Ведение бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, реферат

Описание

В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Содержание

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов
Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов
Учет поступления материалов
Учет списания материалов в производство
Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Учет реализации материалов

Работа состоит из  1 файл

снабжение.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов

Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов

Учет поступления материалов

Учет списания материалов в производство

Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Учет реализации материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ  И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов  

 

В процессе снабжения предприятие  обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления  своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы. 

 

В бухгалтерском учете  поступление хозяйственных средств  отражается по фактической стоимости, которая складывается из покупной стоимости  поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а также прочих затрат по доведению приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.  

 

Значительный удельный вес  в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как  они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально-производственных запасов.  

 

Материально-производственные запасы представляют собой оборотные средства предприятия, которые можно разделить на две основные группы. 

 

В первую группу входят материалы, предназначенные для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые  для хозяйственных нужд предприятия.  

 

Ко второй группе относятся материалы, предназначенные  для продажи, а именно: готовая  продукция, выпускаемая предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли. 

 

Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:  

 

10.1 — сырье  и материалы;  
10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия;  
10.3 — топливо;  
10.4 — тара и тарные материалы;  
10.5 — запасные части;  
10.6 — прочие материалы;  
10.7 — материалы, переданные в переработку на сторону;  
10.8 — строительные материалы;  
10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.  

 

По способу  использования и назначению материалы  представляют собой предметы и средства труда. 

 

К предметам  труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.  

 

Материалы, которые  относятся к средствам труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые  нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9

 

 

 

 

УЧЕТ  ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов 

 

Фактическая стоимость  поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость  материалов и транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР). 

 

Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя: 

 

  • затраты по подготовке продукции к отгрузке;
  • транспортные расходы;
  • железнодорожные тарифы;
  • таможенные пошлины;
  • расходы по страхованию грузов в пути;
  • оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;
  • затраты по хранению материалов;
  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
  • прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.

Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов. 

 

Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем. 

 

 

 

Рис. 7.1. Схема транспортировки грузов 

 

Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую  часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 7.1). 

 

Существует  четыре основных варианта франко-цены: 

       «франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;

         «франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции

         отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

 

         «франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции      назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

«франко-склад  покупателя» — все расходы  по доставке берет на себя поставщик.

В реальной жизни  существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются  в договоре между покупателями и  поставщиками.

 

 

 

УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Учет  поступления материалов 

 

Материалы могут  поступать на предприятие от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно  на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 7.1. 

 

Таблица 7.1 

 

Содержание  операции 

Дебет 

Кредит 

Поступили материалы  на склад: 

 

от поставщиков  
от подотчетного лица  
от учредителей выявленные в результате инвентаризации как излишки 
от ликвидации основных средств сэкономленные в основном производстве  
изготовленные во вспомогательном производстве безвозмездно от юридических лиц 

10  
10 
10  
10 

 

10  
10 
10  
10 

60  
71  
75 
91 

 

91 
20 
23 
98 


Материалы принимаются  к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости  поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы.  

Учет ТЗР  ведется обособленно на синтетическом  счете 10 «Материалы» на отдельном  субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов.  

Пример 7.1. Учет материалов и ТЗР. 

В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением  материалов (табл. 7.2). 

Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство.  

Таблица 7.2 

Содержание  операции 

Сумма, р. 

Дебет 

Кредит 

1 . Поступили  материалы от поставщика 

120000 

10 

60 

2. Акцептован  и оплачен счет за доставку  материалов 

5000 5000 

10 60 

60 51 

3. Оплачены из  кассы погрузочно-разгрузочные работы  

1000 

10 

50 

4. Списаны материалы  в производство 

30000 

20 

10 

5. Списаны ТЗР  по материалам 

20 

10 


Сумма ТЗР (2-я  и 3-я операции) составила 6000 р. Для  расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 7.3. 

Таблица 7.3 

Статьи затрат  

Получено, р. 

Списано, р. 

Списано, % 

Материалы 
ТЗР 

120000  
6000 

30000  
1500 

25 
25 


Так как в  производство списана V4 часть материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500 р.

