Внутренний контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:09, реферат

Описание

Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей.
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 года) и Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н.

Содержание

1. Осуществление контроля системы бухгалтерского учета организации 3
2. Осуществление контроля системы внутреннего контроля организации 13
3. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации 15
Список используемой литературы 27

Работа состоит из  1 файл

реферат по внутреннему контролю.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

      Принцип разделения обязанностей гласит:   функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности контроля эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

      Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных  операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

      Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит  от конкретных обстоятельств.

      Основные  требования к организации системы внутреннего контроля хотя и не являются принципами, но также обусловливают  эффективное функционирование системы внутреннего контроля.

      Требование  подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего  в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля  без какого бы то ни было дублирования. В надлежащем исполнении  контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии  заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных выше субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в  том числе  внешних аудиторов.

      Требование ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых  любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест». Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.

      Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица.  Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.

      Требование  заинтересованности администрации.  Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

      Требование  компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная системы внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

      Требование  приемлемости (пригодности) методологии  внутреннего контроля. Ставящиеся перед  центрами ответственности контрольные  цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение  контрольных функций. Программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными. 

      Требование  непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

      Требование  приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо  области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».

      Исключение  ненужных этапов шагов процедур в  проведении контроля.  Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.

      Требование  оптимальной централизации (или  адекватности оргструктуры).   Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации  оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

      Требование  единичной ответственности. Каждая  отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае — осуществление проверки на предмет качества исполнения  бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных   бухгалтером. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок или\и злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, принятие решений по сбытовой политике).

      Требование  потенциального функционального замещения.  Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.

      Требование  регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо  связана с тем, насколько подчинена  регламенту контрольная деятельность в организации. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту —  настолько можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно; приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие  порядок деятельности.

      Требование  взаимодействия и координации.   Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Необходима четкая координация их усилий для решения поставленных задач контроля.

      Совокупность указанных выше принципов и требований — основа эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

      Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием следующих факторов:

      отношение руководства к внутреннему контролю  (т.е.  насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);

      внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и  виды деятельности;

      количество  и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

      стратегические  установки, цели и задачи;

      степень механизации и компьютеризации  деятельности;

      ресурсное обеспечение;

      уровень компетентности кадрового состава.

      В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий  следующие этапы:

      Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

      Разработка  и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции  организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими  документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах (элементах) политики.

      Анализ  эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности,  направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого  подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев  внутреннего контроля  организации.

      Разработка  формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных  операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

      Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

      Определение путей совершенствования системы  внутреннего контроля с учетом перманентного  развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних  условий ее функционирования.

      При организации системы внутреннего  контроля должны приниматься во внимание все ее принципы. Значение показателя ее результативности (совокупной результативности отдельных элементов системы  внутреннего контроля), полученного  на основе экспертных оценок  и несложных расчетов, должно быть больше ее стоимости с учетом неполученного альтернативного дохода.

      Подводя итоги, следует сказать, что организация  эффективной системы внутреннего  контроля позволит:

      обеспечить  эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;

      сохранить  и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;

Информация о работе Внутренний контроль