

     - выступает источником вознаграждения  владельцев акций, паев в уставном  капитале предприятия;

     - является источником самофинансирования  развития предприятия;

     - служит источником пополнения  государственно бюджета.

     Цель  данной работы – провести анализ валового дохода на примере магазина. Анализ проводят путем сравнения фактических  показателей с плановыми за отчетный период, и с фактическими показателями за предшествующий период в целом  по магазину в сумме и процентах  к товарообороту.

     Задача  анализа валового дохода – всесторонне  изучить выполнение плана по валовому доходу, определить размер влияния  отдельных факторов.

 

     4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  ВЕЛИЧИНУ ВАЛОВОГО ДОХОДА

     К основным факторам, оказывающим влияние  на абсолютную сумму и уровень  валового дохода, относятся: объем и  ассортиментная структура, товарооборота; экономическая обоснованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия  поставки товаров.

     При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса  валового дохода.

     Изменение структуры товарооборота оказывает  влияние на уровень валового дохода. Связь ассортиментной структуры  товарооборота и суммы валового дохода обусловлена дифференциацией торговой надбавки по отдельным товарным группам. В условиях рыночной экономики торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить цены на конкурентно способном уровне.

     Правильный  выбор поставщика определяет цену поставки товаров, их качество, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность  поставок, что обеспечивает стабильность и прибыльность работы торгового  предприятия.

     Профиль предприятия и профессионализм  руководства переделяет количество и широту предоставления дополнительных услуг. Валовой доход увеличивается  в среднем на 2% от поступлений за оказанные услуги. Платные дополнительные услуги увеличивают сумму валового дохода, однако необходимо помнить, что косвенное влияние бесплатных консультаций, привлекающих покупателей, оказывается значительно весомее.

 

5. ПЛАНИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО  ДОХОДА 

     Планирование  валового дохода – составная часть  финансового планирования на предприятиях торговли и общественного питания.

     Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде:

     Достижение  цели предполагает:

  1. осуществление глубокого анализа валового дохода, позволяющего оценить деятельность предприятий по его формированию;
  2. изучение рынка потребительских товаров и услуг для экономического обоснования их цены и входящей в нее торговой надбавки (наценки);
  3. выбор метода планирования валового дохода, определяемый целями развития предприятий;
  4. координацию плана валового дохода с другими планами хозяйственной деятельности: товарооборотом, издержками, прибылью;
  5. разработку управленческих решений, способствующих выполнению плана валового дохода;
  6. Корректировку плана в связи с изменяющимися условиями деятельности предприятий на потребительском рынке товаров и услуг.

     Предпосылки планирования валового дохода на торговых предприятиях таковы:

  • прогнозируемые изменения законодательной базы, регулирующей отношения предприятий с государственными и местными органами власти по вопросам ценообразования;
  • разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период;
  • разработанный план реализации товаров (продукции) и закупки товаров (сырья).

     Процесс планирования валового дохода фирмы осуществляется поэтапно. Их содержание представлено на рис. 5.1. 

      Рис. 5.1. Содержание и последовательность процесса планирования валового дохода на предприятиях торговли и общественного питания

     Методика  анализа валового дохода за предплановый период изложена выше.

     Расчет  плановой суммы валового дохода основывается на использовании  ряда методов, выбор  которых зависит от информационной базы, ценовой политики, определяемой целевыми приоритетами выбранными предприятием на предстоящий период, от уровня планово-экономической  работы и др.

     В процессе планирования валового дохода могут использоваться следующие  методы:

  1. технико-экономических расчетов;
  2. экономико-статистические;
  3. экономико-математические;
  4. оптимизационные модели;
  5. на основе целевой суммы прибыли.

     Метод технико-экономических расчетов применяется в трех вариантах, при которых базовыми показателями расчета являются:

  1. средний уровень торговой надбавки (наценки);
  2. средний уровень валового дохода;
  3. фактический объем закупки товаров (сырья) с их (его) поставкой в планируемом периоде.

     При определении плановой суммы валового дохода по первому варианту используется ранее рассчитанный показатель объема закупки товаров (сырья) на будущий  период. Определение среднего уровня торговой надбавки (наценки) на плановый период может производиться  двумя  способами:

  1. на основе сложившегося среднего уровня в предплановом периоде, скорректированного с учетом разработанной ценовой политики;
  2. на основе уровней торговых надбавок (наценок) по группам товаров (сырья) с различной целевой ориентацией ценовой политики и доли этих групп в плановом объеме закупок. При ориентации ценовой политики на покупателя базовым элементом расчета уровня торговой надбавки (наценки) выступает уровень цены товара, приемлемый для соответствующих  категорий покупателей; на текущие затраты – сумма издержек, приходящихся на единицу товара; на прибыль – целевой уровень рентабельности издержек.

     По  второму варианту модель расчета  плановой суммы валового дохода на основе среднего уровня торговой надбавки (наценки) будет иметь следующий  вид: 

                                  ,

     а на основе уровней торговых надбавок (наценок) по группам товаров:

                              ,

     где ВД - плановая сумма валового дохода, тыс. руб.;

      ОЗ - объем закупки товаров (сырья) с их постановкой в плановом периоде (в ценах закупки), тыс. руб.;

      - средний уровень  торговой надбавки  в предплановом  периоде, скорректированный  с учетом разработанной  ценовой политики;

      Утн- уровень торговой надбавки (наценки) по каждой группе товаров (сырью), %.

     Второй  вариант планирования валового дохода является одним из широко используемых на предприятиях торговли и общественного  питания. Для определения этого показателя применяют результаты анализа его динамики в предплановом периоде, скорректированные с учетом предстоящих изменений факторов, влияющих на средней уровень валового дохода (состава и структуры товарооборота, уровня торговой надбавки (наценки), звенности товародвижения и др.).  В этом случае расчет плановой суммы валового дохода будет производиться по формуле:  
 

      где  О - плановый объем товарооборота, тыс. руб.;

         - средний уровень валового дохода в предплановом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений факторов, его определяющих, % к товарообороту. 

     Метод планирования валового дохода по третьему варианту используется на предприятиях с небольшим количеством источников поступления товаров (сырья) и при  условии заключения договоров поставки. Планируемая сумма валового дохода будет определяться следующим образом: 

      где П - плановый объем поступления товаров (сырья) (в розничных ценах), тыс.руб.;

      ОЗ - фактический объем закупки товаров с их поставкой в плановом периоде (в ценах закупки), тыс. руб.;

      ТНз - сумма торговых надбавок (наценок) на предусматриваемый объем прироста товарных запасов в плановом периоде, тыс. руб. 

Информация о работе Валовой доход: понятие, показатели измерения, планирование