Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:27, контрольная работа
Как указано в п. 5 МСА 550, руководство аудируемого лица несет ответственность за определение связанных сторон и операций с ними, а также за раскрытие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства компании требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация системы внутреннего контроля с целью обеспечения достоверного отражения и раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами.
Взаимосвязь сторон в аудите. 2
Аудит информации о связанных сторонах 2
Выявление связанных сторон 3
Раскрытие информации о связанных сторонах 3
Объемы операций между связанными сторонами. 4
Коммерческая тайна компании 5
Характеристика компонентов аудиторского рынка. Оценка внутреннего риска и внутренний контроль. 5
Характеристика компонентов аудиторского риска: внутрихозяйственный риск, риск контроля, риск не обнаружения 5
Оценка уровня внутрихозяйственного риска. 10
Московский региональный
институт высшего социально-
Воронкина Лада Георгиевна
4бх – 09/у
Контрольная работа
Учебная дисциплина – «Международные стандарты аудита»
Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Специализация: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков).
Принял: К.э.н. доц. Ермакова Л.М.
Видное - 2013
Оглавление
Взаимосвязь сторон в аудите. 2
Аудит информации о связанных сторонах 2
Выявление связанных сторон 3
Раскрытие информации о связанных сторонах 3
Объемы операций между связанными сторонами. 4
Коммерческая тайна компании 5
Характеристика компонентов аудиторского рынка. Оценка внутреннего риска и внутренний контроль. 5
Характеристика компонентов аудиторского риска: внутрихозяйственный риск, риск контроля, риск не обнаружения 5
Оценка уровня внутрихозяйственного риска. 10
В международном стандарте аудита (МСА) 550 «Связанные стороны» (Related Parties) приведены требования в отношении выявления и изучения в процессе аудита операций с хозяйствующими субъектами, являющимися связанными сторонами, и оценке раскрытия информации о связанных сторонах в соответствии с МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (Related Party Disclosures) в отчетности аудируемого лица. Как указано в п. 5 МСА 550, руководство аудируемого лица несет ответственность за определение связанных сторон и операций с ними, а также за раскрытие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства компании требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация системы внутреннего контроля с целью обеспечения достоверного отражения и раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами.
Ниже приведены процедуры, которые проводит аудитор с целью проверки достоверности полученной информации от руководства в отношении связанных сторон и полноты ее раскрытия: изучение рабочих документов за предыдущий год на предмет определения списка известных связанных сторон; проверка выполнения предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению связанных сторон; запрос у должностных лиц аудируемого лица информации об их связанности в отношении других хозяйствующих субъектов; изучение списков акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получение списка крупных акционеров из реестра акционеров; изучение протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также других предусмотренных законодательством документов, в том числе реестра акционеров; запрос других аудиторов, участвующих в данный момент или ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон; запрос информации и документов (договоры, деловая переписка, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кредиторах компании и сравнение их данных с результатами предыдущих процедур; проверка информации, представляемой компанией в налоговые и иные органы. Специалисты по МСФО могут использовать эти процедуры в качестве шпаргалки при подготовке и раскрытии информации о связанных сторонах в отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.
Зачастую бывает сложно определить, является ли контрагент, участвующий в хозяйственной операции, связанной стороной, а также отражена ли вся информация о связанных сторонах в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 в отчетности компании. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо анализировать нетипичные операции компании, а также хозяйственные операции, которые могут косвенно указывать на существование связанных сторон, не выявленных ранее. К таким операциям относятся: операции, предусматривающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручительства и условия погашения; операции, осуществленные без видимой причины с точки зрения логики бизнеса; операции, содержание которых отличается от их формы; операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом; большой объем операций или значительные по сумме операции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими); неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.
В общем виде можно выделить следующие действия, с помощью которых специалист, ответственный за составление отчетности по МСФО, может выявить наличие операций со связанными сторонами: детальный анализ операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров; анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода; анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами; анализ инвестиционных сделок, например приобретение или реализация доли участия в совместной или иной деятельности.
Финансовая отчетность должна раскрывать следующую информацию об операциях со связанными сторонами:
Сумма незавершенных расчетов и их сроки и условия, включая информацию о том, гарантированы ли они и в каком виде эти расчеты будут осуществляться, а также детальную информацию о предоставленных или полученных гарантиях.
Резерв на покрытие сомнительных долгов, связанный с незавершенными расчетами.