 

УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Учет  списания материалов в производство  

 

Материалы отпускаются  со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.  

 

Основные проводки по учету списания материалов отражены в табл. 7.4. 

 

Таблица 7.4 

 

Содержание операции 

Дебет 

Кредит 

Списаны материалы  со склада: 

 

в основное производство 
во вспомогательное производство 
на общепроизводственные нужды 
на общехозяйственные нужды  
на исправление брака  
на строительно-монтажные работы  
на продажу на операции, связанные с продажей продукции 

20  
23  
25 
26 
28  
08 
91 
44 

10 
10  
10  
10 
10  
10 
10  
10 


Материальные  затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой  продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно не только на себестоимость готовой продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов на прибыль и имущество. 

В условиях, когда  цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство: 

  • метод средней себестоимости;
  • метод ФИФО;
  • метод ЛИФО;
  • по себестоимости каждой единицы.

Рассмотрим на примере, как списываются материалы в производство, если в течение отчетного периода они поступали по различным ценам. 

Пример 7.2. Учет списания материалов в производство. 

На 01.02 на складе предприятия находилось 40 кг краски по цене 30 р. за 1 кг (сальдо начальное). В течение месяца на склад поступило три партии краски (табл. 7.5). 

Таблица 7.5 

Партия краски  

Дата поступления  

Количество, кг  

Цена за 1 кг, р. 


2  

09.02  
18.02  
25.02

80  
100  
60

35 
40 
45


Задание. Определить стоимость краски, оставшейся на складе на конец месяца при списании ее в производство тремя методами — по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО, если в производство списано 200 кг краски. 

Рассчитаем  общую стоимость и количество приобретенной краски. 

Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р.  
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2800 р.  
Партия 2: 40 р. • 100 кг = 4000 р. 
Партия 3: 45 р. • 60 кг = 2 700 р.  
Итого: 280 кг на 10700 р. 

1. Метод средней  себестоимости. 

При использовании  этого метода определяют среднюю  стоимость 1 кг краски, для этого общую стоимость приобретенной краски делят на ее количество:  

10700 : 280 = 38,2 (р.). 

В производство списано краски на сумму 38,2 • 200 = 7640 (р.), тогда на складе останется краски на сумму 10700 р. — 7640 р. = = 3060 р. 

2. Метод ФИФО.  

При использовании  этого метода списывают краску с  первого по времени поступления, начиная с сальдо, по принципу first in first out, т.е. «первым вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг. 

Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р.  
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2 800 р. 
Партия 2: 40 р. • 80 кг = 3 200 р.  
Итого списано: 200 кг на 7200 р. 

При использовании  этого метода на складе останется  краски на сумму: 10700 р. - 7200 р. = 3500 р. 

3. Метод ЛИФО.  

При использовании  этого метода начинают списывать краску с последнего по времени поступления по принципу last in first out, т.е. «последним вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг: 

Партия 3: 45 р. - 60 кг = 2700 р.  
Партия 2: 40 р. • 100 кг = 4000 р.  
Партия 1: 35 р. • 40 кг = 1400 р.  
Итого списано: 200 кг на 8100 р. 

При использовании  этого метода на складе останется  краски на сумму: 10700р. - 8100 р. = 2600р. 

Все данные расчетов запишем в табл. 7.6. 

Как видно из решения примера, при списании материалов по средней себестоимости наблюдаются средние показатели и в целом равномерность списания стоимости материальных запасов на производственные затраты.  

Таблица 7.6 

Мтоды списания материалов в производство

Стоимость 

списания материалов в производство 

остатка материалов на складе 

Средней себестоимости  

7640 

3060 

ФИФО 

7200 

3500 

ЛИФО 

8100 

2600 


Метод ФИФО дает возможность снижать себестоимость  продукции за счет снижения стоимости  используемых материалов. 

Метод ЛИФО увеличивает себестоимость продукции, а это, в свою очередь, снижает стоимость остатка производственных запасов. Кроме того, при списании материалов по последней рыночной стоимости себестоимость продукции также отражает колебания рыночных цен, что дает более реальное представление о возможной прибыли от реализации продукции.  

Для списания материалов в производство применяют также  метод списания по себестоимости  каждой единицы. Его используют, например, для списания драгоценных камней и металлов. 

Конкретные  методы оценки материалов, относимые на затраты производства, предприятие устанавливает самостоятельно в зависимости от того, какие цели являются для него предпочтительнее. При этом следует сказать, что метод средней себестоимости является более традиционным для отечественного бухгалтерского учета. В зарубежной практике чаще используют методы ФИФО и ЛИФО.

 

УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Учет  материалов на складе и в бухгалтерии  

В связи с  большими запасами материальных ценностей  на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов. 

 

Все материалы  сначала поступают на склад. Учет материалов на складе ведет материально-ответственное  лицо, заведующий складом или кладовщик. Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов. 

 

При поступлении  каждому наименованию, сорту и  марке материалов присваивают специальное  обозначение — номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывается  отдельная карточка учета материалов. Затем номенклатурные номера заносятся в специальный реестр, который называется номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике, кроме названия и номенклатурного номера, указывают цену и единицу измерения материала. Таким образом, номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень всех используемых материалов с указанием их стоимости и единицы измерения. 

 

Так как в  обычном порядке учет материалов одновременно ведется и на складе и в бухгалтерии, то ведение учета  наличия и движения материалов зависит от выбранной методики учета, которая устанавливает порядок и последовательность ведения учета материалов на складе и в бухгалтерии. 

 

Возможна такая  постановка учета, когда на складе и  параллельно в бухгалтерии ведутся  карточки аналитического учета материалов в соответствии с их номенклатурными номерами. Только в бухгалтерии помимо количественного, в карточках аналитического учета материалов, ведется и стоимостной учет. В конце месяца производится сверка данных учета материалов на складе и в бухгалтерии. 

 

При использовании  метода учета, который называют сальдовым, бухгалтерия не дублирует складской  учет, а в качестве регистров аналитического учета использует карточки учета  материалов, которые ведутся на складе. Сальдовый учет материалов является более рациональным в условиях ручной обработки данных. 

Естественно, что  современные автоматизированные системы  складского учета с применением  специализированных программных средств  значительно упрощают и ускоряют процесс ведения складского учета  материалов.

 

 

УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Учет  реализации материалов 

 

В процессе хозяйственной  деятельности может возникнуть необходимость  реализации материалов, например излишков материальных запасов. 

 

Учет реализации материалов ведется на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». 

 

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»  

 

 

Дебет 

Кредит 

 

Д91 К10 

Стоимость реализованных  материалов 

Выручка от реализации материалов 

Д51 К91 

Д91 К50 
Д91 К60 

Затраты, связанные  с реализацией материалов 

   

Д91 К99 

Полученная  прибыль 

Полученный  убыток 

Д99 К91 


Рассмотрим  на примере, как отражаются операции по реализации материалов. 

Пример 7.3. Учет реализации материалов на счете 91. 

В течение месяца отражены операции, связанные с реализацией материалов (табл. 7.7). 

Задание. Определить финансовый результат от реализации материалов. 

Таблица 7.7 

Содержание  операции 

Сумма, р. 

Дебет 

Кредит 

1 . Реализованы  материалы, получена выручка 

24600 

51 

91 

2. Списаны реализованные материалы по балансовой стоимости  

19400 

91 

10 

3. Оплачена из  кассы доставка материалов покупателю  

1700 

91 

50 

4. Списан финансовый  результат от реализации материалов  


Для определения  финансового результата от реализации материалов необходимо собрать и закрыть счет 91. 

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»  

Дебет 

Кредит 

2) 19400 
3) 1 700  
4) 3 500 

1) 24600 

Од = 24600 

Ок = 24600 


Для определения  финансового результата на счете 91 выравниваются обороты по максимальной сумме — 24600 р. Чтобы получить необходимый дебетовый оборот, в дебет счета 91 нужно добавить сумму 3 500 р. и это будет сумма прибыли, которую списывают проводкой Д 91 К 99.   



Информация о работе Ведение бухгалтерского учета на предприятии