Возникновение и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание

Возникновение и развитие налогообложения
Макроэкономические регуляторы при формировании доходов государства. Бюджетная концепция. Концептуальное обоснование функций, места и роли системы налогообложения в финансово-распределительных процессах

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Возникновение и развитие налогообложения.....................................................4
Макроэкономические регуляторы при формировании доходов государства. Бюджетная концепция. Концептуальное обоснование функций, места и роли системы налогообложения в финансово-распределительных процессах...................6
Эволюция принципов и систем налогообложения. Налоговый потенциал как фактор экономического роста: теоретическое содержание и практические формы его реализации. Распределение и измерение налогового бремени...................................13
Заключение.............................................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

КР налоги.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 Федеральное агентство по образованию

 

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине Налоги и налогообложение в коммерческой организации на тему: «Возникновение и развитие налогообложения»

 

 

 

 

Выполнил студент группы

Атабаева А.А.

Проверил: преподаватель

 

«____»_______ 20__ г.

Оценка _____________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г

 

 

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Возникновение и развитие налогообложения.....................................................4

Макроэкономические регуляторы при формировании доходов государства. Бюджетная концепция. Концептуальное обоснование функций, места и роли системы налогообложения в финансово-распределительных процессах...................6

Эволюция принципов и систем налогообложения. Налоговый потенциал как фактор экономического роста: теоретическое содержание и практические формы его реализации. Распределение и измерение налогового бремени...................................13

Заключение.............................................................................................................22

Список используемой литературы.......................................................................24

Задача №1…………………………………………………………………………25

Задача №2…………………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

            Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274)

определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689- 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им

Возникновение и развитие налогообложения

 

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения принято считать жертвоприношение, которое было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительным платежом.

По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

В древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах вообще считалось, что свободный гражданин отличается от раба тем, что не должен платить налоги.. Афиняне готовы были добровольно вносить пожертвования, а дань получали с побежденных врагов или союзников. Но когда предстояли крупные расходы, народное собрание устанавливало процентные отчисления от доходов.

Истоком появления государства, а вместе с ним и системы налогообложения принято считать Древний Рим. На ранней стадии развития этого государства в мирное время налоги не взыскивались, поскольку расходы по управлению городом и государством были минимальными. Но во время войны жители Рима облагались налогами в соответствии с имуществом и доходами. С развитием государства вводились новые государственные и местные налоги и повинности. В мирное время налоги снижались, а некоторые введенные в периоды войн отменялись совсем. Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живой инвентарь.

Многие традиции Древнего Рима перешли к Византии, в которой взыскивалось более 20налогов. Но слишком тяжелое налоговое бремя впоследствии привело к

       сокращению налоговой базы и, соответственно, к финансовым кризисам.

В Европе современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. Но это государство не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. В этот период в ряде европейских стран применялась система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные налоги, акцизы, местные налоги.

В России налоговая система стала формироваться только в период становления российской государственности. В 882 г. два крупнейших центра древних славян (Киевский и Новгородский) объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. Оно представляло собой объединение племен, в котором отсутствовало деление вещей на движимое и недвижимое, но уже различались право собственности и право владения. Объектами права собственности выступали земля, скот, орудия труда и т.п. Основным источником доходов казны была дань. Косвенное налогообложение существовало в виде торговых и судебных пошлин. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся с мужского пола и со скота. Уплата "выхода" была прекращена в 1480 г. Главным прямым налогом стали деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Позднее единицей прямого налогообложения стал двор, а косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов.

При Петре I подворная система налогообложения была заменена подушной, т.е. единицей налогообложения стала мужская душа. Отмена подушной подати началась в 1882 г. Одновременно стало внедряться подоходное налогообложение.

Во все эти времена государство не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги. Отношение к налогам привлекает ученых и государственных деятелей. Основоположником теории налогообложения является шотландский

экономист и философ Адам Смит. А. Смит указал на четыре признака налогообложения, составления и классификации:
■ равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си
лам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
■ определенность, (налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. История показывает, что для экономически развитых стран правила налогообложения применяются достаточно редко — раз в 5—10 лет в законодательном порядке);
■ удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно
быть удобнее платить его);
■ дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа
возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Первая мировая война, а затем Февральская революция 1917 г. усугубили финансовое положение России.

В дальнейшем финансовая система нашей страны от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий.

Современный период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием его проблем. В 80-е гг. XX в. получила признание бюджетная концепция, согласно которой налоговые поступления есть продукт двух факторов - налоговой ставки и налоговой базы.

В настоящее время в рыночной экономике налоги не только являются основным источником доходов бюджета, но и служат инструментом регулирования экономики, выполняют социальные функции перераспределения доходов, определяют

общественный статус личности. Поэтому налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений, от которой во многом зависит успех тех или иных экономических преобразований государства.

Начало 90-х гг. XX в. явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации. Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Однако до настоящего времени не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания эффективной и справедливой методики налогообложения. Для достижения этих целей необходимо в первую очередь знание налоговых теорий.

Макроэкономические регуляторы при формировании доходов государства. Бюджетная концепция. Концептуальное обоснование функций, места и роли системы налогообложения в финансово-распределительных процессах.

 

Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации. Наукой осознана необходимость изобретения макроэкономических регуляторов. Два главных из них были предложены Д.М. Кейнсом.

Первый регулятор — прогрессивные ставки налогообложения. Предприятие увеличивает выпуск продукции, допустим, в полтора раза, а за счет прогрессивной шкалы налоги вырастают в три раза. При такой налоговой системе рост производства сдерживается. Но, с другой стороны, при уменьшении объемов производства этот регулятор столь же радикально снижает налоговые выплаты, и предприятие в этом случае попадает в зону щадящего налогообложения. Экономика его улучшается, и это способствует быстрой стабилизации и  исчезновению причины для падения объемов производства.

Второй регулятор — это аналог ставки банковского кредита. Если экономика «перегрета» и нужно затормозить её развитие, повышается ставка, становятся более дорогими банковские кредиты, а это способствует изъятию инвестиционных ресурсов в сфере производства товаров и услуг.

70-80-е гг. XX в. Создание бюджетной концепции американским экономистом А. Лаффером. В рамках этой концепции рассматривается возможность сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Суть бюджетной концепции характеризует так называемая кривая Лаффера, показывающая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка 50%, и в падении

      поступлений, если ставка более 50%.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть  производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд создается за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Также создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей.

Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности

предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимозависимости между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.

В числе причин инфляции особо следует сказать об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения