Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, реферат
В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.
Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов
Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов
Учет поступления материалов
Учет списания материалов в производство
Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Учет реализации материалов
Содержание
Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов
Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов
Учет поступления материалов
Учет списания материалов в производство
Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Учет реализации материалов
Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов
В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.
В бухгалтерском учете
поступление хозяйственных
Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально-производственных запасов.
Материально-производственные запасы представляют собой оборотные средства предприятия, которые можно разделить на две основные группы.
В первую группу входят материалы,
предназначенные для
Ко второй группе относятся материалы, предназначенные для продажи, а именно: готовая продукция, выпускаемая предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.
Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:
10.1 — сырье
и материалы;
10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие
изделия;
10.3 — топливо;
10.4 — тара и тарные материалы;
10.5 — запасные части;
10.6 — прочие материалы;
10.7 — материалы, переданные в переработку
на сторону;
10.8 — строительные материалы;
10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.
По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.
К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.
Материалы, которые относятся к средствам труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9
Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов
Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:
Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.
Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.
Рис. 7.1. Схема транспортировки грузов
Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 7.1).
Существует четыре основных варианта франко-цены:
«франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;
«франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции
отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
«франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
«франко-склад покупателя» — все расходы по доставке берет на себя поставщик.
В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.
УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ Учет поступления материалов
Материалы могут поступать на предприятие от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы. Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов. Пример 7.1. Учет материалов и ТЗР. В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением материалов (табл. 7.2). Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство. Таблица 7.2
Сумма ТЗР (2-я и 3-я операции) составила 6000 р. Для расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 7.3. Таблица 7.3
Так как в производство списана V4 часть материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500 р. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ Учет списания материалов в производство
Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.
Основные проводки по учету списания материалов отражены в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Материальные затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно не только на себестоимость готовой продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов на прибыль и имущество. В условиях, когда цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство:
Рассмотрим на примере, как списываются материалы в производство, если в течение отчетного периода они поступали по различным ценам. Пример 7.2. Учет списания материалов в производство. На 01.02 на складе предприятия находилось 40 кг краски по цене 30 р. за 1 кг (сальдо начальное). В течение месяца на склад поступило три партии краски (табл. 7.5). Таблица 7.5
Задание. Определить стоимость краски, оставшейся на складе на конец месяца при списании ее в производство тремя методами — по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО, если в производство списано 200 кг краски. Рассчитаем общую стоимость и количество приобретенной краски. Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р. 1. Метод средней себестоимости. При использовании этого метода определяют среднюю стоимость 1 кг краски, для этого общую стоимость приобретенной краски делят на ее количество: 10700 : 280 = 38,2 (р.). В производство списано краски на сумму 38,2 • 200 = 7640 (р.), тогда на складе останется краски на сумму 10700 р. — 7640 р. = = 3060 р. 2. Метод ФИФО. При использовании этого метода списывают краску с первого по времени поступления, начиная с сальдо, по принципу first in first out, т.е. «первым вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг. Сальдо: 30 р. • 40
кг = 1200 р. При использовании этого метода на складе останется краски на сумму: 10700 р. - 7200 р. = 3500 р. 3. Метод ЛИФО. При использовании этого метода начинают списывать краску с последнего по времени поступления по принципу last in first out, т.е. «последним вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг: Партия 3: 45 р. - 60
кг = 2700 р. При использовании этого метода на складе останется краски на сумму: 10700р. - 8100 р. = 2600р. Все данные расчетов запишем в табл. 7.6. Как видно из решения примера, при списании материалов по средней себестоимости наблюдаются средние показатели и в целом равномерность списания стоимости материальных запасов на производственные затраты. Таблица 7.6
Метод ФИФО дает
возможность снижать Метод ЛИФО увеличивает себестоимость продукции, а это, в свою очередь, снижает стоимость остатка производственных запасов. Кроме того, при списании материалов по последней рыночной стоимости себестоимость продукции также отражает колебания рыночных цен, что дает более реальное представление о возможной прибыли от реализации продукции. Для списания материалов в производство применяют также метод списания по себестоимости каждой единицы. Его используют, например, для списания драгоценных камней и металлов. Конкретные методы оценки материалов, относимые на затраты производства, предприятие устанавливает самостоятельно в зависимости от того, какие цели являются для него предпочтительнее. При этом следует сказать, что метод средней себестоимости является более традиционным для отечественного бухгалтерского учета. В зарубежной практике чаще используют методы ФИФО и ЛИФО. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ Учет материалов на складе и в бухгалтерии В связи с большими запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.
Все материалы
сначала поступают на склад. Учет
материалов на складе ведет материально-
При поступлении каждому наименованию, сорту и марке материалов присваивают специальное обозначение — номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка учета материалов. Затем номенклатурные номера заносятся в специальный реестр, который называется номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике, кроме названия и номенклатурного номера, указывают цену и единицу измерения материала. Таким образом, номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень всех используемых материалов с указанием их стоимости и единицы измерения.
Так как в обычном порядке учет материалов одновременно ведется и на складе и в бухгалтерии, то ведение учета наличия и движения материалов зависит от выбранной методики учета, которая устанавливает порядок и последовательность ведения учета материалов на складе и в бухгалтерии.
Возможна такая
постановка учета, когда на складе и
параллельно в бухгалтерии
При использовании метода учета, который называют сальдовым, бухгалтерия не дублирует складской учет, а в качестве регистров аналитического учета использует карточки учета материалов, которые ведутся на складе. Сальдовый учет материалов является более рациональным в условиях ручной обработки данных. Естественно, что современные автоматизированные системы складского учета с применением специализированных программных средств значительно упрощают и ускоряют процесс ведения складского учета материалов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ Учет реализации материалов
В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость реализации материалов, например излишков материальных запасов.
Учет реализации материалов ведется на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 91 «Прочие доходы и расходы»
Рассмотрим на примере, как отражаются операции по реализации материалов. Пример 7.3. Учет реализации материалов на счете 91. В течение месяца отражены операции, связанные с реализацией материалов (табл. 7.7). Задание. Определить финансовый результат от реализации материалов. Таблица 7.7
Для определения финансового результата от реализации материалов необходимо собрать и закрыть счет 91. Счет 91 «Прочие доходы и расходы»
Для определения финансового результата на счете 91 выравниваются обороты по максимальной сумме — 24600 р. Чтобы получить необходимый дебетовый оборот, в дебет счета 91 нужно добавить сумму 3 500 р. и это будет сумма прибыли, которую списывают проводкой Д 91 К 99. |
Информация о работе Ведение бухгалтерского учета на предприятии