Расходы, признанные в течение
отчетного периода в отношении
безнадежных или сомнительных долгов,
которые должны были быть получены
от связанных сторон. Информация д
Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую
Ниже представлены примеры операций, требующие раскрытия в финансовой отчетности, если они осуществляются между связанными сторонами: приобретение и продажа товаров (готовых или незавершенных); приобретение и продажа имущества и других активов; оказание (выполнение) и получение работ (услуг); аренда имущества и предоставление имущества в аренду; лицензионные соглашения; передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций в денежной или натуральной форме; предоставление и получение гарантий и залогов; расчеты по обязательствам, которые осуществляются от имени отчитывающейся компании или самой отчитывающейся компанией от имени другой стороны.
Какие родственники по степени родства могут рассматриваться в качестве связанной стороны?
Ближайшими родственниками семь
Интересно отметить тот факт, что в странах с разной культурой существуют различные определения родственной стороны. Например, в тех странах, где кровные связи играют очень важную роль, было бы разумно считать • дальних родственников близкими членами семьи. В тех странах, где нет сильной связи между кровными родственниками, дальний родственник не может рассматриваться в качестве связанной стороны.
Необходимо помнить, что
возможны ситуации, когда руководство
компании не предоставит информацию
о некоторых связанных
Согласно МСА № 200 (см. Цель и основные принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности), целью аудита является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность (по всем существенным аспектам) в соответствии с установленными основами финансовой отчетности (т.е. нормативными документами). Следовательно, главная цель, стоящая перед аудитором, состоит в том, чтобы выразить правильное аудиторское заключение. К сожалению, далеко не всегда по результатам аудиторской проверки удается вскрыть все существенные нарушения. Причины этого могут быть объективными (выборочность аудита и др.) и субъективными (уровень квалификации и компетентности аудитора и т.д.).
Таким образом, аудиторский риск AR (Audit risk) - это риск выражения аудитором несоответствующего (неправильного) мнения в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.
В отечественном стандарте1 определение несколько отличается от приведенного выше и означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признание того, что она содержит существенные искажения, когда в действительности таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск; риск системы контроля; риск необнаружения.
Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск IR (Inherent risk) - подверженность сальдо счетов или класса операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при допущении отсутствия средств внутреннего контроля.
(Под сальдо счетов
в России понимаются
Риск системы контроля CR (Control risk) - риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении сальдо счета или класса операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, не будет предотвращено, обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Таким образом, из определения следует, что риск системы контроля складывается из двух составляющих:
Подробнее эти составляющие системы контроля рассматриваются далее.
Риск необнаружения DR (Detection risk) - риск того, что аудиторские процедуры проверки по существу не позволят обнаружить искажение в сальдо счета или классе операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций.
Связь между тремя компонентами аудиторского риска выражается формулой
AR = IR x CR x DR (правило умножения вероятностей).
Мировая практика показывает, что допустимое значение совокупного аудиторского риска не должно превышать 5%, т.е. AR<5%.
Аналогичное правило в профессиональной формулировке звучит следующим образом: уровень доверия или доверительный интервал должен быть не менее 95% (пять из ста подписанных аудитором заключений неверны по спорным вопросам). Это «магическая цифра аудиторского риска» [8, с. 51].
Величину IR x CR иногда называют риском бизнеса (не зависящим от аудитора), тогда как DR - собственно аудиторским риском (не следует путать с AR). Чаще всего при решении задач бывает необходимо определить именно величину риска необнаружения:
DR = AR : (IR x CR).
Пример 1 [8, с. 57-58]. Имеем компанию-клиента с низким уровнем риска.
Величина внутрихозяйственного риска составляет 80% (высокая норма рентабельности; стабильная отрасль). Риск системы контроля 30% (четкая система внутреннего контроля и отсутствие замечаний со стороны аудиторов по результатам предыдущих проверок).
Находим предельную величину риска необнаружения (при условии допустимого уровня совокупного аудиторского риска 5%):
0,05 : (0,8 x 0,3)« 0,2083, или 20,83%.
Это означает, что в 21 случае из 100 аудитору допустимо не выявить искажения отчетности, когда такое искажение в действительности существует, при этом он не выйдет за рамки минимального доверительного интервала совокупного аудиторского риска.
Пример 2. Имеем компанию-клиента с высоким уровнем риска.
Величина внутрихозяйственного риска составляет 100% (новый клиент, компания недавно вышла на рынок). Риск системы контроля 70% (предварительная оценка обнаружила слабость системы внутреннего контроля).