Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.
Введение
1. Внешнеторговые бартерные сделки: сущность и специфика
1.2 Порядок оформления внешнеторговой бартерной сделки
2. Контроль внешнеторговых бартерных сделок
2.1 Правовые и организационные основы валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
2.2 Проблемы совершенствования механизма таможенно-банковского валютного контроля внешнеторговых бартерных сделок
Заключение
Список использованных источников
Введение
Наиболее существенное
развитие система таможенно-банковского
валютного контроля получила в 2000-2003
годах. Именно в этот период в валютное
законодательство были внесены важные
изменения. Был постепенно увеличен
перечень таможенных режимов, на которые
распространялись эти контрольные
механизмы; расширено понятие "ценные
бумаги" и т.д. С принятием совместных
Инструкций ЦБ России и ГТК России №86-И,
№91-И и введением их в действие с 1 января
2000 года и с 1 января 2001 года соответственно
технологии валютного контроля были распространены
на экспортные и импортные операции, предусматривающие
расчеты не только в иностранной валюте,
но и в валюте Российской Федерации. В
них был определен перечень обязательных
документов, необходимых для организации
ТБВК. Важным достоинством этой системы
было тесное взаимодействие и оперативный
обмен документами и информацией между
уполномоченными банками и таможенными
органами в электронном виде по телекоммуникационной
сети, который позволял двум основным
контролирующим субъектам валютного контроля
на основе имеющихся у них данных получать
сведения о произведенных платежах и отгрузке
товаров по внешнеторговым контрактам
и выявлять нарушителей валютного и таможенного
законодательства. В результате этого
объем контролируемых в рамках ТБВК экспортных
операций российских участников ВЭД в
2003 году вырос по сравнению с 1999 годом
почти в 2,5 раза и превысил 80-процентный
рубеж, о чем свидетельствуют данные Табл.1[8].
Таблица 1. Объем экспортных операций, контролируемых в рамках ТБВК, в 1999-2003 годах (млрд. долларов США)
Показатели 1999 2000 2001 2002 2003
Общий объем экспорта 72,8 103,0 99,9 106,7 133,5
Объем контролируемых
в рамках ТБВК экспортных операций
47,7 86,4 84,9 91,7 111,1
% от общего объема
экспорта
66,0
83,9
85,0
85,9
83,0
Рассчитано по данным
годовых сборников "Таможенная статистика
внешней торговли РФ". - М.: ГТК
РФ, 1999 - 2003 и Материалам III Всероссийского
совещания руководителей
С усилением контроля
со стороны таможенных органов за
экспортными операциями количество
участников ВЭД с 2000 года по 2003 год
сократилось более чем на 35%, а
количество грузовых таможенных деклараций,
оформленных в режиме "экспорт",
уменьшилось в 2 раза. Действие ее не
распространялось на бартерные сделки,
а также на экспорт работ, услуг,
интеллектуальной собственности. Одновременно
обеспечено снижение уровня невозврата
валютной выручки от экспорта товаров.
До введения системы таможенно-банковского
валютного контроля в Россию не возвращалось
более половины экспортной валютной
выручки. Но уже в 1998 году невозврат
экспортной валютной выручки составлял
около 5%, а к 2003 году этот показатель
снижен до минимальной величины 0,1%
стоимости экспортированных товаров.
С наступлением 2001 года, Инструкции
№91-И объем контролируемых импортных
операций также возрос. Он стал составлять
около 80% объема товарного импорта.
Это подтверждает определенную эффективность
действовавшей системы
Произошедшее в 2004
году законодательное понижение
статуса таможенных органов в
сфере валютного контроля с уровня
органа валютного контроля до агента
валютного контроля привело к
снижению качества и результативности
его проведения.
В период, когда роль
ФТС России как субъекта валютного
контроля не была еще законодательно
закреплена, Банк России как орган
валютного регулирования и
Среди путей усиления
действенности таможенного
Федеральной таможенной
службе России целесообразно законодательно
вернуть статус органа валютного
контроля. Это даст ей возможность
тесно взаимодействовать с
Предоставление ФТС
России статуса органа валютного
контроля даст ей право издавать нормативные
акты валютного контроля, отнесенные
к её компетенции, в том числе
и совместные с другими органами
валютного контроля, подобно ранее
издававшимся совместным документам ЦБ
России и ГТК России по контролю
за экспортно-импортными операциями.
В настоящее время
заслуживает внимания и проблема
создания рационального для современных
условий механизма
Заключение
Внешнеторговая бартерная
сделка - сделка, совершаемая при
осуществлении внешнеторговой деятельности
и предусматривающая обмен
При заключении внешнеэкономического
бартерного договора каждая из сторон
выступает одновременно как в
роли продавца, так и в роли покупателя,
поэтому бухгалтерский учет по бартерному
договору сочетает учет приобретения
импортных товаров и учет реализации
экспортных товаров.
Одним из наиболее важных
вопросов бартерного контракта является
проблема сведения к минимуму риска
несвоевременного получения стороной,
поставившей свои товары первой, товаров
от контрагента. Речь идет о принципе
реального исполнения обязательств,
который присущ всем сделкам, совершаемым
как во внутреннем обороте Российской
Федерации, так и во внешней торговле.
Как отмечают некоторые
ученые, данную проблему на практике можно
решить, предусмотрев систему мер
защиты и оперативных санкций, направленных
на обеспечение реального
Важно отметить, что
внешнеторговые бартерные сделки имеют
ряд специфических
Меры валютного
регулирования и контроля, в законодательном
порядке принятые государством, на
наш взгляд, еще недостаточно проработаны
как в институциональном, так
и в организационно-
В системе органов
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности и осуществления валютного
контроля за ней особая роль отводится
таможенным органам России как наиболее
динамично развивающимся. В этой ситуации
вызывает обеспокоенность допущенное
в 2004 году законодательное понижение статуса
ФТС России с уровня органа валютного
контроля до уровня агента валютного контроля,
сужение функций таможенных органов по
осуществлению валютного контроля, а также
ослабление механизма взаимодействия
таможенных органов и банковских структур
по его проведению.
Список использованных
источников
Нормативно-правовые
акты:
1. Гражданский
кодекс Российской Федерации. - М.:
ИНФРА-М, 2006. - 496 с.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации:
части первая и вторая. - М.: Юрайт-Издат,
2006. - 584 с.
3. Таможенный
кодекс Российской Федерации
от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).
4. Федеральный
закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об
основах государственного
5. Федеральный
закон РФ от 10 декабря 2003 г.
№ 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле".
6. Указ Президента
РФ от 18.08.1996 № 1209 "О государственном
регулировании внешнеторговых
7. Положение,
утв. ГТК РФ 11.04.1997 № 01-23/6678, МВЭС
РФ 09.04.1997 № 10-83/1355, ВЭК РФ 02.04.1997 №
07-26/768.
8. Постановление
Правительства РФ от 31.10 1996 № 1300
"О мерах по государственному
регулированию внешнеторговых
9. Учебные
пособия и периодические
10. Ануфриева
Л.П. Международное частное
11. Бурцев
С.И. Повышение уровня
12. Бурцев
С.И. Механизм таможенного
13. Ганеев
К.Г. Бухгалтерский учет внешнеэкономической
деятельности. - М.: Изд. - во "бухгалтерский
учет", 2003. - 144 с.
14. Канашевский
В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое
и коллизионное регулирование. М.: Волтерс
Клувер, 2008.
15. Лебедева
Н.В. Паспорт бартерной сделки
// Торговля: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2007 - № 8 - с.31-33.
16. Лермонтов
Ю.В. Цена сделки // Аудит и налогообложение
-2005-№ 6-с.25-27.
17. Попков
В.П., Мерсиянов А.А., Кинчин С.В. Управление
бартерными операциями: Монография. М.:
Маршрут, 2004.
18. Семенихин
В.С. Внешнеторговые бартерные
сделки // Аудит и налогообложение.
- 2007 - № 3 - с.31-26.
19. Тихомирова
Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая
энциклопедия.5-е изд., доп. и перераб.М.,
2006.
20. Шумилов
В.М. Комментарий к закону "Об
основах государственного
[1] Данное определение
содержится в письме
[2] Тихомирова Л.В.,
Тихомиров М.Ю. Юридическая
[3] Канашевский В.А. Внешнеэкономические
сделки: материально-правовое и коллизионное
регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2008.
с. 340.
[4] Ануфриева Л.П.
Международное частное право:
Учебник: В 3 т. Том 2. Особенная
часть. М.: БЕК, 2002. с. 288.
[5] Попков В.П., Мерсиянов
А.А., Кинчин С.В. Управление бартерными
операциями: Монография. М.: Маршрут, 2004.
с. 28.
[6] В связи с
изданием настоящего письма не
подлежат применению: письмо ФТС
России от 20.09.2004г. №01-06/871 «О применении
Приказов ГТК России от 21.08.2003
№915 и от 03.12.2003 №1377 в части представления
паспорта сделки при
[7] Федеральный закон
от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах
государственного
[8] Бурцев С.И. Механизм таможенного валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и пути его совершенствования // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 58. - М.: МосГУ, 2005.